Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.
статья

Ирина Геннадьевна Гараева

Использование метода проектной технологии для формирования профессионального   самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.

Использование метода проектной технологии для формирования профессионального   самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ.

Гараева И.Г. – учитель трудового обучения высшей квалификационной категории МКОУ «Коррекционная школа № 8», тел. раб – 8(83147)7-68-73,  

тел. 9040486730

Мишина Е.В. – педагог – психолог высшей квалификационной категории МКОУ «Коррекционная школа № 8», тел. раб – 8(83147)7-68-73

Ширшова Е.Ю. – учитель факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» первой квалификационной категории МКОУ «Коррекционная школа № 8», тел. раб – 8(83147)7-68-73

Основная задача коррекционной школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях.  Учащиеся коррекционной школы характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо проявляющимися в сфере познавательных процессов, т.е. дети  не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать полученную информацию.  У них снижена активность, узкий круг интересов,  своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы, что затормаживает и затрудняет познание окружающего мира и социальную адаптацию.

Трудовое обучение и воспитание является конкретным, понятным и наиболее значимым в подготовке детей и подростков с ОВЗ к самостоятельной жизни, позволяет активнее включать их в трудовую деятельность и ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях трудового коллектива.

В МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса ведется систематическая целенаправленная работа, в результате которой  сглаживаются противоречия  между уровнем притязаний и психофизическими возможностями умственно отсталых  учащихся, с учетом потребностей  города и  общества в целом.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения профессиональной компетенции выпускников коррекционной школы является профильное профессионально-трудовое  обучение,   в основе которого  лежит профессиональная ориентация, обеспечивающая реальную возможность   профессиональной самореализации и  трудоустройства.    

Профориентационная работа пронизывает весь образовательный процесс, осуществляется как в урочное, так и внеурочное время, обеспечивается тесным взаимодействием педагогов, воспитателей, специалистов школы и родителей.

В начальной школе профориентационные занятия носят пропедевтический характер. В 5- 9 классах центральным звеном профориентационной работы выступает  профессионально - трудовое обучение.  На этом этапе целью является  овладение знаниями, умениями и навыками по определенной профессии.  В 10 классе – с углубленной трудовой подготовкой учащиеся овладевают несколькими  смежными профессиями, обучение в нем  строится по принципу многопрофильности. Каждый учащийся кроме основного трудового профиля получает профессиональные знания и умения по дополнительным  профилям, что значительно расширяет его возможности в трудоустройстве и повышает конкурентоспособность.  Профориентационную работу в школе осуществляют 8 учителей трудового обучения в 6 производственных мастерских и 4 специализированных кабинетах, оборудованных в соответствии с современными требованиями к материально – техническому обеспечению образовательного процесса. 

Основные и дополнительные профили профессионально-трудового обучения в МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса

Трудовые профили  для мальчиков

Трудовые профили  для девочек

Основной профиль:

  • Штукатурно - малярное  дело
  • Слесарное дело
  • Столярное дело

Дополнительный профиль

  • Сантехник
  • Дворник
  • Рабочий по обслуживанию зданий

Основной профиль:

  • Кухонный рабочий
  • Швейное дело
  • Младший обслуживающий персонал

Дополнительный профиль

  • Палатная младшая медицинская сестра
  • Помощник воспитателя
  • Машинист по стирке белья
  • Горничная

Профориентационная работа, осуществляемая во внеурочное время, является составной частью воспитательной  системы школы и реализуется через  комплексно – целевую программу «Профориентация и профессионально – трудовая подготовка учащихся» в форме   проектов «Как люди на Руси жили»,  «Мое будущее в моих руках», «Дорога, которую ты выбираешь».

Содержание профориентационных проектов

Класс

Название проекта

Содержание

7 класс

«Как люди на Руси жили»

Овладение  различными видами народных ремесел, применение их в современной жизни  позволяет ребенку узнать о традициях, обычаях, культуре своего народа. Ребенок научится своими руками изготавливать утварь и предметы быта, которыми пользовались наши предки

8 класс

«Мое будущее в моих руках»

Расширение представлений учащихся о видах рабочих профессий, их особенностях,  формирование первичных профессиональных намерений, повышение значимости смежных профессий, получаемых в школе

9 класс

«Дорога, которую ты выбираешь»

Формирование у  старшеклассников умения ориентироваться в работе  градообразующих предприятий, расширять знания о рабочих профессиях, доступных выпускникам коррекционной школы и востребованных на  рынке труда, знакомить с деятельностью Центра занятости населения.

  Использование как апробированных, так и инновационных форм и методов профориентационной работы: тематические экскурсии на градообразующие предприятия и в культурно-образовательные учреждения города, видеоэкскурсии, оформление компьютерных презентации, составление профессиограмм, мастер – классы, игры-путешествия,  деловые игры, викторины,  КТД, творческие выставки и фото-отчеты – позволяет формировать   общекультурные, учебно – познавательные, социально – трудовые, коммуникативные, информационные компетенции учащихся.

У детей с ОВЗ активно развиваются  умения получать  и использовать информацию, повышается любознательность, формируется чувство ответственности.

Таким образом, метод проектной деятельности  наиболее эффективен для  формирования  у учащихся с ОВЗ элементарных  исследовательских навыков,  умения наблюдать,  обобщать, анализировать, для их всестороннего развития.

Система социального партнерства школы с учреждениями и предприятиями города имеет большое значение в организации и осуществлении профориентационной  работы, профессионально-трудовой подготовки учащихся с ОВЗ, проектной деятельности. Система мобильна, изменяется и дополняется в соответствии с потребностями детей и запросами рынка труда.

Социальные  партнеры  МКОУ «Коррекционная школа № 8»

 

  1. МБУ ЦОД «Молодёжный ООО «Швейная фабрика»,
  2. МБДОУ д/с № 30, 45, 50
  3. Психолого – педагогический факультет Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
  4. МБОУ ДОД Центр внешкольной работы  Станция Юных Натуралистов
  5. ООО «Пешеланский гипсовый завод»
  6. ГБПОУ  НО «Арзамасский медицинский колледж»
  7. ГБУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Арзамаса
  8. ГКУ Центр занятости населения  г.  Арзамаса
  9. МУК «Историко-художественный музей г. Арзамаса»
  10. МУК  «Литературно-мемориальный музей   А.П. Гайдара г. Арзамаса»
  1. МУК Центральная библиотечная система  г. Арзамаса
  2. МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Арзамаса                                      
  3. МБУК  «Центр ремёсел Арзамасского района»      
  4. ГБОУ СПО Арзамасский техникум строительства и предпринимательства                                                                                                                                                              
  5. КУМ №2
  6. ПАО Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина
  7. ГБУ «Центр социального обслуживания граждан и инвалидов г. Арзамаса»
  8. ГБУЗ  НО  Центральная городская больница г. Арзамаса
  9. Локомотивное депо «Арзамас»
  10. ИП «Изготовление мебели», лесопилка № 2.
  11. Строящиеся объекты г. Арзамаса
  12. СРЦДиП Арзамасского района

Динамику количественных и качественных показателей профессионального самоопределения учащихся 7-9 классов, анализ их профессиональной направленности на начало и конец года, мониторинг  реализации  проектов осуществляет педагог – психолог школы с помощью пакета модифицированного диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники)  в соответствии с психофизическими возможностями и особенностями  учащихся с ОВЗ.

Так же для учащихся, педагогов и родителей разработаны и обновляются:

- программно – методическое обеспечение профориентационной работы;

 - циклы занятий, мастер-классы;

- демонстрационный и раздаточный материал;

- банк ЭОР.

Таким образом, ежегодная положительная динамика уровня профессионального самоопределения учащихся, стабильно высокий процент трудоустройства  выпускников, максимально высокая наполняемость 10 класса с углубленной трудовой подготовкой свидетельствуют об эффективности используемых  технологий в профориентационной работе МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса для социальной и профессиональной  адаптации учащихся.

Литература

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ под ред. В.В. Воронковой.-  М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
  2. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для  классных руководителей и школьных психологов/ М.Ю. Савченко. - М.: Вако,2006.- 240 с.
  3. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие/О.В. Трошин,  Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...

Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...

Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.

Лабораторные работы являются важной частью  формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.В процессе выполн...