"Рефлексия как важный этап урока в условиях реализации ФГОС"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Использование различных приёмов рефлексии на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открыть презентацию "Рефлексия" | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других . Если ты сумеешь правильно судить себя, значит , ты поистине мудр .» А.де Сент-Экзюпери
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обязательным условием c оздания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Традиционно в психологии различают три вида рефлексии Личностная Коммуникативная Интеллектуальная
Коммуникативная рефлексия Ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная рефлексия Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная рефлексия Проявляется в ходе решения различного рода задач , в способности анализировать различные способы решения , находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Классификация рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину , которая соответствует их настроению. приём«Пейзаж» приём«Букет» красный – восторженное ; оранжевый – радостное, теплое; желтый - светлое, приятное ; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.
Приёмы рефлексии деятельности Приём «рефлексивная мишень». Приём «Оценочный лист» Приём «Оценка партнёра по проекту» Приём «Лестница успеха»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности . Например , оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата:чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях ми-шени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. Я понял что… Я научился… Я затрудняюсь… Мне нужна помощь… Приём «Рефлексивная мишень»
Выполнил ли я то, что задумал? ___________________________________________________________________________________________ Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта? ____________________________________________________________________________________________ Всё ли получилось так, как я задумывал? ____________________________________________________________________________________________ Что было сделано хорошо? ___________________________________________________________________________________________ Что было сделано плохо? ____________________________________________________________________________________________ Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? ____________________________________________________________________________________________ Оценочный лист как способ рефлексии
Оценка партнёра по проекту Выберите 1 фразу для соседа по парте: 1- Ты молодец. 2- Я доволен твоей работой на уроке. 3- Ты мог бы поработать лучше.
Приём «Лестница успеха»
Приёмы рефлексии содержания учебного материала Оценка «приращения» знаний и достижения целей Приём «Чемодан, мясорубка, корзина»
ожидание удача- неудача польза перспективы способы преодоления трудности Оценка «приращения» знаний и достижения целей
1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения ? 4. Была ли польза от такого рода работы? 5. В чем вы видите собственное приращение? 6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них. 7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока . Какими способами вы их преодолевали? 8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной. 9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность? 10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему? Оценка «приращения» знаний и достижения целей
Приём «Чемодан , мясорубка , корзина » На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки , корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Анализ урока учащимися Назовите, чем вы занимались на уроке? Какие трудности ты испытывал на уроке?
"Считай неудачным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию". Я.А. Коменский СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах....
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урок...
Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. ...
Выступление на ШМО по теме: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
Выступление на уровне школы...
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...
Выступление на педагогических чтениях:"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе".
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока....
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем сост...