Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС
презентация к уроку на тему
Методический семинар Моя педагогическая деятельность в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prezentatsiya_metodicheskiy_seminar.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению » . В.Г.Белинский «…основная цель общего образования … подготовка разносторонне развитой личности , важнейшими качествами которой являются активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к активной социальной позиции, … личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию » Из «Концепции модернизации российского образования…»
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Осуществить это можно с помощью : способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии
Системно-деятельностный подход Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ .
Системно-деятельностный подход в преподавании химии. Формирования следующих видов деятельности: познавательной деятельности; информационно-коммуникативной деятельности; рефлексивной деятельности;
Технология проблемно-диалогического обучения Как зритель, не видевший первого акта , В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ? Проблемно–диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности .
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий Проблемно-диалогическое обучение ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – означает состояние интеллектуального затруднения ребенка, требующего от него поиска решения УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.
Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
побуждающий подводящий структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления в конце -почти не возможны неожиданные ответы -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение результат Развитие творческих способностей, речи Развитие логического мышления, речи Сравнительная характеристика диалогов
Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»
Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Учитель Ученик - Какие свойства проявляет вещество общего состава H 2 Zn O 2 - Учитель показывает опыт по взаимодействию вещества с кислотой и основанием ( реакция идет в обоих случаях). Оказывается вещество проявляет основные и кислотные свойства ( предъявление научного факта) -Какое было мнение о свойствах? -А что оказалось? ( побуждение к осознанию противоречия) -Такое явление называется амфотерностью. -Что будем изучать на данном уроке? ( побуждение к формулированию проблемы) -основные - кислотные ( возникновение проблемной ситуации) -Только основные или только кислотные -Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия) - Амфотерные свойства соединений ( учебная проблема как тема урока) Пример Прием 2 Тема « Амфотерные соединения » Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал
Пример Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Учитель Ученики При сжигании водорода в кислороде образуется вода. О каком явлении идёт речь? Отобразите на бумаге или экране монитора эту реакцию? ( практическое задание на новый материал ) Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? ( побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос ( побуждение к формулированию проблемы.) О химической реакции. Испытываютзатруднение ( возникновение проблемной ситуации ) Нет, не смогли. Мы ещё не умеем составлять уравнения химических реакций ( осознание противоречия). - Как составляются уравнения химических реакций Фрагмент урока химии в 8 классе по теме: «Химические уравнения реакций»
Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности . много гипотез, есть ошибочные, проверять нужно все « открытие» нового знания (решающей гипотезы)
Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.
Технология разноуровневого обучения Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания . Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. -активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки; - снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными
Технология разноуровневого обучения. Проверочная работа по теме: «Химические реакции». Вариант 1. (задания репродуктивного уровня). Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях: Zn + O 2 → Zn O; 3) Fe + Cl 2 → Fe Cl 3 Ag + S → Ag 2 S; 4) Na + Cl 2 → Na Cl Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся). Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты: Mg + ? → Mg O; 3) ? + Cl 2 → Al Cl 3 ? + ?→ Al 2 S 3 ; 4) ? + O 2 → Na 2 O Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся). Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить: 1) FeCl 2 ; 2) ZnCl 2 ; 3) P 2 O 5 ; 4) Al 2 S 3
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЕ Способствует повышению интереса и познавательной активности ИГРА – ЕДВА ЛИ НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛЬНО ТРЕНИРУЮЩИЙ ТВОРЧЕСТВО НЕ КАК ОТДЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ К ЧЕМУ - ЛИБО, А КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ИГРА НА УРОКЕ АКТИВИЗИРУЕТ МЫСЛЬ И РАЗРЯЖАЕТ ОБСТАНОВКУ ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ ЗАЧЕТНЫЕ УРОКИ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ролевые – выступают в разных ролях соревнования – командные и индивидуальные Игровые технологии
21 Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) Использую в своей работе ИКТ довольно часто. Большое количество дистанционных конкурсов. 2)Тренажёры 3)Презентации к урокам, проекты 4)Компьютерное тестирование 5) Электронная викторина 6) Виртуальный эксперимент Формы использования ИКТ, применяемые мною на уроках Использование готовых электронных продуктов Использование мультимедийных презентаций Использование ресурсов сети Интернет.
Использование справочной информации сети Интернет, опыта учителей-новаторов в подготовке к урокам Полезные сайты Адрес сайта Описание http://kopilkaurokov.ru/ Здесь можно удобно искать нужные файлы для своей работы, а также делиться своими разработками с другими учителями и получить свидетельство о публикации. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.fipi.ru Демонстрационные варианты, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ http://xumuk.ru Сайт о химии включает в себя: справочные материалы, неорганические реакции, форматирование формул, редактор формул, уравнивание реакций, игра «Таблица Менделеева», конвертер величин, форум химиков. http://alhimik.ru Алхимик - помощник в море химических веществ и явлений. Он расскажет, где "учат на химика" и как сдавать экзамен по химии, познакомит с виртуальным репетитором. http://www.kristallikov.net/ Занимательная химия http://chemistry-chemists.com/Video.html Видеоопыты по химии
Заключение. Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации творческой мыслительной деятельности учащихся. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии. Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню Дай мне действовать самому , И я научусь. (китайская мудрость)
Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"
Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....
Долгосрочный проект «Внедрение музыкальной квест-игры как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»
Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры, как образовательной технологии....
Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...
Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.
Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....
Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Рассмотрены вопросы использования информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....
Пояснительная записка к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Методический семинар...
Презентация к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Презентация к методическому семинару...