Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС
методическая разработка на тему
Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.
Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.
Задачи:
· Раскрыть и осмыслить понятие УУД.
· Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
· Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_kak_neobhodimoe_uslovie_realizatsii_fgos.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС
Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие УУД.
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.
Ход педагогического совета
Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)
Этот новый федеральный государственный стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?
- Требования к условиям
- Требования к структуре образовательных программ
- Требования к результатам
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.
Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.
В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).
Тема нашего педсовета: «Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»
Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.
Давайте попробуем поставить перед собой задачи нашего педсовета.
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие УУД.
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.
Операция «мозговой штурм». Попробуем ответить, что такое УУД.
- Если затрудняемся, где можно найти ответ? (в педагогической литературе, справочниках, интернете и т.д.)
- УУД - обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
- УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
- УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Вывод
- В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
На какие 4 группы делятся УУД? Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Сейчас Аношина И.Б. расскажет нам более подробно о том, что такое универсальные учебные действия.
1.Какие УУД позволяют сделать учебный процесс осмысленным, помогают ориентироваться в нравственных нормах?
2. Какие УУД позволяют эффективно решать конфликты и плодотворно сотрудничать?
3. Какие УУД обеспечивают возможность ставить цель и искать способы ее достижения?
4. На какие группы можно распределить познавательные УУД?
5. К какому виду УУД относится планирование?
Предлагаю Вам выполнить задание, которое покажет, насколько мы, педагоги, хорошо разбираемся в видах УУД.
Предлагаю вам прочитать характеристику УУД и выбрать только те действия (выписать их номера), которые относятся:
1 группа к личностным УУД,
2 группа к регулятивным,
3 группа к познавательным УУД,
4 группа к коммуникативным УУД. (Приложение 2).
Если вы испытываете затруднения в данной работе, вам помогут информационные карты, расположенные на ваших столах (Приложение 1).
Очень важно, чтобы система обучения начала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Уже введены новые образовательные стандарты на начальной ступени обучения, в этом учебном году вводятся новые стандарты основного общего образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он консультант, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.
В нашей школе обеспечена готовность к реализации ФГОС. Во-первых, модель школы, начиная ещё с 1999 года, близка по содержанию к новой модели ФГОС благодаря внедрению технологии деятельностного метода обучения. Во-вторых, педагоги школы активно используют современные образовательные технологии.
Таким образом, технологии деятельностного типа (обеспечивают не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), что на сегодня является одной из главных задач образования, а следовательно, педагога. Поэтому владение этими технологиями является необходимым условием успешной его работы. Все вы знакомы с технологией ДМО, я хочу вам напомнить основные позиции данной технологии при помощи фильма «Путь к успеху», в котором отражены основные позиции технологии.
Предлагаю поработать в группах. (Приложение 3). Распределите действия учителя, помогающие формировать определенный вид УУД (запишите номера действий в соответствующие колонки).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание. (Приложение 4).
Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.
УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов
Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.
Распределите задания для учеников в соответствии с УУД, которые они развивают, поставьте соответствующий символ (Р,Л,П,К) около номера задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Распределяем задания в соответствии с УУД
Русский язык:
- В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. П.
- За что ты можешь себя похвалить в конце этого урока? – Л.
- Выполни самопроверку по эталону. –Р.
- Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? - К.
Окружающий мир:
- Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. – П.
- Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны. – К.
- Проверим правильность выполнения теста у соседа по парте. –Р.
- Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему – Л.
Литературное чтение:
- Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? – Л.
- Как нужно было ухаживать за репкой? – Р.
- Почему репка выросла большая – пребольшая? – П.
- Сочини продолжение сказки с друзьями. – К.
Изобразительное искусство
Какой цвет является твоим любимым и почему? –Л.
В какой последовательности будет выполнен портрет? - Р.
Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. –К.
С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? –П.
Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД. Усоева Наталья Викторовна расскажет нам о приемах, которые можно использовать для формирования УУД. (Каждый участник педсовета получает раздаточный материал – Педагогические приёмы (см.Приложение5).
Во время чтения каждый должен отметить знаком “+” тот прием, который он уже использует в своей практике, Прием, который вам покажется интересным – обведите в кружочек. Прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте!
РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ. Выполнение работы. Обсуждение.
А есть ли у вас свои приемы? Расскажите.
Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
Рефлексия. Анкета
- Что Вы приобрели на данном педсовете-практикуме? ___________________________________________________________
- Какой этап педсовета был Вам полезен, интересен?________________________________________________
___________________________________________________________
- Что было для Вас трудным, неполезным? __________________________________________________________
___________________________________________________________
- Оцените насколько Вы были включены в работу педсовета?
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Проанализируем работу нашего педсовета. С чего началась наша работа и как она строилась? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?
Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))
Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)
Формулировка темы педсовета, цели и задачи. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).
Работа по теме педсовета. Прослушивание докладов. (Познавательные УУД)
Выполнение практической работы по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)
Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД)
Подведение итога. Рефлексия. Самооценка
Закончить наш педсовет хотелось бы словами А.Дистервега: «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
- Принять к сведению информацию об универсальных учебных действиях, видах УУД.
- На заседаниях ШМО учителей-предметников изучить нормативные документы по ФГОС второго поколения в части формирования УУД.
- Принять к сведению педагогические приемы, помогающие формировать УУД.
- Методическому совету обеспечить подготовку и проведение методических консультаций для учителей по формированию УУД.
- Учителям, работающим по ФГОС нового поколения, продолжить проводить систематическую работу по формированию УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования учебных исследований в работе учителя...
Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.
Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...
Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся
Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...
Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС
Выступление на муниципальном семинаредля заместителей директоров по УВР г.о.Кашира«Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1...
ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность...
Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....
Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и о...