«Диагностика эффективности воспитательного процесса в группе».
статья (10, 11 класс) по теме

Михеева Светлана Михайловна

В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценивать личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на выявление результатов формирования личности учащихся, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Выступление на тему:

«Диагностика эффективности воспитательного процесса в группе».

В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценивать личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на выявление результатов формирования личности учащихся, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

В педагогической диагносте можно выделить несколько этапов.

На первом этапе определяется степень развития той или иной стороны воспитанности личности школьника, устанавливаются причины, препятствовавшие достижению воспитательных целей.

Так как степень развития воспитанности может быть обусловлена сочетаниями причин, то задача следующего этапа диагностики- отнести воспитанника к определенному типу, описывающему степень и факторы воспитанности в современном их сочетании, это позволяет подсказать дальнейшее развитие воспитанника.

На третьем этапе воспитатель принимает решение о необходимых педагогических действиях, ради чего, собственно, и осуществляются предыдущие этапы диагностики. Последний этап только отчасти входит в структуру педагогической диагностики- в общем это самостоятельный компонент процесса воспитания.

Диагностика качества воспитания

Цели и задачи:

1. Помочь добиться эффективности воспитательного процесса и гарантированности качества воспитания.

2. Найти пути саморазвития личности.

3.Указать путь для наработки новых мониторинговых технологий для оценки качества воспитательной системы и повышения ее статуса в обществе.

4. Развивать духовно-нравственную культуру учителей- воспитателей и учащихся.

Понятие «диагностика» определяется как учение о методах и принципах распознания болезней и постановки диагноза. Это объективное исследование кого-либо.

Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она, как правило, является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. Следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете.

В современной педагогической практике воспитание является приоритетной стратегией образования, а обучающийся является субъектом воспитания, самовоспитания и саморазвития, поэтому каждый педагог- воспитатель должен овладеть приёмами самопознания, рефлексии и обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности. Для этого необходимо овладеть знаниями о специфике человеческой индивидуальности, помочь ребёнку разобраться в процессах познания самого себя, проникнуть в мир индивидуальной духовно - нравственной жизни. Педагогу диагностика нужна для того, чтобы узнать, что собой представляет ребёнок как личность и создать ему необходимые условия для его развития, найти индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания, в организации отдыха. О каждом воспитаннике можно сказать с гордостью: «Он - личность!» или с чувством глубокого сожаления: «Ну и личность!» Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность сочетает в себе как природные задатки, так и черты, которые формируются у человека под влиянием среды и самовоспитания. Черты личности отражаются в поступках человека, в суждениях о самом себе. В полном смысле человек становится личностью, когда у него сформирована своя позиция, к которой он пришёл в результате большой работы над собой. Личность неповторима. Один человек отличается от другого. Много похожих людей, но одинаковых быть не должно.

Структура личности включает в себя:

Направленность личности - наиболее типичное поведение человека, в котором отражается динамика развития человека как общественного существа.

Потребность - нужда, испытываемая человеком в определённых условиях жизни и развития.

Мотивы - причины тех или иных поступков.

Темперамент - отражает скорость и динамику нервных процессов человека.

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения какой – либо деятельности.

Характер - это черты личности, отражающие отношение человека к людям, к миру, к самому себе.

Изучение и самопознание личности предусматривает поиск ответов на 3 основных вопроса:

  • чего хочет человек?
  • что он может?
  • что он есть?

Это то, что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности личности, его потребностях, интересах, идеалах.

Направленность может быть:

  • общественной, когда личные интересы подчиняются при необходимости общественным;
  • групповой, когда человек ориентируется на определённую группу людей, стремящихся жить, как он;
  • деловой, когда человек ориентируется на выполнение какого-либо дела;
  • эгоистичной, когда человек думает лишь о себе и ориентируется только на себя.

Педагогическая диагностика- необходимое звено в цепи профессиональной работы педагога в целях решения новых высоких задач духовного роста школьника. Возрождение духовности реально в развитии нового поколения под влиянием современного воспитателя. Иначе в наше время нам грозит духовное обнищание, психологическое перерождение людей в потребителей, эгоистов, разложение нравственности, дальнейшее распространение агрессии и правонарушений. В силу своего профессионального долга педагог должен противостоять этому, но часто теряется.

Первоочередными задачами, стоящими перед современным воспитателем в деле подрастающего поколения, являются анализ состояния духовного развития воспитанников, отслеживание динамики духовного роста на уровне общения и выстраивание определённой модели совершенствования духовной культуры школьников.

Под воспитательной деятельностью рассматривается педагогический процесс, осуществляемый педагогом для решения профессионально поставленных задач. Это формирование отношения к миру, к месту в нём, к людям, осознание себя и своих возможностей. Это и создание условий для самореализации и самоопределения личности, её творческого саморазвития. Вся воспитательная система должна быть направлена на достижение результата , потому что только такая деятельность может считаться эффективной.

Под эффективностью воспитательного процесса понимается соотношение полученных результатов с целями и задачами, а также прошлыми достижениями в педагогической практике.

Под воспитательной системой подразумевается учебно - воспитательный процесс, интегрирующий воспитание, обучение и развитие личности.

В её реализации очевидна необходимость использования методик опроса, наблюдений, анкет, тестов. Диагностика помогает определять качество профессиональной деятельности и приобрести возможность корректировать систему воспитания. Как писал К.Д.Ушинский, «чтобы воспитать человека во всех
отношениях, нужно знать его во всех отношениях». Современный воспитатель должен уметь видеть и формулировать   проблемы, отбирать применять методы   педагогического   исследования, в совершенстве овладеть коммуникативными умениями с целью осуществления педагогического общения, разрешения конфликтов, произвести диагностику эффективности созданной им воспитательной системы, любого внеклассного мероприятия.

Основные методические задачи диагностики условно можно сформулировать следующим образом:

  1. Определение особенностей развития во время воспитательного процесса в данном классе или группе классов, в школе в целом.
  2. Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса, менее всего повлиявших на развитие личности школьника.
  3. Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденции развития воспитанности детей, динамики развития коллектива).

К диагностической оценке качества образования, воспитания и развития личности в настоящее время всё чаще обращается ряд видных ученых, таких, как В.И. Андреев, В.П. Беспалько, М.М. Поташник, утверждающие, что «для управления педагогической системой необходимы диагностично поставленные цели, методика объективного контроля качества достижения этих целей,   действенная   техника   стимулирования   как   учителя,   так   и   учащихся   к   достижению поставленных целей.

Современному педагогу нужно не только овладеть системой надёжных и объективных методик контрольно   -   оценочной   деятельности   учащихся,   но   и   видеть   перспективы   применения диагностических методик, которые вписываются в понятие « педагогический мониторинг».

«Педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно обоснованного диагностико- прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных задач и средств их решения.

При проведении педагогического мониторинга с целью оценки качества воспитания выявляется необходимость проведения в первую очередь комплексной диагностики личности и коллектива. Диагностическая методика оценки развития коллектива оказывает большое влияние на развитие и саморазвитие личности, поможет оценить взаимоотношения в классном коллективе, его мотивированность, степень удовлетворённости деятельностью классного коллектива. С помощью данной методики можно получить самооценку уровня развития ученического самоуправления. Именно в коллективе личность определяется, самореализуется, самосовершенствуется.

Отслеживание  качества воспитания невозможно  без диагностической  оценки  и  самооценки эффективности работы классного руководителя.

В концепцию развития школы должна быть заложена динамика развития в области воспитания. Результативность работы школы заключается в диагностической оценке уровня   развития,   воспитанности,   образованности   выпускника   школы,   степени   соответствия идеальной модели выпускника.

Профессор Е.Бондаренко предлагает выделять     при диагностических процедурах 4 уровня воспитанности:

  • высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении деятельности;
  • достаточный уровень: у ребёнка сформулированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях;
  • низкий уровень: личность отстаёт в своём развитии, без педагогической поддержки не способна к самовоспитанию;

-неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная   к асоциальному поведению.

Если речь идёт о локальной диагностической акции в отдельно взятом классе, группе учащихся, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции педагога. Если же диагностика воспитанности учащихся проявляется как элемент системы общешкольного педагогического мониторинга, то здесь должны действовать общие для всего образовательного учреждения принципы, правила, организация, единые сроки, порядок обработки информации, другие общепедагогические методы и измерения уровня нравственной воспитанности учащихся(педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, социометрия, ранжирование, интервьюирование, тестирование, т. д).

В настоящее время получили широкое распространение методики Н.Е. Щурковой, В.Н. Шнырёвой и других. Центральная идея предложенных методик нравственной воспитанности заключается в создании ситуации «свободы выбора», позволяющей выявить реальные отношения и мотивы поведения учащихся.

Учитель - воспитатель должен уметь видеть и формулировать проблемы, отбирать и применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать передовой педагогический опыт, должен уметь изучать личность ученика, классный коллектив, провести диагностику эффективности применяемой воспитательной системы, любого внеклассного мероприятия. Только в этом случае воспитательная деятельность принесёт свои плоды.

Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Михеева С. М.



Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Выступление на тему:

«Использование ИКТ в работе

классного руководителя»

 Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.

Сейчас,  при переходе от индустриального общества к информационному,  главной задачей  является увеличение  роли информации и информационных телекоммуникаций, создание единого информационного пространства.

И если мы хотим ускорить этот переход, нам необходимо искать новые ресурсы в процессе воспитания, которые могли бы быть использованы педагогами и классными руководителями  в частности.

Использование ИКТ и его применение зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности могут быть применены данные технологии.

Как пример - применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе, существенно облегчающее трудозатраты по ведению документации классного руководителя, а значит,  оставляющее больше времени для работы с учениками.

Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:

Происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания.

Интегрированное изучения предметов.

Взаимодействие процессов обучения и воспитание.

Познание мира осуществляется в результате создания его модели.

Все подростки очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить  в нужное русло.  Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А  классный руководитель всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе. Дети легче идут на контакт, если в классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.

Сегодня стало возможным использовать информационные технологии  при проведении классных часов, которые сразу для детей становятся интереснее и полезнее. Для  проведения классного часа, внеклассного мероприятия педагоги используют презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех учащихся и воспитанников. Материал для тематических классных часов  можно находить в Интернете, используя поисковые системы, в учительской газете, на лазерных дисках, в литературе и др. источниках. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы можно сканировать.

Цель педагога при подготовке к мероприятию – организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Во время классного часа ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, можно знакомить с ними ребят. Организовать это можно очень интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будут искать ответы, сделать необычные схемы для заполнения.

Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку, проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Презентации, видеозаписи и музыка реально вошли в жизнь нашей группы. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор студентов, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает нашим детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития.

 Применяя ИКТ,  классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания.

 Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с детьми,  сделать их более  творческими, упрощается  процесс общения со студентами и их родителями. (группа в «контакте»).

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение студентов в жизнь группы.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.

В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.  

Рассмотрим возможные применения компьютерных технологии в моей  практике:

     Выставление текущих оценок, ведение ведомости пропусков, мониторинг успеваемости по семестрам и за год. Данные отчеты  формируются с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, что помогает значительно сократить время и силы на подобную работу вручную.

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь я пользуюсь  уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия. Она позволяет изучить неофициальную структуру группы, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии.

Традиционно, документационное обеспечение, которое сложилось, как система в образовательном учреждении имеет достаточно четко проработанную нормативную базу. Т.е. существуют общие принципы организации работы с документами, и речь идет о том, чтобы сделать систему документационного обеспечения организации классного руководителя, максимально эффективной с использованием вот этих самых современных информационных технологий (электронные планы на год, месяц, планы классных часов).  

На сегодняшний день назрела необходимость использования компьютера для облегчения труда классного руководителя. Информационные технологии позволяют автоматизировать не только работу с документацией, но и сделать проведение классных часов и внеурочных мероприятий более наглядными и запоминающимися.

Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Михеева С.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса

О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители...

Методическая разработка «Метод диагностики, как средство эффективности воспитательного процесса»

В данной разработке приведены примеры существующих методик диагностики воспитательного процесса, которые по моему мнению может использовать классный руководитель при изучении личности учащегося....

Диагностика результативности воспитательного процесса классного коллектива

Диагностика результативности воспитательного процесса...

Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении (доклад)

Вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций. Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативност...

«Диагностика в воспитательном процессе»

Презентация к выступлению на МО....