Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
статья по биологии по теме
Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования учебных исследований в работе учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
Семенова Наталья Геннадьевна
ГБОУ СОШ № 182 viviparus@mail.ru
Современный образовательный процесс требует от педагога применения таких образовательный технологий, которые способствуют формированию у обучающихся навыков самообразования и саморазвития. Требования, предъявляемые ФГОС к обучению показывают, что образование должно стать личностно-ориентированным и направленным на развитие и становление личностных характеристик обучающихся. Перед школой стоит задача научить учеников самостоятельно добывать новые знания, анализировать нестандартные ситуации, уметь видеть проблему и выдвигать гипотезу, формулировать цели, задачи, делать собственные выводы и умозаключения. Все эти качества личности формируются в процессе учебно-исследовательской деятельности.
В современном мире исследовательские навыки необходимы не только людям занятым научной работой, они являются неотъемлемой частью любой профессии. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда школьники получают большой объем знаний, но затрудняются в их практическом применении. Исследовательская деятельность позволяет применить теоретические знания на практике. Она ставит ученика в ситуацию, когда он должен продумывать и организовывать свою работу, самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации. Впоследствии он переносит этот опыт на свои поступки в реальной жизни. Поэтому важнейшей задачей современного образования является подготовка обучающихся к исследовательской деятельности.
В отличие от практикума или лабораторной работы, где иллюстрируются те или иные законы учебно-исследовательская деятельность связанна с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Хотя учебные исследования отличаются от научных, тем не менее, они предполагают наличие основных этапов, характерных для научных исследований:
- постановка проблемы;
- изучение теоретического материала;
- подбор методов исследования и практическое овладение ими;
- сбор и фиксация результатов;
- анализ и обобщение материала;
- собственные выводы.
Знания, полученные учеником самостоятельно в результате учебного исследования, не являются новыми для науки, а станут личностно значимыми для конкретного ученика. Главный смысл учебного исследования заключается в приобретении навыка исследования, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе. В результате у обучающихся формируется исследовательский стиль мышления и соответствующие умения:
- давать определение понятиям;
- задавать вопросы;
- наблюдать;
- классифицировать;
- видеть проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- проводить несложные эксперименты;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Преимущество исследовательской деятельности в том, что она предоставляет большему числу учащихся возможность для самореализации, подготавливает школьников к самостоятельности, способствует развитию творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, информационной культуры. При этом повышается мотивация к изучению предмета, повышается уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Учебно-исследовательская деятельность является эффективным способом достижения ФГОС. Она удовлетворяет требованиям стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, обеспечивает формирование универсальных учебных действий, способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.
Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...
Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся
Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...
Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС
Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи:...
Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС
Выступление на муниципальном семинаредля заместителей директоров по УВР г.о.Кашира«Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1...
ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность...
Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....
Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и о...