Методическая разработка «Метод диагностики, как средство эффективности воспитательного процесса»
методическая разработка на тему
В данной разработке приведены примеры существующих методик диагностики воспитательного процесса, которые по моему мнению может использовать классный руководитель при изучении личности учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_diagnostiki_kak_sredstvo_effektivnosti_vospitatelnogo_processa.docx | 67.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования Брянской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Клинцовский технологический техникум
Методическая разработка
«Метод диагностики, как средство эффективности воспитательного процесса»
Подготовила:
преподаватель математики,
классный руководитель
Сарычева С.В.
Клинцы 2012 г.
Оглавление
- Введение ………………………………………………………………..….
- Основная часть. Теория метода диагностики …………………….…….
- Примеры существующих методик ……………………………….…..…..
- Использование методик диагностики в своей работе ……………..……
- Заключение ……………………………………………………….………..
- Используемая литература …………………………………………………
- Приложение …………………………………………………………..……
- Введение
Воспитание – это основная категория педагогической науки. В отечественной педагогике основы воспитания заложил К.Д. Ушинский в конце 19 века. В 20-30 годах 20 века теорию воспитания разработал А.С. Макаренко.
В педагогической литературе встречается множество определений этого понятия. Их формулировки зависят от методологического подхода. В отечественной теории воспитания можно выделить два направления в определении «воспитания».
В основе первого лежит взгляд на ребенка, как на объект педагогического процесса, то есть важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Такой взгляд характерен для традиционной педагогики, в которой учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление в педагогике отражает развитие гуманистических идей, которое способствовало рождению новой педагогической парадигмы: ребенок становится субъектом воспитания, то есть в центр научной картины мира выдвигается человек.
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в разных социальных институтах: семье, детском саду, школе, гимназии, лицее, техникуме и т.д.
Итак, воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.
На эффективность воспитательного процесса влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и многих других факторов, порой даже таких незначительных, как настроение и самочувствие педагога и учащегося.
Материальные условия, включающие обстановку в кабинете, наличие современного оборудования в мастерской, не являются определяющими, но в успешности воспитательного процесса и они играют не последнюю роль.
От отношения к учащемуся зависит выбор воспитательной технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарного или личностно-ориентированного (по Г.К. Селевко).
В работе любого воспитателя можно выделить алгоритм его деятельности, то есть последовательные этапы, составляющие цикл работы:
- Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
- Планирование работы.
- Реализация плана (выполнение работы).
- Анализ и оценка результатов работы.
После этого можно ставить новые задачи, если решены прежние. Проводя анализ
работы, мы чаще вспоминаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, конкурсах
и почти не задумываемся о том, какими наши ученики были и какими они стали и какими бы мы их хотели видеть. Наверное, многие думают, что это и так ясно, ведь ежедневно общаясь мы и без того знаем своих учеников. Но на самом деле это не всегда так.
- Основная часть. Теория метода диагностики
Для того чтобы не совершать ошибок в воспитательной работе существует педагогическая диагностика. Еще К.Д. Ушинский писал, что чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях. Каждому педагогу воспитателю необходимо подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности, как всего коллектива, так и отдельных учащихся.
Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)
Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.
Желательно, чтобы диагностику осуществляли люди специально к этому подготовленные. Но на практике чаще всего самому учителю приходится использовать отдельные методы диагностики.
Диагностика может быть: полной, промежуточной, частичной, предварительной, итоговой.
Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции
- Констатирующую (информационную): получение информации об участниках педагогического процесса, выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности, выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности, выявление состояния педагогического взаимодействия, составление характеристики воспитанника, педагогического процесса.
- Прогностическую: способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса, прогнозирование организации педагогического взаимодействия.
- Ценностно-ориентированную (оценочную): представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств.
- Самоизучения, саморазвития: познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики.
- Развивающую (воспитательную): создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности.
- Конструктивную: повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.
Сущность педагогической диагностики – изучение результативности воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащегося.
При использовании диагностики в своей работе необходимо знать технологию педагогической диагностики:
- постановка целей диагностики.
- определение критериев, показателей развития личности.
-отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы).
-осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы).
- анализ результатов диагностики.
- выделение уровней развития детей.
- учёт, фиксирование результатов диагностики.
В диагностический инструментарий входят как социологические, так и психологические методики. В зависимости от задач изучения данные методики могут быть:
- неэкспериментальными;
- диагностическими;
- экспериментальными;
- формирующими.
Рассмотрим немного подробнее, указанные методы.
- Неэксперементальные методы позволяют собрать большой материал для
установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.
- Анкетирование. Это метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. При составлении анкет используются вопросы:
- о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.);
- о фактах поведения (поступки, действия, результаты какой-либо деятельности);
- о социально-демографических аспектах (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение);
- об уровне информированности и знаний в какой-либо области (вопросы экзаменационного типа с определенными заданиями, предположительные или игровые ситуации, знание конкретных фактов, событий, имен).
По форме вопросы могут быть:
- закрытыми (приводятся все варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный);
- открытыми (не содержащими подсказок и не диктующими вариантов ответа);
- прямыми;
- косвенными.
Анкета должна удовлетворять ряду требований:
- нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали не так?);
- вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными;
- на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика;
- желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.
Достоинствам анкет являются: массовость обследования, большая скорость сбора информации, легкость обработки результатов, возможность применения статистических методов.
Недостатки анкет: оно не учитывает различное понимание вопросов учащимися, не всегда высока объективность ответов, жесткий список вопросов ограничивает круг мыслей опрашиваемых и заставляет отвечать не то, что они думают в действительности.
- Наблюдение. Этот метод используется для изучения внешних проявлений
человека без вмешательства в его действия. Систематическая тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности ее формирования. Для этого учителю необходимо вести тетрадь наблюдения.
Наблюдение должно удовлетворять следующим требованиям:
1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
4. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.
5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
Недостатки метода наблюдения:
- практически невозможно исключить влияние случайных факторов;
- фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное;
- наблюдению не поддаются интимные ситуации;
- метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;
- наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.
* Беседа. Метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
- Метод интервью. При использовании это го метода, необходимо заранее
готовить вопросы каждому учащемуся. При использовании этого метода применяется разговорный стиль общения; создается привычная для воспитанника среда обитания; учитывается возможность отвечающего, временной фактор (достаточное количество времени); устраняется влияние третьих лиц.
- Метод анализа документов – один из наиболее используемых методов в
социально-педагогической деятельности. Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о ребенке, однако следует учитывать, что отдельные виды информации быстро устаревают и требуют периодического уточнения. При применении этого метода большой выигрыш дает применение различных компьютерных программ по работе с документами. Также необходимы всевозможные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и прочая документация.
- Диагностические методы. Позволяют не просто описать те или иные
психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.
- Шкалирование. Представляет собой метод измерения, с помощью которого
реальные качественные психологические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Выделяют три вида шкал: оценочные, ранжирования, социометрические.
* Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. Как правило, тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования. Этот метод больше используют в своей деятельности педагоги-психологи . Тесты бывают разных видов:
- тесты достижений (это тесты развития, интеллекта, общей результативности, школьной успеваемости);
- психометрические личностные тесты (структурные личностные тесты, тесты на интересы и установки, клинические тесты);
- проективные тесты;
- апперцепционный тест.
3. Экспериментальные методы. Это метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление. Но и объяснить его. Они бывают следующих видов:
- лабораторный эксперимент;
- естественный эксперимент;
- моделирующий эксперимент.
4. Формирующие методы. Эти методы изучают психологические особенности ученика в естественных условиях путем формирования интересующих исследователя качеств. Их виды:
- анализ;
- прогнозирование;
- сообщение результатов.
- Примеры Существующих методик.
С целью изучения личности подростка и его социальных связей, можно привести некоторые примеры используемых методик:
Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.
1. «Пословицы».
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
2.Тест «Размышляем о жизненном опыте».
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
3.Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности.
(подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
4.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
(составлена па основе материалов пособия Р.В. Оечаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- «Методика составления расписания».
(подготовлена профессором Л.В Байбородовой)
Цель: изучить отношение учащихся к отдельным предметам и учителям.
6. «Методика для изучения социализированности личности учащегос».
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Мы рассмотрели примеры только некоторых из методик по изучению отдельно личности учащегося. Помимо этого существует множество методик по диагностике сформированности ученического коллектива и методик для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.
- Использования методик диагностики в своей работе
Сейчас я хочу рассказать о методах диагностики, применяемых в работе.
Наиболее часто мною используются не экспериментальные методы: метод анализа документов, беседа, метод интервью и анкетирование. В начале учебного годы мы собираем данные на каждого учащегося и составляем социальный паспорт группы, как на каждого человека, так в целом и на всю группу, который отражает изменения, прошедшие с учащимся за определенный период.
При изучении проблемы пропусков занятий мною были проведены анкетирования учащимся по следующим анкетам.
Анкета № 1. Анкета для исследования проблемы посещаемости учащимися занятий в ГБОУ НПО ПЛ-24.
Цель: изучение проблемы посещаемости.
Задачи: выявление уровня посещаемости занятий учащимися и факторов на них влияющих.
Объект: учащиеся ГБОУ НПО ПЛ-24.
Уважаемые учащиеся!
Прочитайте, пожалуйста, и ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы на чистых листах бумаги. Ответы на вопросы пронумеруйте. Фамилию писать не обязательно.
- Вы для обучения после окончания 9 классов выбрали наш лицей добровольно?
- Вам предлагали остаться в школе и пойти учиться в 10 класс?
- Вы часто пропускали уроки в школе по неуважительной причине?
- Вас часто вызывали к директору или его заместителям за пропуски уроков?
- Вам всегда ставили оценку «3» за знания?
- Требовали от вас учителя обязательно вести тетради по всем предметам в 9 классе?
- Вы часто пропускаете занятия в лицее без уважительной причины?
- Выберете, пожалуйста, из предложенных вариантов ответ на вопрос: какие учебные занятия вы пропускаете чаще?
- занятия по общеобразовательным дисциплинам;
- занятия по специальным дисциплинам;
- занятия по производственному обучению;
- все равно, как получится.
- Укажите, пожалуйста, кто чаще контролирует ваше посещение занятий в лицее: мастер производственного обучения или классный руководитель?
- Всегда ли вам мастера или преподаватели делают замечания, если вы материтесь в их присутствии?
- Вы часто уходите с последних уроков без уважительной причины?
- Перечислите, пожалуйста, предметы, по которым вы точно уверены, что получите оценку «3» или выше спокойно не особенно напрягаясь?
- Перечислите, пожалуйста, с каких уроков вас отпускают чаще всего?
- Выберете один из следующих ответов на вопрос: важен ли для вас результат обучения?
- я хочу получить диплом с наиболее высоким разрядом и поэтому стараюсь сделать все возможное для этого;
- мне все равно, какой будет разряд, лишь бы только закончить лицей;
- мне все равно получу я диплом или нет, как получится.
- Перечислите, какие предметы, изучаемые в лицее, вам нравятся или необходимы для дальнейшей работы.
Анкета №2. Анкета для исследования проблемы посещаемости учащимися занятий в ГБОУ НПО ПЛ-24.
Цель: изучение проблемы посещаемости.
Задачи: выявление уровня посещаемости занятий учащимися и факторов на них влияющих.
Объект: учащиеся ГБОУ НПО ПЛ-24.
Уважаемые учащиеся.
Просим вас ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы позволят нам выделить факторы, влияющие на пропуски занятий.
- Нравится ли вам учиться в лицее?
а) да, очень;
б) да, но могло бы быть лучше;
в) не очень;
г) не хочу здесь учиться.
- Выберите причину, по которой вы поступили учиться в наш лицей.
а) нравится выбранная профессия;
б) так хотели родители;
в) больше в городе негде учиться, а далеко уезжать не отпускают родители или я не хочу;
г) за компанию с другом или одноклассником.
- Какая атмосфера между учащимися в вашей группе?
а) теплая, дружеская;
б) чисто деловые отношения;
в) нет общения;
г) негативные взаимоотношения.
- Как часто вы пропускаете занятия?
а) не пропускаю вообще;
б) один – два урока в неделю;
в) постоянно ухожу с последних уроков;
г) часто пропускаю уроки и целые дни занятий.
- Если вы пропускаете занятия, то это связано с отсутствием интереса к предмету?
а) да;
б) нет.
3. Оцените цифрами от 1 до 9 в порядке убывания степень важности причины пропусков занятий.
Причина | |
По болезни | |
Не устраивает расписание | |
Транспортные проблемы | |
Работа | |
Семейные обстоятельства | |
Погода | |
Не готово домашнее задание | |
Отсутствует желание учиться | |
Срочные дела |
- Являются ли профессиональные и личные качества преподавателя или мастера причиной пропусков занятий?
а) да;
б) нет.
- Часто ли вы опаздываете?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Бывает ли такое, что вы опоздали, и преподаватель или мастер не пускает вас на занятия?
а) да;
б) нет.
6. Как вы считаете, ваши пропуски влияют на получение итоговой оценки?
а) да;
б) нет;
в) только у некоторых преподавателей.
7. Перестанете ли вы пропускать занятия, если только за посещение занятий вам будут добавлять балл?
а) да;
б) нет.
В течении каждого учебного года мы проводим изучение уровня воспитанности учащихся, используя диагностический метод шкалирования. Каждый учащийся получает оценку мастера и классного руководителя в баллах от 1 до 5 по следующим параметрам: гуманность, любознательность, трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень, требовательность к себе. Уровень воспитанности рассчитывается, как среднее арифметическое, набранных баллов по всем параметрам. В качестве примера в приложении привожу таблицы по определению уровня воспитанности в своей группе Э-153 за 2010-2011 и 2011-2012 учебные года.
- Заключение
В данной разработке мною рассмотрен вопрос эффективности применения метода диагностики в воспитательном процессе. Я изучила: какие бывают методы диагностики, какие требования необходимо соблюдать при использовании разных методик, их целесообразность и многое другое. Выбрала методы диагностики по изучению личности учащегося, которые, по моему мнению, может применить в своей работе каждый классный руководитель.
Также рассказала о том, что непосредственно я применяю в своей работе. Делая выводы из всего выше сказанного, хочется отметить, что применяя доступные нам методики диагностики (как не специалистам), мы не всегда можем добиться требуемого результата. Причины, по которым это происходит, были упомянуты выше. Но важность применения методов диагностики в воспитательном процессе неоспорима. Ведь мы не можем всесторонне изучить учащегося, не проводя наблюдений, не беседуя с ним на разные темы, не задавая ему вопросов. Также невозможно оценить свою работу или результат, достигнутый самим учащимся, не проведя с ним тестирования.
Мне хочется надеяться, что изученный мною материал, будет полезен в работе мастеров и классных руководителей.
- Используемая литература
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., Просвещение, 1988
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997.
- Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова. Смоленск, 1994.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы / Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 1995.
- Изучение эффективности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999.
- Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе / Под ред. З.И. Васильевой. Л., 1991.
- Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина М., 1999.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. М., 1999 г..
- Приложения
1. «Пословицы».
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл — согласен в очень незначительной степени;
2 балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
19
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет — приятели откажутся.
26
13. а) ученье — свет, неученье — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;
2) а, в — незначимость материального благополучия
в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;
3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;
4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;
6) а, в — самоопределение в жизни,
б, г — отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в — стремление к достижениям в жизни,
б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;
9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;
21
10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;
11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;
12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;
13) а, в — значимость ученья,
б, г — незначимость ученья;
14) а, в — значимость труда,
б, г — незначимость труда;
15) а, в — значимость соблюдения законов,
б, г — незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
2.Тест «Размышляем о жизненном опыте».
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся. Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь
22
указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» — юноша, «д» — девушка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
1 | * | ||
2 | * | ||
3 | * |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03^ останавливаю прохожих...
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
23
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
и) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол. Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) наболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
24
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
25
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю — здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни? а) она мне нужна для танцев;
26
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться. Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
27
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22,
23. 28.
Графа в Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19,
24. 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
3.Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности.
(подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
О—не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми,
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
32
Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
4.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
(составлена па основе материалов пособия Р.В. Оечаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция; «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончись начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 | 6 | 11 | 16 |
2 | 7 | 12 | 17 |
3 | 8 | 13 | 18 |
4 | 9 | 14 | 19 |
5 | 10 | 15 | 20 |
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
о низкий уровень — 0,1—0,45;
о ниже среднего — 0,46—0,55;
о средний уровень — 0,56—0,65;
«выше среднего — 0,66—0,75;
о высокий уровень — 0,76—1.
- «Методика составления расписания».
(подготовлена профессором Л.В Байбородовой)
Цель: изучить отношение учащихся к отдельным предметам и учителям.
Ход проведения. Школьникам предлагается составить расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке составленного учащимися расписания на неделю выделяют следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;
4) отсутствие выборов уроков по данному предмету,
6. «Методика для изучения социализированности личности учащегос».
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
64
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше Трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Мы рассмотрели примеры только некоторых из методик по изучению отдельно личности учащегося. Помимо этого существует множество методик по диагностике сформированности ученического коллектива и методик для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса
Анализ работы школы...
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса
О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители...
Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."
Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...
Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении (доклад)
Вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций. Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативност...
«Диагностика эффективности воспитательного процесса в группе».
В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценивать личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика напр...
Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"
Цель данного педсовета: выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....