«Диагностика в воспитательном процессе»
презентация к уроку
Презентация к выступлению на МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_diagnostika_v_vospitatelnom_protsesse.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, обучающиеся будут обречены на стихийное существование и развитие. Искусство воспитания… требует себе на помощь различные науки о человеке и в особенности те, которые занимаются душой человека не только вообще, но и на разных ступенях и в разных условиях его развития… (Г.И. Россолимо).
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров. Изучение и анализ воспитанности обучающихся позволяет: конкретизировать цели воспитательной работы; дифференцированно подойти к обучающимся и воспитанникам с разным уровнем воспитанности; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Россолимо Григорий Иванович (1860-1928)
Россолимо - русский невропатолог, психиатр и психолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей. Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души", первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми. Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в их умственном развитии Р. разработал серию заданий под названием "Краткий метод Россолимо". Для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий "Метод элементарных представлений профессора Россолимо".
Метод изучения интеллекта Свой метод экспериментального исследования личности он назвал методом «психологических профилей». В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность). Профили оцениваются по десятибалльной шкале. Графически высота каждого профиля выражается высотой ординаты: из показателей вычисляется средняя высота психологического профиля. Метод стал первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей.
Оригинальность метода «профилей» Г.И. Россолимо заключается не только в подборе тестовых заданий, но и в способе оценки полученных результатов с помощью их графического изображения. Графическое изображение результатов психологического тестирования представляет собой кривые, которые получаются путем соединения линией высших точек, полученных при исследовании каждой отдельной способности. Эти кривые и являются соответственно профилями. Отличительная особенность этого метода - его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля является надежным критерием для диагностики умственной отсталости.
Практически здоров за истекший срок не болел) Болезненен ( часто болел за истекший период) Высокая работоспособность, низкая утомляемость Высокая утомляемость, низкая работоспособность Внимателен, усидчив, не отвлекается Невнимателен, неусидчив, часто отвлекается Активен на уроке Пассивен на уроке Настроение устойчиво Обидчив, плаксив, часты смены настроения Преобладает положительное эмоциональное настроение Преобладает негативное настроение Дружелюбен Агрессивен Уравновешен Неуравновешен Расторможенность Заторможенность Объем механической памяти достаточный , сохраняет и воспроизводит пройденный материал Объем памяти значительно сужен, не дает воспроизведения даже при многократном повторении Общая моторика соответствует возрасту Неуклюж, нарушена координация движений Тонкая моторика развита достаточно Тонкая моторика неразвита Проявляет познавательный интерес Полное отсутствие познавательного интереса Понимает смысл учебных заданий и инструкции учителя Не понимает смысл учебных заданий (даже после детального объяснения и инструкции учителя) Целенаправленность деятельности сохраняется в течение всего выполнения учебных действий. Ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Не может сохранять цель.
Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса. Основная цель мониторинга — выявить потенциальный ресурс школы-интерната и разработать стратегию его реализации. Задачи мониторинга: 1. Выявить уровень воспитанности обучающихся школы-интерната; 2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника; 3. Получить информацию о результативности работы педагога –воспитателя; 4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе-интернате. Диагностика и мониторинг уровня воспитанности обучающихся и воспитанников
Для осуществления мониторинга воспитанности обучающихся мы предлагаем Диагностическую карту оценки уровня воспитанности обучающегося. Данная программа решает цели и задачи педагогического мониторинга, в частности мониторинга в воспитании - формы организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе-интернате и его воспитательной системе, обеспечивающей непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития. Она является функциональным звеном педагогического мониторинга и представляет собой педагогическую диагностику - изучает эффективность воспитательного процесса и уровень воспитанности обучающихся. Благодаря данной диагностической карте педагог эффективно выстраивает воспитательный процесс в классе и школе: планирует, проектирует, организует, отслеживает результаты воспитательной работы, вносит коррективы. У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса.
Диагностическая карта оценки уровня воспитанности обучающегося. (качества личности) Я и Я. Я и ОБЩЕСТВО. Я и СЕМЬЯ, Я и ЗДОРОВЬЕ. Я и КУЛЬТУРА Три уровня воспитанности: ДА – 3; НЕ ВСЕГДА – 2; НЕТ – 1.
Я и Я Имеет представление о том, как хотел(а) бы жить, и каким человеком хотел(а) бы стать в будущем, когда вырастет и станет взрослым(ой). Ответственно относится в учебе, регулярно делает домашнее задания, читает литературу. Знает свои достоинства и недостатки, работает над собой, стремиться стать лучше. Уважает чужое мнение, считается с ним, терпимо относится к недостаткам других людей, умеет прощать обиды и чужие ошибки. Имеет увлечения, умеет рационально использовать свободное время, проводить его с пользой. Я и ЗДОРОВЬЕ Регулярно соблюдает правила личной гигиены, следит за состоянием своего организма, своим внешним видом. Соблюдает режим дня, правильно и регулярно питается, умеет планировать свои дела, грамотно распределять время учебы и отдыха. Регулярно делает зарядку, посещает уроки физкультуры, принимает участие в спортивных праздниках, конкурсах, проводит много времени на свежем воздухе, любит подвижные игры. Отсутствуют вредные привычки (переедание, курение, употребление спиртных напитков, компьютерная зависимость и др.). Сознательно отказывается от неразумных желаний, действий и поступков, если знает, что они могут нанести вред его здоровью. Я и ОБЩЕСТВО Интересуется историей своего народа, событиями, происходящими в стране, смотрит телепередачи, участвует в подготовке и проведении информационных классных часов. Принимает участие в государственных праздниках, оказании шефской помощи, общественно полезном труде. Регулярно и добросовестно выполняет свои обязанности, Устав школы, правила школьной жизни, соблюдает дисциплину. Знает свои права, умеет ими пользоваться, знает, что необходимо делать и к кому обратиться за помощью, в случаях их нарушения. Принимает активное участие в общественной жизни класса и школы, готов(а) пренебречь своими личными интересами ради интересов коллектива, других людей, общества. Я и КУЛЬТУРА Интересуется историческим прошлым, национальной и культурой своей страны. Не остается равнодушным, следит за событиями современной жизни страны, своего города, принимает в них посильное участие, читает художественную литературу. Вежлив(а), тактичен(а), всегда соблюдает культуру поведения и речи, умеет управлять своими эмоциями настроением, знает и соблюдает правила этикета. В свободное время занимается творчеством, посещает кружки, клубы, секции. Любит и бережет природу (растения, животных), экономит электричество, воду, тепло и побуждает к бережному и экономному отношению других людей. Я и СЕМЬЯ Знает свою родословную, историю и традиции своей семьи. С уважением относится к старшим членам семьи, заботится о младших, имеет домашние обязанности и поручения, регулярно и добросовестно их выполняет. Принимает активное участие в семейных делах и традициях, в планировании семейного досуга, в совместном труде и отдыхе. Имеет доверительные отношения с родителями, обсуждает с ними свои успехи, проблемы, прислушивается к их советам, рекомендациям, замечаниям, интересуется их делами. Имеет представление о том, каким(ой) нужно быть мужем (женой), отцом (матерью), чтобы в будущем, у него(нее) была крепкая семья.
Диагностическая карта оценки уровня воспитанности обучающихся на начало 2014 – 2015 учебного года (начальная школа)
Диагностическая карта оценки уровня воспитанности обучающихся на начало 2014 – 2015 учебного года (5-11 классы)
При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В этой связи следует создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации, учитывая, что информация об уровне воспитанности отдельного воспитанника хранится в течение всего срока обучения. Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива. По результатам мониторинга классный руководитель может наблюдать, в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед. Диагностику классного коллектива необходимо проводить минимально 2 раза в год – в начале и в конце учебного года.
В качестве критерия воспитанности личности обучающегося рассматривается так же ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные: отношение к Родине, отечеству; отношение к природе; отношение к людям; отношение к своему здоровью; трудолюбие; дисциплина; культура. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации. Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности обучающегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы школы-интерната.
Карта личностного роста обучающихся за 2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебные годы.
Карта личностного роста обучающихся за 2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебные годы.
Состоит на учете в ОДН Состоит на внутришкольном учете Употребление алкоголя Курение ПАВ Грубые выражения 1,15% 5,72% 1,53% 6,87% - 11,45%
Правила психологической безопасности при работе с тестами 1. «Не бить» результатами теста ни себя, ни своих воспитанников по голове –тесты дают представление об уровне развития только на данный момент. 2. Не разглашать данные тестов, если они могут ухудшить психологическое состояние обучающегося или его положение в коллективе сверстников. 3. При возникновении трудных проблем лучше обратитесь к профессиональному психологу за разъяснением по спорному вопросу. 4. Выводы по результатам тестирования должны дополнятся изучением и анализом других доступных педагогу сведений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса
Анализ работы школы...
Диагностика воспитательного процесса в УДО
Диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования более сложный механизм отслеживания, так как нет стандартов определений и четких позиций и требований к уровню воспи...
Методическая разработка «Метод диагностики, как средство эффективности воспитательного процесса»
В данной разработке приведены примеры существующих методик диагностики воспитательного процесса, которые по моему мнению может использовать классный руководитель при изучении личности учащегося....
Материалы для диагностики учебно-воспитательного процесса.
Анкеты для диагностики учащихся....
Диагностика результативности воспитательного процесса классного коллектива
Диагностика результативности воспитательного процесса...
Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении (доклад)
Вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций. Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативност...
«Диагностика эффективности воспитательного процесса в группе».
В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценивать личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика напр...