Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока
методическая разработка

Кобзева Татьяна Георгиевна

Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока. Данная разработка будет полезна как завучу школы, так и любому учителю при подготовке к современному уроку. Данные технологии -неотъемлимая часть образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1pamyatka.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на
организационно-мотивационном этапе урока

АЛЛИТЕРАЦИЯ – способ актуализации опорных знаний и личного опыта по новой теме. Педагог по буквам (по вертикали) выписывает на доске новое понятие и предлагает на каждую букву подобрать слова и словосочетания, по смыслу связанные с данным понятием. Работают фронтально.

АЛФАВИТ – то же, что и аллитерация, но педагог пишет на доске буквы алфавита и предлагает подобрать слова на каждую букву алфавита.

АССОЦИАЦИЯ – способ актуализации опорных знаний, стимулирования познавательной активности. При знакомстве с новым понятием учащимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним впечатления, образы, которые позволят легче усвоить новую тему.

БИНАРНЫЙ ВОПРОС – способ актуализации опорных знаний и личного опыта по новой теме. Педагог задаёт вопрос по новой теме, который предполагает либо один ответ (правильно это или неправильно, хорошо или плохо), либо двойной ответ (что хорошо и что плохо, + и –).

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ – способ определения проблем, над которыми хотели бы поработать ученики. Озвучивается тема занятия и каждый ученик на карточках пишет свои вопросы по теме (2–3 мин.), затем создаются малые группы по 4–6 человек, в которых рассматриваются вопросы и выбирается 2–3 наиболее важных; материалы работы малых групп вывешиваются на доске, вопросы ранжируются, и начинается работа.

ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ – способ развития учебно- познавательных компетенций. Учитель зачитывает несколько утверждений по определённой теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, он ставит знак «+», если нет, ставит знак «–». По окончании работы открывается ключ, можно проводить коллективную, индивидуальную проверку или осуществлять взаимопроверку.

ВОПРОСЫ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ – способ развития умения формулировать вопросы по теме. Педагог озвучивает тему урока, записывает её на доске и записывает вопросные слова (что, зачем, как, почему, при помощи чего…) в соответствии с темой, по которым учащиеся придумывают вопросы.

ГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА – способ системного рассмотрения темы (структурно-логическая схема, тезаурус, кластер, логико-смысловая модель, маршрутный лист по уроку). Схемы могут быть предложены в готовом виде, частично заполнены либо пустые. Дальнейший ход урока направлен на работу по схеме как опоре.

ДЮЖИНА ВОПРОСОВ – способ организации осмысления новой темы. Педагог объявляет новую тему и предлагает в микрогруппах по 4 человека составить вопросы по данной теме (дюжину, полдюжины, 3 вопроса). Вопросы от каждой микрогруппы записываются на доске,

ранжируются по логике рассмотрения темы, затем идёт объяснение новой темы в соответствии со сформулированными вопросами.

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО – способ выявления проблем по теме работы. Готовится большой лист ватмана тёмно-синего цвета, каждый участник получает по 3 карточки желтого цвета в форме звезды. За отведённое время необходимо написать три вопроса по обсуждаемой теме и вывесить их на звёздное небо. Каждый участник, вывешивая свои «звёзды», комментирует то, что уже висит на небе и соотносит свои вопросы с уже вывешенными, группируя их. Получаются

«созвездия» вопросов и одиночные звёзды.

ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ – способ актуализации опорных знаний и формулировки запроса на усвоение новой информации. Педагог объявляет новую тему и предлагает учащимся (индивидуально либо в микрогруппах) написать в форме таблицы, что им известно по этой теме (колонка ЗНАЮ), сформулировать вопросы по новой теме (колонка ХОЧУ УЗНАТЬ), затем излагает новую информацию, которую учащиеся записывают в колонку УЗНАЛ. После этого всем предлагается сравнить первую и третью колонки и знаком «+» отметить совпадения, затем сравнить вторую и третью колонки и указать, на чьи вопросы не получен ответ.

«КОРЗИНА» ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН... – приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без

комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ (ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ) – способ осмысления темы и актуализации опорных знаний. Педагог распечатывает основные определения по теме урока, разрезает их на отдельные слова или словосочетания и предлагает учащимся (фронтально, в микрогруппах, индивидуально) собрать логическую цепочку (определение понятия) либо предлагает восстановить выложенную на доске перепутанную логическую цепочку.

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА – способ актуализации опыта учащихся по проблеме. В центре большого листа бумаги записывается основная идея (слово или словосочетание), затем участники по очереди предлагают свои ассоциации относительно данной проблемы, которые вписываются на листе, между ассоциациями стрелочками устанавливаются связи.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ – метод актуализации знаний и генерирования идей. Мозговой штурм начинается с постановки проблемы или вопроса. Далее идеи обсуждаются в парах, в микрогруппах и в группе в целом. Учащимся предлагается памятка по проведению мозгового

штурма: перебивать, критиковать, отвергать, спорить запрещается; говорить «нет, не пойдет» нельзя;

если появляется новая идея – запиши;

если не согласен – запиши возражение, потом обсудишь, если захочешь; если не понял – не останавливай, не проси объяснить – запиши вопрос; не сиди как дуб, улыбайся, мимикой выражай своё понимание и то, что ты здесь и жив.

ОПОРНЫЕ СЛОВА – способ включить учащихся в процесс активного восприятия учебно- познавательной информации по теме урока. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся учащимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с

данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление учащимися наиболее важных фактов, выявление причинно-следственных связей между ними.

ОПРОС ПЯТЕРЫХ – способ развития учебно-познавательной компетенции. Учащимся предлагается подготовить по 3–4 вопроса по теме домашнего задания, требующих конкретного краткого ответа. Затем к доске вызывается пятеро учащихся, по указанию педагога ученики из класса задают по одному вопросу «пятёрке», учащиеся из «пятёрки» по очереди отвечают на вопросы из класса (можно 3 круга).

ОТЫЩИ ТОГО, КТО… – способ организации групповой работы, направленный на развитие коммуникативной компетентности. Каждому участнику предлагается лист бумаги, разделённый на любое количество (4, 6, …) квадратов, в каждый квадрат вписан вопрос по теме обсуждения (можно и вопрос с юмором). Участники получают листы и за отведённое время (5–7 мин.)

должны найти в классе людей, которые знают ответ на каждый вопрос и в соответствующую клеточку вписать имя ученика, который знает ответ и даёт его. На один вопрос отвечает один ученик. По истечении отведённого времени проводится фронтальное обсуждение вопросов.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ АССОЦИАЦИЯ – способ графического творческого изображения информации. Педагог называет тему или понятие, на которые учащиеся подбирают слова-ассоциации. Схема перекрёстной ассоциации: 1 строка – одно слово, 2 строка делится на две ассоциации (ниже), 3 строка – каждое из двух слов делится на две ассоциации (4 слова на строке), 4 строка – на основе двух крайних ассоциаций образуется одна слева, а на основе двух внутренних ассоциаций образуется одна справа (2 слова), затем (ниже) на основе двух ассоциаций образуется одна (1 слово).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ –

актуализация опорных знаний, формирование умения прогнозировать содержание. Педагог записывает на доске основные понятия новой темы (либо название новой темы) и предлагает учащимся в микрогруппах написать своё видение новой темы (план, о чём), затем – обсуждение в группе.

РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ – способ развития прогностических способностей и актуализации опыта. Педагог выписывает на доске ключевые слова по теме урока и предлагает учащимся в микрогруппах или индивидуально составить рассказ.

СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ИЗВЕСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ – способ актуализации опорных знаний. Педагог озвучивает (записывает на доске) тему урока и предлагает учащимся составить список известной им информации по данной теме. Ответы заслушиваются и дополняются.

СТОЛКНОВЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – способ стимулирования постановки учебной задачи на уроке. Учитель предлагает учащимся задание, с которым дети сначала легко справляются (благодаря субъективному опыту или знаниям, полученным при изучении предыдущей темы), но затем они сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие – формулирование учащимися учебной задачи.

ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ – способ развития учебно-познавательных компетенций. Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» может быть использован на любой фазе урока (занятия). На стадии вызова (вопросы до изучения темы) – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении –

демонстрация понимания пройденного. Можно начать работу с этим приёмом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами.

Толстые вопросы: Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...':' Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если..? Что, если ... ?

Тонкие вопросы: Кто ...? Что ...? Когда ...? Может ..'.' Будет ...? Может ли ... ? Согласны ли Вы... ? Верно ли ...?        По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в левую – вопросы, требующие развёрнутого, аргументированного ответа.

ШАПКА ВОПРОСОВ – способ организации осмысления новой темы. Педагог объявляет тему и предлагает каждому участнику на отдельных листочках написать по три вопроса (не подписываясь):

Вопрос касается формального знания по теме.

Вопрос звучит: «Я думаю так…., а ты?»

Вопрос фиксирует собственное незнание: «Что я действительно не знаю».

После этого все вопросы ссыпаются в шапку, перемешиваются и разбираются всеми. Затем все пробуют ответить на попавшиеся им вопросы – вначале на первые

(если вопросы совпадают у нескольких человек, заслушивают несколько вариантов ответа), затем – на вторые и третьи.

Педагог дополняет и корректирует знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий на различных этапах урока физики

работа описывает опыт применения компьютерных технологий на различных этапах урока физики на примере разработки темы в 7 классе "Давление"....

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...

Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики

Публикация раскрывает некоторые методы работы, которые можно применять на различных этапах урока....

Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики

Публикация раскрывает некоторые методы работы, которые можно применять на различных этапах урока....

«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».

Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных те...

Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм.

В данной работе показываю как можно применить "Метод мозгового штурма" на уроках математики для мотивации учебной деятельности учащихся. А для обобщения и систематизации знаний по теме "Производная" и...