Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.

Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Задачи:

·                     Раскрыть и осмыслить понятие УУД.

·                     Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.

·                     Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.

Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД.
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.

Ход педагогического совета

Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

Этот новый федеральный государственный стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).

Тема нашего педсовета:  «Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»

Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Давайте попробуем поставить перед собой задачи нашего педсовета.

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД.
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.

Операция «мозговой штурм». Попробуем ответить, что такое УУД.

  • Если затрудняемся, где можно найти ответ? (в педагогической литературе, справочниках, интернете и т.д.)
  • УУД - обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
  • УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
  • УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Вывод

  • В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

На какие 4 группы делятся УУД? Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Сейчас Аношина И.Б. расскажет нам более подробно о том, что такое универсальные учебные действия.

1.Какие УУД позволяют сделать учебный процесс осмысленным, помогают ориентироваться в нравственных нормах?

2. Какие УУД позволяют эффективно решать конфликты и плодотворно сотрудничать?

3. Какие УУД обеспечивают возможность ставить цель и искать способы ее достижения?

4. На какие группы можно распределить познавательные УУД?

5. К какому виду УУД относится планирование?

Предлагаю Вам выполнить задание, которое  покажет, насколько мы, педагоги, хорошо разбираемся в видах УУД.

Предлагаю вам прочитать характеристику УУД и выбрать только те действия (выписать их номера), которые относятся:

1 группа к личностным УУД,

2 группа к регулятивным,

3 группа к познавательным УУД,

4 группа к коммуникативным УУД. (Приложение 2). 

Если вы испытываете затруднения в данной работе, вам помогут информационные карты, расположенные на ваших столах (Приложение 1).

Очень важно, чтобы система обучения начала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Уже введены новые образовательные стандарты на начальной ступени обучения, в этом учебном году вводятся новые стандарты основного общего образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован   по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он консультант, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.

В нашей школе обеспечена готовность к реализации ФГОС. Во-первых, модель школы, начиная ещё с 1999 года, близка по содержанию к новой модели ФГОС благодаря внедрению технологии деятельностного метода обучения. Во-вторых, педагоги школы активно используют современные образовательные технологии.

Таким образом, технологии деятельностного типа (обеспечивают не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), что на сегодня является одной из главных задач образования, а следовательно,  педагога. Поэтому владение этими технологиями является необходимым условием успешной его работы. Все вы знакомы с технологией ДМО, я хочу вам напомнить основные позиции данной технологии при помощи фильма «Путь к успеху», в котором отражены основные позиции технологии.

Предлагаю поработать в группах. (Приложение 3). Распределите действия учителя, помогающие формировать определенный вид УУД (запишите номера действий в соответствующие колонки).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание.   (Приложение 4).

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Распределите задания для учеников в соответствии с УУД, которые они развивают, поставьте соответствующий символ (Р,Л,П,К) около номера задания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Распределяем задания в соответствии с УУД

Русский язык:

  • В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. П.
  • За что ты можешь себя похвалить в конце этого урока? – Л.
  • Выполни самопроверку по эталону. –Р.
  • Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? - К.

Окружающий мир:

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. – П.
  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны. – К.
  •      Проверим правильность выполнения теста у соседа по парте. –Р.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему – Л.

Литературное чтение:

  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? – Л.
  • Как нужно было ухаживать за репкой? – Р.
  • Почему репка выросла большая – пребольшая? – П.
  • Сочини продолжение сказки с друзьями. – К.

Изобразительное искусство

Какой цвет является твоим любимым и почему? –Л.

В какой последовательности будет выполнен портрет?  - Р.

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. –К.

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? –П.

Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД. Усоева Наталья Викторовна расскажет нам о приемах, которые можно использовать для формирования УУД.  (Каждый участник педсовета получает раздаточный материал – Педагогические приёмы (см.Приложение5).

Во время чтения каждый должен отметить знаком “+” тот прием, который он уже использует в своей практике, Прием, который вам покажется интересным – обведите в кружочек. Прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте!

РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ. Выполнение работы. Обсуждение.

А есть ли у вас свои приемы? Расскажите.

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Рефлексия. Анкета

  1. Что Вы приобрели на данном педсовете-практикуме? ___________________________________________________________
  2. Какой этап педсовета был Вам полезен, интересен?________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Что было для Вас трудным, неполезным? __________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Оцените насколько Вы были включены в работу педсовета?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Проанализируем работу нашего педсовета. С чего началась наша работа и как она строилась? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?

Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

Формулировка темы педсовета, цели и задачи. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).

Работа по теме педсовета. Прослушивание докладов. (Познавательные УУД)

Выполнение практической работы по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД)

Подведение итога. Рефлексия. Самооценка

Закончить наш педсовет хотелось бы словами А.Дистервега: «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его  природные творческие способности –

«разучить» думать самостоятельно.                    


Проект решения педагогического совета:

  1. Принять к сведению информацию об универсальных учебных действиях, видах УУД.
  2. На заседаниях ШМО учителей-предметников изучить нормативные документы по ФГОС второго поколения в части формирования УУД.
  3. Принять к сведению педагогические приемы, помогающие формировать УУД.
  4. Методическому совету обеспечить подготовку и проведение методических консультаций для учителей по формированию УУД.
  5. Учителям, работающим по ФГОС нового поколения, продолжить проводить систематическую работу по формированию УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.

Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Выступление на муниципальном семинаредля заместителей директоров по УВР г.о.Кашира«Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1...

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность...

Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....

Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и о...