Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
методическая разработка на тему
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при нарушенном звукопроизношении отсутствует полноценный «базальный» компонент и не происходит полноценного развития фонематического восприятия.Предлагаемая система заданий может являться основой для планирования логопедической коррекционной работы в разных возрастных группах . Системой заданий по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза могут пользоваться педагоги дошкольного учреждения. Для этого необходимо определить уровень развития фонематического слуха и начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности детей. Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия
у детей старшего дошкольного возраста
в условиях группы компенсирующего вида для детей с
общим недоразвитием речи.
- в потоке слогов
VI - Фонематический анализ и синтез
| На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.
Большой медведь - низкие, тяжёлые звуки дети поют - Э-Э-Э, воробышек - высокие звуки - чик- чирик. Упражнение «Кукушка и часы». Дети изображают, как тикают часы - тик- так - показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка - ку-ку, делая взмахи руками.
БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ БАНАН БАВАН АНЬБОМ АЛЬНОМ БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
мак-бак-так моток-каток-поток ток-тук-так батон-бутон-бетон бык-бак-бок будка-дудка-утка
канава-канава-какао-канава ком-ком-кот-ком утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
мак-бак-так-банан сом-ком-индюк-дом лимон-вагон-кот-бутон мак-бак-веник-рак и т.п.
мак-дом-ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) совок-вакон-гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток) калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком)
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка) Ой, ребята, верь, не верь - От меня сбежала... (кошка, дверь, стенка) Сказала дверь: "Мой дорогой! Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)
Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук) Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)
му-мы-ма да-ды-до па-пу-по мо-мa-мы ду-ды-да ку-ко-ка и т.п.
та-ка-па па-ка-та ка-на-па га-ба-да фа-ха-ка ка-фа-ха ба-да-га ва-ма-на и т.п. То же с гласными О, У, Ы. Упражнение «Попугайчик».
по-бо ка-га пу-бу фа-ва пы-бы са-за (То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога: па-ба-па та-да-та ва-фа-ва по-бо-по да-та-да фа-ва-фа пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са Упражнение «Разговор инопланетян».
па-пя по-пё пу-пю пы-пи ма-мя мо-мё му-мю мы-ми ва-вя во-вё ву-вю вы-ви Упражнение «Пистолетик и пушка стреляют».
па-тпа на-пна та-пта ка-фка фа-тфа ка-тка та-фта ка-пка То же с гласными О, У, Ы.
пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы и т.п.
пта-тпа кта-тка пка-кпа фка-кфа фпа-пфа гда-дга фта-тфа хта-тха вба-бва
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Пропевание гласных звуков с «рисованием» руками – А- рисуем большой круг, И- «дорожку» слева- направо, У- пропевать звук , изображая руками дудочку, О- «рисуем светофор», Э- изображаем движением руки- движение качелей- лодочки, Ы- «пароход гудит- «сооружаем трубу» при помощи ладоней .
АУ УАИ УА АИУ АИ АУИ ИА ИУА ИУ УИА УИ ИАУ П р и м е р. АУИ: l-й - А, 2-й - У, 3-й - И.
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).
Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
· Создать систему логопедических игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...
Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...
Презентация "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фо...
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...