Технология целеполагания как важного этапа урока
статья

Серегина Ольга Егоровна

Основные  особенности технологии целеполагания как важного этапа урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технология целеполагания как этапа современного урока литературы: общая характеристика, эффективные приёмы и методы.

Современные образовательные стандарты заставляют сделать обучающегося субъектом, реальным участником образовательного процесса. Именно поэтому планировать урок надо с целеполагания обучающегося – чему его мы хотим научить, при помощи каких ресурсов.

В связи с этим ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цели должны быть:

  • реальны, достижимы, понятны, конкретны, то есть контролируемы;
  • побудительными (побуждать к действию);
  • сформулированы продуктивно, то есть «от ученика», с прогнозированием образовательного результата;
  • соотносимы с типом и содержанием урока;
  • личностно ориентированы;

На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Обучающие цели урока включают в себя овладение обучающимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: выбрать, назвать, дать определение, проиллюстрировать, написать, перечислить, выполнить, систематизировать и другие.

Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,  побудить обучающихся к активности, выразить свое отношение, прививать, укреплять навыки.

Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи обучающихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.

Обязательными условиями использования   приемов целеполагания является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность,
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемные ситуации
  • Группировка

Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока

Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках литературы.

Мозговой штурм

Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

Прием «Тема-вопрос»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Что такое род и жанр литературы?" построили план действий:

1.Дать понятие о родах и жанрах литературы.

2.Определить, какой жанр литературы относится к какому роду литературы.

3.Определить закономерность соотношений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Прием «Работа над понятием»

Учащимся предлагают для зрительного восприятия название темы урока и просят, объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре». Например, тема урока «Средства выразительности речи». Задание учителя:

- Объясните значение понятия, вынесенного в тему урока, с помощью синонимов. (Выразительность – от «выражать»,  т.е. передавать чувства, мысли. Средства – способ достижения цели. Речь – общение, устное и письменное. Средства выразительности в языке и речи – способы передачи своих мыслей  и чувств устно и письменно). Исходя из названия темы, определите цель и задачи урока.

Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в слове словосоставляющих основ. Например, «Двусложные  и трехсложные размеры стихосложения»  

Прием «Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Прием «Яркое пятно»

 Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме «Творческий путь А.А. Фета». Учитель предлагает рассмотреть ряд портретов поэтов, среди которых портрет А.А. Фета выделен цветом.

Вопрос учителя: «Среди представленных портретов, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Портрет №3 выделен цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих портретов?»

Ответ учащихся: «Все они являются поэтами».

Вопрос учителя: «А кто знает, как зовут этого поэта?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием объекта.

Вопрос учителя: «Как вы думаете, какова тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

Прием «Проблемная ситуация»

Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные  версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Так, например, на уроке литературы в 5 классе в процессе изучения сказки «Иван-крестьянкий сын и чудо-юдо» учащимся был задан проблемный вопрос: почему сказка относится не только к волшебным, но и к героическим? Поиск ответа на этот вопрос определяет цель деятельности на уроке. На уроке литературы в 10 классе, на котором изучается роман И.А. Гончарова «Обломов», проблемная ситуация создается с помощью проблемного вопроса: какова роль халата в раскрытии образа главного героя романа?

Прием «Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: тему урока "Основные направления Серебряного века» можно рассмотреть на классификации слов: будущее, мистицизм, ясность, эпатаж, музыкальность, точность, иносказание, бунтарство, словотворчество. Урок можно начать с предложения: «Разделите на три группы слова».

Прием «Исключение»

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Биография Блока". Даются портреты поэтов 19 века и среди них портрет А.А.Блока.

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, Тютчев".
– Что общего во всех словах? (Названы поэты)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Прием «Домысливания»

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим, Изучим, Узнаем, Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Например, «Каковы нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб?», цель урока - осмыслить нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». «Почему «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя историческая повесть?», «Современна ли поэзия Владимира Маяковского?

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Прием «Проблемная ситуация» (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

–Самостоятельное решение

–Коллективная проверка результатов

–Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.

На уроке литературы в 7 классе в процессе изучения рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» проблемная ситуация возникает при сопоставлении двух разных суждений, высказанных учащимися. Один ученик считает, что, описывая быт лесника, автор с большим мастерством изобразил в рассказе крестьянский быт XIX века, показал, в какой нищете и в каком убожестве жил народ, разоблачил жестокость и жадность помещиков. Другой ученик утверждает, что, изображая обездоленный и угнетенный народ, И.С. Тургенев показывает его живую душу, сердечность, способность сопереживать чужой беде. Самым главным является сохранение человечности в тяжелых жизненных условиях.

После представления двух разных мнений учащимся задаются вопросы: Как вы считаете, кто из ребят в большей степени прав? Может быть, вы поняли иные смыслы рассказа? Мнения учащихся класса тоже, как правило, разделяются. Наличие разных точек зрения свидетельствует о сложности вопроса, поиск ответа на него и определяет содержание учебной цели на уроке.

Прием «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например, это могут быть факты из биографии писателей.

Прием «Отсроченная отгадка»

 Этот прием можно использовать при изучении биографии писателя или поэта. В конце одного из уроков дать высказывание о том или ином авторе и задать вопрос: «О каком писателе (поэте) идет речь»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

Приём «Эпиграф»

Обчающимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока. Например, на уроке в 5 классе по теме «Многозначные слова» эпиграф из былины об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать»

Прием «Практичность теории»

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 5 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Прием «Выявление неполноты знаний учащихся»

В начале урока на этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую неполноту знаний учащихся.

Следует отметить, что овладение целеполаганием, как правило, осуществляется постепенно в процессе движения школьника от более низкого уровня к более высокому, что является свидетельством успешного развития умения постановки цели в учебной деятельности. Систематическая деятельность целеполагания на уроке способствует осознанию учащимся учебных целей как личностно значимых, готовит выпускника школы к самостоятельной регуляции своей деятельности во взрослой жизни, помогает принятию решения в проблемной жизненной ситуации, содействует жизненному самоопределению молодого человека.

Использованная литература:

  1. В.И. Садкина. 101 педагогическая идея. Как создать урок? — М. : ООО «Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с. В пособии собраны интересные, оригинальные педагогические идеи и находки, которые помогут и молодому, и опытному учителю сделать урок эффективным и нестандартным.
  2. Г.О. Аствацатуров. Технология целеполагания урока. - Волгоград, издательство «Учитель», 2010

Источники информации:

  1. https://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193 «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

  2. http://oleg-muraviov.ru/wp-content/uploads/2017/01/MR-Celepolaganie-i-refleksiya.pdf «Целеполагание и рефлексия как один из этапов современного урока в условиях реализации ФГОС»
  3. http://www.it-n.ru «Каким должен быть современный урок»
  4. http://www.gimnazy161.ru «Формирование навыка целеполагания»
  5. http://www.openlesson.ru о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социоигрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрённых педагогическим опытом)
  6. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/02/priemy-tselepolaganiya-na-urokah-literatury «приёмы целеполагания на уроках литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в технологии целеполагания

Урок химии в 8 классе. Строение и свойства кислот....

Педагогический проект : "Использование технологии целеполагания при изучении темы: "Освоение коротких ударов снизу в туловище на тренировочном этапе""

Педагогический проект представляет собой форму самообразовательной деятельности тренера- преподавателя....

"Рефлексия как важный этап урока в условиях реализации ФГОС"

Использование различных приёмов рефлексии на уроках изобразительного искусства....

статья Технология образовательного целеполагания в контексте современного урока химии.

в статье дается концепция современного урока химии в рамках технологии образовательного целеполагания...

Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока

Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока. Данная разработка будет полезна как завучу школы, так и любому учителю при подготовке к современному уроку. Данные технологии -не...

Педагогические технологии на операционно-обучающем этапе урока

Педагогические технологии на операционно-обучающем этапе урока. Данная разработка будет полезна как завучу школы, так и любому учителю при подготовке к современному уроку. Данные технологии -неотъемли...