ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья

Зык Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализированы особенности развития произносительной стороны при данном речевом недоразвитии, отмечается необходимость развития фонематического восприятия и способы его развития.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое восприятие, грамота, фонем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Дорошенко

Т.А. Зык

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализированы особенности развития произносительной стороны при данном речевом недоразвитии, отмечается необходимость развития фонематического восприятия и способы его развития.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое восприятие, грамота, фонем.

O.V. Doroshenko

T.A. Zyk

FEATURES OF PHONEMIC PERCEPTION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of phonemic perception of children with phonetic and phonemic speech underdevelopment. This topic is especially relevant among older preschool children. The authors analyze the features of the development of the pronouncing side in this speech underdevelopment, note the need for the development of phonemic perception and the ways of its development.

Keywords: children of senior preschool age, phonetic and phonemic speech underdevelopment, phonemic perception, literacy, phonemes.

Фонематическим восприятием принято именовать способность к восприятию и различению речевых звуков (фонем). Такая способность формируется у каждого человека постепенно, в ходе его естественного развития [9]. Замечено, что ребенок начинает давать ответные реакции на любые рода звуки начиная уже со 2-4 недели от момента своего рождения, а в 7-11 месяцев он уже способен откликаться на знакомое слово, однако же лишь на интонационную сторону данного, а не на его предметное значение. Данный период принято именовать период дофонемного речевого развития.

К концу первого года жизни (согласно исследованиям Н.Х.Швачкина) слово начинает выступать в роли орудия общения, приобретая характер языкового средства, и малыш начинает реагировать уже на звуковую оболочку слова (то есть распознавать те фонемы, которые входят в состав слова) [8, с. 335].

В дальнейшем фонематическое развитие осуществляется достаточно интенсивно, непрерывно опережая развитие артикуляционных возможностей малыша, что, в свою очередь, является основой усовершенствования процесса произношения [1, с. 128].

Н.Х. Швачкин указывает, что уже к окончанию второго года жизни (при условии понимания речи) ребенок использует фонематическое восприятие всего комплекса звуков родного языка [8, с. 334].

Недостаточно совершенное по своему развитию фонематическое восприятие, с одной стороны, негативно воздействует на формирование детского звукопроизношения, с иной же стороны оно тормозит, усложняет процесс обучения навыкам звукового анализа, без каких полноценное чтение, а также письмо невозможны [2].

Процесс формирования верного произношения напрямую зависит от способности подрастающей личности к анализу и синтезу звуков речи, т.е. от конкретного уровня развития фонематического слуха, гарантирующего правильное восприятие фонем языка [4].

Фонематическое восприятие речевых звуков осуществляется в ходе взаимодействия идущих в кору раздражений слухового и кинестетического типа. Постепенно данные раздражения дифференцируются, предоставляя возможность вычленения уже отдельных фонем. В этом процессе серьезную роль играют первичные типы аналитико-синтетической деятельности, благодаря каким ребенок способен обобщать признаки одних фонем, отличая их от иных [5, с. 243].

Посредством аналитико-синтетической деятельности осуществляется сравнение ребенком собственной пока еще несовершенной речи с речью окружающих взрослых и формирование звукопроизношения. Недостаточная развитость процессов анализа и синтеза влияет на процесс развития произношения в общем [3]. Однако, если присутствия первичного фонематического слуха является достаточным для осуществления повседневного общения, то для овладения чтением и письмом такого уровня развития явно недостаточно. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина в своих работах доказали, что обязательным является развитие значительно более высоких типов фонематического слуха, при каких дети были бы в состоянии разделять услышанные слова на звуки, входящие в их состав, устанавливать звуковой порядок предложенного слова, т.е. осуществлять анализ звуковой структуры слова.

Д.Б. Эльконин предложил для таких специальных операций по анализу звуковой структуры слов наименование – фонематическое восприятие. Данные операции формируются в ходе специального обучения (обучение грамоте), при каком детей обучают существующим средствам проведения звукового анализа. Адекватное развитие фонематического слуха ребенка, а также его фонематического восприятия обладает огромным значением для овладения им впоследствии навыками чтения и письма [10, с. 213].

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ отличается от фонематического восприятия (при обычном речевом развитии) тем, что требует планомерного специализированного обучения. Речь, подвергаясь звуковому анализу, из средства общения трансформируется в объект познания.

А.Н. Гвоздев указывает, что «хотя ребенок отмечает разницу в звучании отдельных звуков, однако разложение слов на составляющие звуки им самостоятельно еще не осуществляется». Действительно, самостоятельно осуществить выделение последнего звука в предложенном слове, выявить несколько гласных звуков в слове одновременно, определить позицию указанного звука либо же число слогов не доступно малышу вне помощи со стороны взрослых. И крайне важно, чтобы такая помощь имела квалифицированный характер, была обоснованной и своевременной [1, с. 121].

Фонематическое восприятие является первым этапом на пути ребенка к овладению грамотой, а звуковой анализ вполне можно назвать вторым этапом. Стоит остановиться еще на одном аспекте: фонематическое восприятие развивается в период от одного года до четырех лет, а звуковой анализ появляется в еще более позднем возрасте. Наконец, фонематическое восприятие представляет собой способность различить специфика, а также порядок звуков в слове, с целью их устного воспроизведения, а звуковой анализ имеет своей целью осуществить воспроизведение звуков в письменной форме [5, с. 220].

На связи таких феноменов как фонематическое восприятие и произношение стоит остановиться более подробно.

Согласно данным исследователей Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет процесс развития фонематического восприятия у ребенка осуществляется параллельно с овладением им произносительной стороной речи [6, с. 104].

А.Н. Гвоздев, в свою очередь, отмечает, что спецификой передачи звуков на первоначальном этапе их усвоения выступает неустойчивый характер артикуляции и произношения. Однако, благодаря контролю со стороны слуха, двигательный звуковой образ звука соотносится как с произношением взрослого человека (с эталоном), так и с собственным произношением. Различение данных 2-х образов и находится в основе усовершенствования артикуляции и процесса произношения звуков речи ребёнком. При этом верное произношение возникает лишь тогда, когда оба названных образа совпадают [1, с. 86].

Р.Е. Левина указывает, что операцию произношения в норме можно рассматривать как окончание акустического процесса, ориентированного на выделение определенного звука и обнаружение его различий среди иных [6, с. 105].

В поступательном усовершенствовании собственного фонематического восприятия ребенок начинает со слухового разграничения более отдаленных звуков (к примеру, гласных – согласных), в дальнейшем приступает к различению более тонких звуковых нюансов (звонких – глухих или мягких –

твёрдых согласных). Схожесть артикуляции некоторых звуков речи побуждает ребёнка «сосредоточить» слуховое восприятие и «руководствоваться в данном процессе лишь слухом». Таким образом, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, в дальнейшем подключается артикуляция и, в итоге, процесс дифференцировки согласных звуков заканчивается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин) [10, с. 225].

Вместе с развитием детского фонематического восприятия осуществляется интенсивное развитие его активного словаря, а также овладение произношением. Следует уточнить, что наиболее четкие фонематические мнения о звуке возможны лишь при условии верного его произнесения. Лишь при четком, верном произношении, представляется возможным гарантировать наличие однозначной связи между определенным звуком и соответствующей ему буквой. В связи с этим, заучивание букв в то время, когда названия данных букв воспроизводятся неверно, содействует закреплению у ребенка уже имеющихся дефектов речи, а также существенно тормозит процесс усвоения им письменной речи.

Обязательными условиями для обучения ребенка дошкольного возраста грамоте выступают: хорошо сформированное фонематическое восприятие, верное произношение всего комплекса звуков родного языка, наличие элементарных возможностей осуществления звукового анализа. Необходимо отметить, что все представленные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Необходимо отметить, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) достаточно часто наблюдается определенная зависимость между имеющимся уровнем фонематического восприятия и числом дефектных звуков. Так, чем большее число звуков не сформировано, тем более низким является фонематическое восприятие. При наличии большого числа дефектных звуков стандартно наблюдается нарушение произношения многосложных лексем со стечением согласных. Такого рода отклонения в речи детей указывают в том числе на недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия. Но не во всех случаях имеется четкое соответствие между звуковых произношением и восприятием.

По выраженности нарушений звуковой стороны речи можно выделить легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН [6, с. 79]: для легкой степени ФФН свойственны нарушения дифференциации лишь дефектно произносимых звуков. В то время как в остальном звуко-слоговая структура лексемы анализируется верно; для средней степени ФФН характерны уже более грубые нарушения звукового анализа. Так, фиксируется недостаточный уровень дифференциации значительного количества звуков, входящих в разного рода фонетические группы. В условиях устной речи артикуляция детей сформирована достаточно; для тяжелой степени ФФН свойственно глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок не способен воспринимать звуки на слух, не может различает их, не в состоянии выделить данные звуки в слове и установить их последовательность.

Фонематические нарушения зачастую находятся в единстве с такими фонетическими недостатками как искажение произношения одного либо же нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). При том общее число дефектно произносимых звуков у ребенка с ФФН может достигать количества 16 - 20 [7, с. 80].

Непосредственным следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН выступает его неспособность овладеть эффективным фонематическим анализом, то есть выделить звуки на фоне слова, зафиксировать их число и последовательность. Дети с ФФН с большим трудом произносят слова со стечением согласных звуков, а также многосложные слова. В ходе проговаривании данных слов присутствуют пропуски слогов, их перестановки и замены, прибавление лишнего звука внутри слога и т. д. Помимо уже перечисленных трудностей, у детей с ФФН может фиксироваться также нечеткость артикуляции. Лексический запас и грамматический строй речи у детей с ФФН обычно находится в пределах допустимой нормы, но при специальном обследовании могут быть выявлены ошибки в словоизменении, согласовании между собой частей речи, употреблении некоторых предлогов. Вместе с нарушениями вербального плана, для детей с ФФН характерна также определенная специфика протекания высших психических функций (ВПФ): неустойчивость произвольного внимания, сложности переключения, сужение объема памяти (в особенности это касается речевого материала, сложности в понимании абстрактных категорий, замедленное протекание мыслительных процессов [7, с. 82].

Изучив и апробировав накопленный опыт работы иных логопедов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, приняв во внимание методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной мы пришли к выводу, что применение игр, игровых упражнений, значительно снижают сроки обучения и увеличивают качество подготовки к школьному обучению. В частности, такая работа содействует улучшению восприятия звуков, способствует нормализации процесса произношения, гарантирует формирование устойчивых навыков звукового анализа и синтеза, развивает внимание и память, повышает степень готовности к чтению и письму Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у детей с ФФН является крайне актуальной, поскольку развитие фонематических процессов позитивно воздействует на процесс становления всей речевой системы. Кроме того, раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях дает возможность корректировать речевую функцию у таких дошкольников, предотвращая тем самым возникновение у них в дальнейшем дисграфии и дислексии.

 

Литература

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 437 с.

2. Дорошенко О.В. Инновационный подход к проблеме развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения // Модернизация образования в современном мире. Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. А.И. Воротникова, Т.Л. Кремнёва. 2009. С. 90 – 93.

3. Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с использованием игр с песком // Цивилизация знаний: Российские реалии. Труды Семнадцатой международной научной конференции. 2016. С. 460 – 463.

4. Дорошенко О.В., Феоктистова С.В. Формирование творческой речевой активности дошкольников с функциональными нарушениями зрениями // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 60-69.

5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. 338 с.

6. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. М.: АРКТИ, 2005. 222 с.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 1999. 367 с.

8. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой. М., 2000. 512 с.

9. Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Инновационные технологии "LEGO" И "SPECTRA"в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды. 2008. С. 41 – 43.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1998. 215 с.

Literatura

1. Gvozdev A.N. Questions of studying children's speech. M., 1961. 437 p.

2. Doroshenko O.V. Innovative approach to the problem of the development of coherent speech of senior preschool children with visual impairments. In the collection: Modernization of education in the modern world. Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference. Ed. by A. I. Vorotnikov, T. L. Kremnev. 2009. pp. 90-93.

3. Doroshenko O.V., Shevyreva T.V. Development of coherent speech of preschool children with visual impairments using games with sand. In the collection: The Civilization of Knowledge: Russian realities. Proceedings of the Seventeenth International Scientific Conference. 2016. p. 460-463.

4. Doroshenko O.V., Feoktistova S.V. Formation of creative speech activity of preschool children with functional visual impairments. Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2016. No. 1. pp. 60-69.

5. Zhurova L.E., Elkonin D.B. On the question of the formation of phonemic perception in preschool children. Moscow: Prosveshchenie, 1963. 338 p.

6. Levina R.E. Violation of speech and writing in children: selected works / R. E. Levina. M.: ARKTI, 2005. 222 p.

7. Filicheva T.B., Tumanova T.V. Children with phonetic and phonemic underdevelopment. Education and training. Moscow, 1999. 367 p.

8.Shvachkin N.H. Development of phonemic perception of speech at an early age // Chrestomatiya po teorii i metodike razvitiya rech detey pre-school age / Edited by M. M. Alekseeva. M., 2000. 512 p.

9. Shevyreva T.V., Doroshenko O.V. Innovative technologies "LEGO" and "SPECTRA" in correctional and developmental work with children with special educational needs. In the collection: Correctional and developmental work with children in a multifunctional interactive environment. 2008. p. 41-43.

10. Elkonin D. B. Speech development in preschool age. M., 1998. 215 p


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...

Презентация "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фо...