Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"
статья

Бальжиева Марина Аранзаевна

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_formirovaniya_uud_v_usloviyah_fgos.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Цель семинара: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД.
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.

Ход семинара

Этот новый федеральный государственный стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).

Тема нашего педсовета:  «Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»

Операция «мозговой штурм». Попробуем ответить, что такое УУД.

  • УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
  • УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Вывод:

  • В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

   Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечи-вают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия   обес-печивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. 

На какие 4 группы делятся УУД? Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ.  В  школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём  развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

   МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

   НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

   Где же идёт развитие личностных УУД?

   На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

   Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

  Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Приёмы формирования УУД на уроках биологии:

Личностные УУД.

Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Приёмы, активизирующие деятельность учащихся:

  1. Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни. При изучении процесса фотосинтеза в 6 классе привожу цитаты из работы русского учёного К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь  него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу».

Эти сведения побуждают учащихся к исследованию, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Используя мультимедийные пособия, демонстрирую процессы распространения спор у грибов, движение цитоплазмы в 5 классе, процессы опыления и оплодотворения цветковых растений в 6 классе.Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.

3. Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять, и начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Только в этом случае они являются мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизируют и направляют их мышление. Значит, прежде всего, на уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

выдвижение проблемного вопроса:

а) в 7 классе при изучении грибов: на половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину трухлявой. Как можно объяснить такое явление?

б) Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении, при помощи чего они всасывают воду?

в) спирогира и улотрикс – нитчатые водоросли. Можно ли, рассматривая под микроскопом отдельные их клетки, установить, какая водоросль находится в поле зрения? Если «да», то по каким признакам?

Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .

4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:

1) Рефлексивный полилог:

Сегодня я узнал….;

было интересно…;

было трудно…;

теперь я могу…;

я почувствовал, что…;

я приобрёл…;

я научился…;

у меня получилось…;

я смог…;

я попробую…;

меня удивило…;

урок дал мне для жизни…;

мне захотелось…

2) анкетирование

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/ длинным

4.За урок я не устал/ устал

5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

7.Домашнее задание мне кажется полезен/ бесполезен

лёгким/трудным

интересно/неинтересно

Регулятивные УУД

Для диагностики и формирования регулятивных учебных действий возможны следующие виды заданий:

Задание 1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Среди голосеменных растений встречаются деревья, кустарники и травы.
  2. Это высшие спорообразующие растения.
  3. В цикле развития преобладает половое поколение – спорофит.
  4. Гаметофиты представлены пылинкой (мужской гаметофит) и заростком (женский гаметофит).
  5. Среди современных голосеменных растений большинство составляют хвойные растения.

Задание 2. Терминологический диктант (один ученик придумывает термины, чётко произносит заранее продуманный вопрос, а другие записывают на своём листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов.

1.Как называется полужидкая часть клетки

2.Где хранится информация о клетке?

3.Как называются зелёные пластиды?

4.Какие пластиды придают цвет цветкам и плодам?

5.Как называются пластиды, содержащиеся в клетках луковицы?

При выполнениии этих заданий формируется умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

Задание 3. Умение работать с таблицами.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм 2 листа», ответьте на следующие вопросы:

- для чего нужны устьица растениям?

- у каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно

одинаково и чем это можно объяснить?

- на какой стороне расположены устьица у кувшинки и почему?

Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, и делать выводы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.

Познавательные УУД

Для диагностики и формирования познавательных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

1. «найди отличия» - (можно задать их количество) пресмыкающихся от земноводных:

1.кожа влажная; 2. кожа сухая; 3.трёхкамерное сердце; 4. трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 5.дыхание кожей и лёгкими; 6.дыхание только лёгочное

2.поиск лишнего

1.ель; 2.сосна; 3.лиственница; 4. гинкго двулопастный.

3.Найдите соответствие:

Плоды Виды плодов

А. Сухие 1. Костянка

Б. Сочные 2. Ягода

3.Тыквина

4. Семянка

5.Стручок

Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Рассмотрим несколько примеров.

4.Что общего между парами понятий (обобщить пары понятий):

проводящая ткань - корневые волоски, фотосинтез – хлоропласт, ядро – хромосомы, клубень – побег.

5. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Клетка, корень, ядро, осина, растительность, лес. Зигота, папоротник, спора, спорангии, заросток.

Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями:

6. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведённых ниже понятий. Найдите это понятие.

Вода – древесина = ….- флоэма.

А. Ксилема

Б. Кора

В. Камбий

Г. Сахар

Д. Сердцевина

Такие задания побуждают учащихся к классификации объектов по различным основаниям.

Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнять. Как сравнивать объекты? Для этого необходимо:

  1. Определить объект сравнения.
  2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
  3. Найти общие черты.
  4. Найти черты отличия.
  5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Рассмотрим примеры:

1.Умение работать с рисунками

7. Рассмотрите внешнее строение пресмыкающегося и птицы. В чём сходство и различие в их строении?

8. Составление «синквейна» (один из приемов сворачивания материала), что требует осуществлять системный подход к обработке материаланапример, в 7 классе по теме Млекомитающие:

1). Млекопитающие

2). Сумчатые, плацентарные

3). Рождаются, живут, умирают

4). Этот класс широко распространён во всём мире.

5). Животные.

9. «Верные-неверные» утверждения:

1) Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.

В. Дыхание происходит только на свету.

Именно работая с такими заданиями школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает и т. д. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.

Коммуникативные УУД

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:

- создают учебную мотивацию

- пробуждают познавательный интерес

- создают ситуацию успеха

- вырабатывает умение общаться с другими детьми

- формирует оценочные категории своей работы.

Для организации групповой работы класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель исполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, обоснование оценки ответа. Учитель обращает внимание на то, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников. У учащихся формируются такие коммуникативные УУД как способность раскрывать полученные знания, оформлять свои мысли в устной форме.

Задание. Подготовить тест по теме: «Строение цветка»

1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;

2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;

3 группа: задание на соответствие.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со своими сверстниками и взрослыми;

- умение добывать и перерабатывать информацию, отвечать на чужой «текст» «текстом» своим.

Заключение

  1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
  2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
  3. В основе формирования УУД «лежит умение учиться».
  4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Предлагаю Вам выполнить задание, которое  покажет, насколько мы, педагоги, хорошо разбираемся в видах УУД.

Предлагаю вам прочитать характеристику УУД и выбрать только те действия (выписать их номера), которые относятся:

1 группа к личностным УУД,

2 группа к регулятивным,УУД

3 группа к познавательным УУД,

4 группа к коммуникативным УУД.

Предлагаю поработать в группах. Распределите действия учителя, помогающие формировать определенный вид УУД (запишите номера действий в соответствующие колонки).

Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.

Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Методический семинар Моя педагогическая деятельность  в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи:...

Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Рассмотрены вопросы использования  информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....