Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.
статья
Использование метода проектной технологии для формирования профессионального самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.
Использование метода проектной технологии для формирования профессионального самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ.
Гараева И.Г. – учитель трудового обучения высшей квалификационной категории МКОУ «Коррекционная школа № 8», тел. раб – 8(83147)7-68-73,
тел. 9040486730
Мишина Е.В. – педагог – психолог высшей квалификационной категории МКОУ «Коррекционная школа № 8», тел. раб – 8(83147)7-68-73
Ширшова Е.Ю. – учитель факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» первой квалификационной категории МКОУ «Коррекционная школа № 8», тел. раб – 8(83147)7-68-73
Основная задача коррекционной школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях. Учащиеся коррекционной школы характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо проявляющимися в сфере познавательных процессов, т.е. дети не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать полученную информацию. У них снижена активность, узкий круг интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы, что затормаживает и затрудняет познание окружающего мира и социальную адаптацию.
Трудовое обучение и воспитание является конкретным, понятным и наиболее значимым в подготовке детей и подростков с ОВЗ к самостоятельной жизни, позволяет активнее включать их в трудовую деятельность и ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях трудового коллектива.
В МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса ведется систематическая целенаправленная работа, в результате которой сглаживаются противоречия между уровнем притязаний и психофизическими возможностями умственно отсталых учащихся, с учетом потребностей города и общества в целом.
Одним из наиболее эффективных механизмов повышения профессиональной компетенции выпускников коррекционной школы является профильное профессионально-трудовое обучение, в основе которого лежит профессиональная ориентация, обеспечивающая реальную возможность профессиональной самореализации и трудоустройства.
Профориентационная работа пронизывает весь образовательный процесс, осуществляется как в урочное, так и внеурочное время, обеспечивается тесным взаимодействием педагогов, воспитателей, специалистов школы и родителей.
В начальной школе профориентационные занятия носят пропедевтический характер. В 5- 9 классах центральным звеном профориентационной работы выступает профессионально - трудовое обучение. На этом этапе целью является овладение знаниями, умениями и навыками по определенной профессии. В 10 классе – с углубленной трудовой подготовкой учащиеся овладевают несколькими смежными профессиями, обучение в нем строится по принципу многопрофильности. Каждый учащийся кроме основного трудового профиля получает профессиональные знания и умения по дополнительным профилям, что значительно расширяет его возможности в трудоустройстве и повышает конкурентоспособность. Профориентационную работу в школе осуществляют 8 учителей трудового обучения в 6 производственных мастерских и 4 специализированных кабинетах, оборудованных в соответствии с современными требованиями к материально – техническому обеспечению образовательного процесса.
Основные и дополнительные профили профессионально-трудового обучения в МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса
Трудовые профили для мальчиков | Трудовые профили для девочек |
Основной профиль:
Дополнительный профиль
| Основной профиль:
Дополнительный профиль
|
Профориентационная работа, осуществляемая во внеурочное время, является составной частью воспитательной системы школы и реализуется через комплексно – целевую программу «Профориентация и профессионально – трудовая подготовка учащихся» в форме проектов «Как люди на Руси жили», «Мое будущее в моих руках», «Дорога, которую ты выбираешь».
Содержание профориентационных проектов
Класс | Название проекта | Содержание |
7 класс | «Как люди на Руси жили» | Овладение различными видами народных ремесел, применение их в современной жизни позволяет ребенку узнать о традициях, обычаях, культуре своего народа. Ребенок научится своими руками изготавливать утварь и предметы быта, которыми пользовались наши предки |
8 класс | «Мое будущее в моих руках» | Расширение представлений учащихся о видах рабочих профессий, их особенностях, формирование первичных профессиональных намерений, повышение значимости смежных профессий, получаемых в школе |
9 класс | «Дорога, которую ты выбираешь» | Формирование у старшеклассников умения ориентироваться в работе градообразующих предприятий, расширять знания о рабочих профессиях, доступных выпускникам коррекционной школы и востребованных на рынке труда, знакомить с деятельностью Центра занятости населения. |
Использование как апробированных, так и инновационных форм и методов профориентационной работы: тематические экскурсии на градообразующие предприятия и в культурно-образовательные учреждения города, видеоэкскурсии, оформление компьютерных презентации, составление профессиограмм, мастер – классы, игры-путешествия, деловые игры, викторины, КТД, творческие выставки и фото-отчеты – позволяет формировать общекультурные, учебно – познавательные, социально – трудовые, коммуникативные, информационные компетенции учащихся.
У детей с ОВЗ активно развиваются умения получать и использовать информацию, повышается любознательность, формируется чувство ответственности.
Таким образом, метод проектной деятельности наиболее эффективен для формирования у учащихся с ОВЗ элементарных исследовательских навыков, умения наблюдать, обобщать, анализировать, для их всестороннего развития.
Система социального партнерства школы с учреждениями и предприятиями города имеет большое значение в организации и осуществлении профориентационной работы, профессионально-трудовой подготовки учащихся с ОВЗ, проектной деятельности. Система мобильна, изменяется и дополняется в соответствии с потребностями детей и запросами рынка труда.
Социальные партнеры МКОУ «Коррекционная школа № 8»
|
|
Динамику количественных и качественных показателей профессионального самоопределения учащихся 7-9 классов, анализ их профессиональной направленности на начало и конец года, мониторинг реализации проектов осуществляет педагог – психолог школы с помощью пакета модифицированного диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники) в соответствии с психофизическими возможностями и особенностями учащихся с ОВЗ.
Так же для учащихся, педагогов и родителей разработаны и обновляются:
- программно – методическое обеспечение профориентационной работы;
- циклы занятий, мастер-классы;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- банк ЭОР.
Таким образом, ежегодная положительная динамика уровня профессионального самоопределения учащихся, стабильно высокий процент трудоустройства выпускников, максимально высокая наполняемость 10 класса с углубленной трудовой подготовкой свидетельствуют об эффективности используемых технологий в профориентационной работе МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса для социальной и профессиональной адаптации учащихся.
Литература
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ М.Ю. Савченко. - М.: Вако,2006.- 240 с.
- Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие/О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»
В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...
Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...
Организация практико-ориентированной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ
Урок обобщения и систематизации знаний...
Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.
Лабораторные работы являются важной частью формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.В процессе выполн...