статья Технология образовательного целеполагания в контексте современного урока химии.
статья по химии (11 класс) на тему

Присада наталья Андреевна

в статье дается концепция современного урока химии в рамках технологии образовательного целеполагания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Присада Наталья Андреевна,

учитель химии высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 350 Невского района Санкт-Петербурга

Технология образовательного целеполагания в контексте современного урока химии

 ФГОС второго поколения предъявляет к современной сфере образования новые требования, формулируемые в деятельностной парадигме [3, 4]. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

     В свете требований новых стандартов учащимся необходимо научиться ставить перед собой цели, планировать самостоятельную работу, уметь осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности. Достижению данных образовательных результатов  способствует использование технологии образовательного целеполагания, в рамках которой организация учебной деятельности осуществляется по ключевым этапам: «целеобразование» – «целедостижение» – «целерефлексия».

     Главная задача первого этапа урока – переход от «руководимого» целеобразования, в котором основная роль принадлежит учителю, к совместным действиям, а затем и к самостоятельному целеобразованию. На этом этапе урока у учащихся формируются реальные диагностируемые цели.  Здесь можно использовать прием конкретизации целей, осуществляемый с применением «глаголов-помощников», действий по алгоритму, обмена мнениями, составления словосочетаний и т.д.

    На примере урока в 8 классе «Физические и химические явления. Превращение веществ», выстроенного в логике «целеобразование - целедостижение -  целерефлексия», раскроем особенности организации и содержания учебной деятельности на каждом из выделенных этапов.

     Формулировку целей следует производить в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Поэтому от выражений «получить систематизированные сведения о физических и химических явлениях» или «сформировать понятия физические и химические явления», задающих лишь направление деятельности, но не ее конечный результат, необходимо перейти к формулировкам, которые отражают конечный образовательный продукт. Сформулированные таким образом цели становятся личностно ориентированными, а их достижение учащиеся могут оценить самостоятельно.

       Рассмотрим прием конкретизации цели с использованием глаголов, указывающих на определенное действие. После объявления темы урока  учитель  предлагает ребятам самостоятельно определить цели, которые они смогут достигнуть на уроке. В качестве примера учитель может объявить свои цели «помочь изучить физические и химические явления», «научить проводить наблюдения за явлениями», «помочь определить признаки физических и химических явлений» и т.д. Затем предлагаются глаголы-помощники, с помощью которых ученики могут сформулировать свои собственные цели. После совместного обсуждения происходит коррекция и более четкая формулировка поставленных целей. Примеры преобразования целей учителя в цели учеников с использованием глаголов-помощников приведены в таблице 1.  

Таблица 1. Преобразование целей урока с использованием глаголов-помощников

Цели учителя

Глаголы-помощники

Цели ученика

Научить проводить наблюдения за реакциями.

Могу,

умею,

знаю

Наблюдать,

сравнивать,

отличать,

объяснять,

делать выводы,

приводить примеры

 

Могу (умею) наблюдать за реакциями.

Помочь определить признаки физических и химических явлений.

Умею (могу, научился, знаю как) отличать физические явления от химических.

Сформировать понятие «химическая реакция».

Знаю определение химической реакции.

Научить приводить примеры физических и химических явлений, основываясь на приобретенных ранее знаниях 

Могу привести (знаю) примеры физических и химических явлений.

Научить, основываясь на сделанных выводах, классифицировать явления.

Умею выделять признаки химических реакций. Могу проводить классификацию явлений.

     На данном этапе урока школьники учатся:

  • определять и формулировать цель деятельности (понимать свои интересы, видеть проблему, задачу, выражать ее словесно);
  • преобразовывать цели учителя в собственные цели;
  • ставить общие цели самообразовательной деятельности и разбивать их на подцели;
  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
  • доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  • понимать другие позиции (взгляды, интересы).

     На следующем этапе урока осуществляется деятельность по целедостижению. Учитель показывает 6 демонстрационных опытов (плавление воска, горение магния, закипание воды, взаимодействие мела с соляной кислотой, размягчение стекла при нагревании, обугливание сахара), ставит проблемные вопросы и направляет познавательную деятельность учащихся. После наблюдений и обсуждений проблемных вопросов учащиеся заполняют таблицу 2.

Таблица 2. Наблюдение опытов.

Не изменяется состав вещества

(не образуется новое вещество)

Происходит изменение состава вещества (образуется новое вещество)

Опыт

Наблюдаемые признаки

Опыт

Наблюдаемые признаки

     На данном этапе урока школьники учатся проводить наблюдения, анализировать их и делать выводы. Знания признаков химических и физических явлений становятся личными знаниями учеников. Поиск примеров таких явлений позволяет показать практическую значимость получаемых знаний.

     На третьем этапе урока проводится целерефлексия. Учащимся предлагается вернуться к этапу целеобразования и оценить степень достижение каждой из поставленных целей (0 баллов - цель не достигнута; 1 балл – цель достигнута частично; 2 балла – цель достигнута полностью), после чего каждый сам выставляет себе общую оценку за работу на данном этапе урока. Анализируя результаты собственной деятельности, ученик осознает свои возможности, понимает, что нужно предпринять, чтобы улучшить результаты своей работы. Также на заключительном этапе урока предлагается итоговое контрольное задание, которое позволит учителю диагностировать индивидуальный результат каждого ученика.

     Таким образом, системное использование технологии образовательного целеполагания на уроках химии способствует развитию метапредметных комптенций и является одним из средств, обеспечивающих достижение ключевых образовательных результатов.

Литература

 1.Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007. – С.159-182.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4.  Федеральный государственный стандарт общего образования. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...

Технология критического мышления при проектировании современного урока в контексте ФГОС.

Инновационные методы и формы обучения с учетом требованийСтандартов второго поколения :1. ИКТ2. Проблемное обучение3. Технология сотрудничества4. Здоровье сберегающая технология5. Педагогика сотруднич...

Статья по теме "Патриотическое воспитание на современном уроке химии"

В статье обоснована необходимость реализации патриотического воспитания учащихся на уроках химии. Учителем должна быть сформирована система работы по патриотическому воспитанию на уроках химии....