Сообщение "Развитие фонематического восприятия в норме и патологии у слабослышащих и глухих детей»
статья
Сообщение для учителей РРС и ФП школы глухих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение для учителей РРС и ФП | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа – интернат № 4 г. о. Самара
Сообщение
по теме: «Развитие фонематического восприятия в норме и патологии у слабослышащих и глухих детей»
Подготовила: Л.А. Алексевнина
Самара, 2021 г.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из важнейших проблем в обучении. Нарушение фонематического восприятия, зачастую, не дает возможности детям овладевать в нужной степени не только лексикой, грамматическим строем, но тормозит и развитие связной речи в целом.
Фонематическое восприятие – это способность различения воспроизводимых звуков. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Фонематическое восприятие развивается прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития фонематического восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование фонематического восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.
У детей в норме в онтогенезе усвоение фонематического восприятия происходит постепенно. В норме к концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает её с другими фонемами и овладевает их произношением. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребёнку выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Фонематическое восприятие позволяет детям не смешивать слова, близкие по звучанию, и способствует сохранению слоговой структуры слова. К моменту поступления в школу ребёнок должен владеть навыками звукового анализа, что является предпосылкой к овладению грамотой. Он готов успешно овладевать программным материалом.
Речь и фонематическое восприятие (слух) тесно связанны между собой. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависти от уровня развития речи: чем лучше степень сохранности слуха, тем выше уровень речевого развития.
В патологии, в частности, у детей с нарушением слуха, отмечается недоразвитие всех психических функций, способствующих развитию речи ребенка. А именно недоразвитие различных видов восприятия, тем более, фонематического восприятия, также отмечается и неустойчивость слухового внимания и восприятия. Это приводит к трудности образования слуховых ориентировок, неполноценность слухового анализа и синтеза.
Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего обуславливает тяжелые нарушения речи. У глухого ребенка речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха неслышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.
Слабослышащие дети, поступающие в образовательные учреждения, реагируют на некоторые громкие неречевые звуки. Дети с лучшими остатками слуха реагируют на голос повышенной громкости на расстоянии нескольких сантиметров от уха. Даже те небольшие остатки слуха, которые есть у слабослышащих детей, при условии систематической работы по их развитию важны для восприятия звуков окружающего мира и оказывают помощь в работе по обучению устной речи. Развивающееся фонематическое восприятие помогает слышать некоторые бытовые и природные звуки, что имеет важное значение для расширения представлений об окружающем мире и природных явлениях. Ориентировка на некоторые бытовые звуки (будильник, телефон или дверной звонок) способствует регуляции поведения ребенка, приобщению его к участию в жизни семьи.
Остаточный слух важен для формирования фонематического восприятия речи, так как он подкрепляет механизмы восприятия речи на зрительной основе и создает в результате содружественной деятельности двух анализаторов новые механизмы восприятия речи.
Большая или меньшая ограниченность словарного запаса глухого ребенка сопровождается неправильным пониманием значений слов и неправильным их употреблением. Слова, входящие в единую смысловую группу, часто заменяются одно другим. Так, например, описывая картину, где нарисована женщина, режущая хлеб, ребенок может сказать: «мама нож» (вместо мама режет хлеб), вместо конверт — «почта», вместо кран — «вода» и т. п. Особенно характерны взаимные замещения названий предметов и действий. Подобные замещения слов аналогичны тем, которые встречаются у глухих детей в процессе специального обучения их речи.
Фонематическое восприятие неслышащих детей не остается стабильным. Даже при стойком нарушении слухового аппарата можно наблюдать у ребенка развитие фонематического восприятия. Путем специальных тренировочных упражнений с использованием звукоусиливающей аппаратуры слабослышащего ребенка приучают к максимальному использованию остаточного слуха. Наибольшее развитие фонематического восприятия достигается в процессе овладения речью. Специальное обучение речи с детальным анализом ее звукового состава вырабатывает у ребенка навыки более дифференцированного восприятия доступных ему звуков. При понижении слуха, сопровождаемом только небольшими дефектами произношения и письма, ребенок может обучаться в массовой школе при условии дополнительных занятий по развитию речи.
В работе по формированию фонематического восприятия огромный вклад внесли (И. Г. Багрова Р. М. Боскис, Л. В. Нейман)
При формировании фонематического слуха выделяют следующие блоки:
1-й блок – узнавание неречевых звуков через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало», «У кого звучит игрушка» и т.д., угадывание звучания знакомых предметов–ножницы режут бумагу, крупа пересыпается в тарелку и т.д.) – упражнения на воспроизведение ритмического рисунка. Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих.
2-й блок – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова: рифмовки, изменение звукокомплекса по высоте и силе» и т.д.). Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.
3-й блок – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т.д.
4-й блок – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно– и разнозвучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма– кма, то–кто), слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы).
5-й блок – дифференциация звуков. Дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.
6-й блок – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, т.е. умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, определять первый и последний звук в слове и ряде слов, подбирать слова с определенным звуком, дифференцировать наиболее сложные звуки, составлять слова, ориентируясь на первые и последние звуки в названиях предметов, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которым необходимо активно участвовать в коррекционно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В статье описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: «Весна. Первоцветы».
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: &laq...
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...
Современные представления о «норме и патологии» в развитии детей
Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. К...