Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».
презентация к уроку

Наталья Анатольевна Киреева

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kireeva_fonematicheskiy_sluh.pptx862.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи». Учитель-логопед: Киреева Наталья Анатольевна.

Слайд 2

Слуховое восприятие – способность воспринимать звуковые колебания органами слуха .

Слайд 4

Важной характеристикой слуха является слуховое внимание Слуховое внимание- это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности.

Слайд 5

Сосредотачивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.

Слайд 6

Нарушения слухового восприятия выражается преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и т.д.

Слайд 7

В современной психологической и методической, педагогической литературе используют разные термины : Речевой слух Фонематический слух Фонематическое восприятие

Слайд 8

Речевой слух - способность различать в речевом потоке отдельные звуки, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение не возможно.

Слайд 9

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставления слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение- в « решетке фонем». Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающие не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. Понятие «фонематический слух».

Слайд 10

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам , к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни - возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Возрастные нормы развития фонематического слуха

Слайд 11

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». «ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ» - Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Слайд 12

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи (фонетической) и процесс развития восприятия звуков речи (фонематический). К пяти , шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слова. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи имеет большое значение фонематическое восприятие. Выделяют несколько уровней фонематического развития детей . Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Слайд 13

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: - трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; - при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; - невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Слайд 14

У детей с ФФНР наблюдаются : - общая смазанность речи; - нечеткая дикция, - некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи Характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР, что может привести в дальнейшем без специального коррекционного воздействия , к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Слайд 15

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие. «Ушки - слушки» «Красный — белый» Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Игровой материал: По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый). Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

Слайд 16

Цель : развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука. «Где звенит?» «Поймай звук» Цель: Выделить звук на фоне слова. Проводится в качестве физминутки . Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [ c ] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).

Слайд 17

«Что общего?» Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, колодец.

Слайд 18

Цель: Развитие фонематического и речевого слуха. Описание игры : В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно? Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки. Доску на гору везём, будем строить новый ком. Между гор издалека течёт бурная щека. Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд. Писем мы не написали - тучку целый день искали. Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки. Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка. Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери. Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку. Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки. Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт. Подарила мама ночке разноцветные платочки. Очень рада бочка маленьким платочкам. «Найди ошибку и назови слово правильно.»

Слайд 19

Услышишь - хлопни Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. Внимательный слушатель Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова). Нужное слово По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. Зоркий глаз Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. Сложи звук Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма ; [ н ][о][с] - нос. Упражнения :

Слайд 20

Цель : совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м , а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых ест ь звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …) «Отвечай – не торопясь.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем  его нужно развивать и чем  опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...

Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.

В данном сообщении рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие, порядок проведения  их диагностики....

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....

Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста

Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – Красноуфимск, 2016В практическом пособии представлены серии игр, направленных на ...

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи

Рассмотрим, какие методы направлены на развитие фонематического слуха...