Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
статья по математике (9 класс)
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики (акцент на задачи практического содержания из ОГЭ: круговое движение)
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни.
Слайд 2
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся.
Решить математическую задачу – это значит найти такую последовательность общих положений математики (теорем, определений, правил, формул, аксиом, законов) которые применяя к следствиям задачи или к ее условию (результатам промежуточного решения) получаем то, что требуется к задаче – ее ответ. В каждой задаче есть условие (исходные данные), заключение - требование, которое необходимо выполнить, и субъект – это тот, кто выполняет требование.
Слайд 3
При решении любой задачи надо выделять определенные этапы:
1 этап – это анализ условия: − проведение начального анализа текста (представление ситуации, выделение условия и требования); − выделение неизвестных, известных, искомых величин; − установление связи между данными и искомыми; − конструирование модели данной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотношение элементов задачи с элементами модели; 9 − установление полноты всех данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность);− определение типа задачи. 2 этап – это планирование решения задачи: − разложение составной задачи на простые задачи; − переведение зависимости данных и искомых на тематический язык; − подбор рациональных способов решения задач; − проведение рассуждения синтетическим и аналитическим способом; − активизирование необходимых теоретические знаний для решения задачи.
3 этап – это реализация найденного плана решения задачи: − установление адекватности построенной математической модели исходной задаче; − выбор математических связей между величинами; − установление соответствия промежуточного и конечного результатов; − оформление решения.
4 этап - это осуществление контроля и коррекции решения: − определение соответствия полученных результатов исходной задаче; − выполнение проверки решения разными способами; − нахождение других способов решения задачи; − оценивание полученных результатов; − обобщение результатов решения.
Принимая детей в 5 кл , мы видим, что учащиеся на первых уроках показывают хороший уровень математических знаний, практически у всех хорошо сформированы навыки устного счета, письменных арифметических действий. Большая часть любого класса успешно решает сложные задачи на движение. В общем, смело можно сказать, что если бы сегодня ЕГЭ по математике сдавали по окончанию 4-го класса, то 99% справились бы с экзаменом.
Но когда наши дети заканчивают 9-й класс, картина предстает диаметрально противоположная. Многие имеют такие пробелы в знаниях, которые, в принципе, не могут позволить им успешное усвоение предмета в дальнейшем.
Слайд 4
В чем причины?
Во-первых, реструктуризация временной образовательной составляющей. Сначала в среднем звене сократили количество уроков математики с 6 до 5 часов в неделю (итого 34! часа в год), оставив при этом неизменным объем материала, только через несколько лет из 9-го класса убрали тригонометрию.С другой стороны, программу начальной школы растянули с 3 лет на 4, оставив опять же неизменным объем математического материала. Как результат: дети, привыкшие к достаточно неспешному темпу изучения математики на протяжении 4-х лет, не могут быстро адаптироваться к резко возросшей нагрузке в 5-м классе, из-за чего перестают усваивать успешно материал, у них не успевают сформироваться необходимые навыки, они не овладевают умениями, что вызывает в дальнейшем эффект «снежного кома», потому что в математике невозможно усвоить новую тему, если слабые, непрочные знания по предыдущей. Какой выход? Выбор адекватных учебников и учебных программ. К сожалению с этим опять возникает проблема.
Во вторых, методический подход к обучению решения задач в 5-6 классах, где решение задач идет арифметическим способом. А в 7-ом классе начинаем решать задачи алгебраическим способом(с помощью уравнений).
Очень важно решение текстовых задач начать с подготовительных заданий.Такая подготовительная работа просматривается в учебнике А.Г.Мордковича в теме «Что такое математическая модель?» (№№3.18,3.19)- слайд5.При выполнении таких заданий ученик должен понять, что работать с буквой необходимо также, как и с числом. При виде букв учащиеся зачастую теряются и не знают, что с ней делать?! К сожалению, часто учитель пропускает такие задания, или их просто нет в других учебниках(учебник Макарычева)
Слайд6-8
(№№3.23,3.24,3.29)
Слайд 9
При изучении темы «Линейные уравнения с одной переменной» уже встречаются задачи на движение, которые можно решать как арифметическим, так и алгебраическим способом.(№34.20)-слайд 10. При решении таких задач учителю важно показать оба способа решения и сделать акцент, что в дальнейшем задачи будем решать с помощью уравнений. К сожалению, оформление условия задачи занимает достаточно много времени, это ведет к тому, что учащиеся теряют главную мысль, не могут сконцентрироваться на главном.
Существенную роль при решении задач на движение играет табличное оформление условия задачи. При его использовании у учащихся формируется алгоритм решения текстовых задач. На последним курсах повышения квалификации(октябрь 2017) ясно прозвучала мысль лектора о том, что при составлении таблицы не обязательно текстовое пояснение, это позволяет сэкономить время урока.Но при этом к составлению таблицы предъявляются определенные требования: должны быть наименования величин в каждой колонке; все ячейки таблицы должны быть заполнены.
В ОГЭ наряду с задачами на движение в противоположных направлениях, вдогонку, по реке, стали встречаться задачи на круговое движение. Рассмотрим такую задачу.
Слайд 10.
По условию составим таблицу.
Слайд 11
Для учителей задача не является сложной, а для многих учеников она является непосильной, поскольку:
- в учебниках таких задач нет;
- нет системного подхода к обучению решения текстовых задач: задачи на движение встречаются в малом количестве, а на круговое движение и вовсе отсутствуют;
- учащиеся, имея небольшой жизненный опыт, с трудом представляют ситуации, описанные в задачах;
- в связи с малым количеством задач в учебниках, недостаточным количеством часов алгебры, большим объемом материала, у уч-ся НЕ успевают сформироваться умения по решению задач.
Какой выход мы видим из создавшейся ситуации:
- Проводить целенаправленно подготовительную работу, направленную на введение алгебраического способа решения
- Чаще включать в уроки задачи на движение, причем работать с задачами сначала одного вида(например, вдогонку, по реке и т.д)
- Подбирать задачи из других источников(сборники ОГЭ, интернет-ресурсы, …)
- Осуществлять дифференцированный подход к обучению решения задач)
- Проводить дополнительные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников
Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизи...
Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся
Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...
Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...
Повышение мотивации учебной деятельности на уроках математики
Каждый учитель желает чтобы его учащиеся хорошо учились, занимались с желанием на уроках и прявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является од...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положен...
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...