Организация практико-ориентированной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж (5 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_praktiko-orientirovannoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya_na_urokah_obzh.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Урок обобщения и систематизации знаний
Алгоритм урока:
- подготовка обучающихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
- обеспечение обучающихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;
- обобщение единичных знаний в систему (самими обучающимися);
- подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Раздел - «Основы комплексной безопасности»
Тема урока – «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнём»
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – освоение учащимися компетенций по теме «Пожарная безопасность» в их системе.
Задачи урока:
- обучающие: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по изучаемой теме, обобщить материал как систему знаний,закрепить знания детей по безопасному поведению и действиям в условиях пожара;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности; развивать умения анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение, навыки осторожного обращения с огнем, творчество учащихся; расширение кругозора учащихся;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к партнёру по учебной деятельности, культуру безопасного и ответственного поведения, умение работать, думать в коллективе.
Оборудование: мультимедийное обеспечение, компьютер, презентация, буклеты (на каждого ребенка), карточки с цифрами, смайлики (на каждого ребенка), карта настроения (на каждого ребенка), фломастеры (маркеры) – на каждую группу по 2 экз., листы формата А4 – 7 шт.
ПЛАН УРОКА
1. Вступительное слово – 2 мин.
- Я попрошу каждого из вас взять карточку с цифрой. Каждой цифре соответствует номер парты. Например, если вы вытащили цифру один, значит, вам нужно занять место за партой под номером 1.
2. Организационный момент- 2 мин.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, поэтому и парты поставлены не как обычно. Мы будем работать командами. В каждой команде по 4 человека. Команд получилось 7.
- Обратите внимание на таблицу, которая на доске. В таблице отмечены семь команд. Каждой команде за правильные ответы будут начисляться баллы в виде плюсов. Ниже – ещё один критерий – дисциплина. За шум в кабинете, выкрики с места команды будут штрафоваться. И штрафные баллы будут представлять собой минусы. В конце нашей работы мы подведем итог – подсчитаем все минусы и плюсы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем и соответственно получает положительные оценки.
- Отмечаю отсутствующих детей.
3. Рефлексия эмоционального состояния обучающихся в начале урока – 1 мин.
- На каждой парте лежит смайлик. Смайликов - по количеству человек за партой, т.е. 4. Я попрошу каждого из вас взять смайлик и «нарисовать» настроение, т.е. ваше внутреннее состояние в данный момент.
Если у вас хорошее настроение – УЛЫБКА.
Если обычное настроение – ПОЛОСКА
Если вам грустно, скучно – НАРИСОВАТЬ ОПУЩЕННЫЕ УГОЛКИ ГУБ.
- Поделитесь своим настроением! Прекрасно, у всех хорошее настроение, начинаем урок!
4. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
- На прошлом уроке мы говорили о ЧС техногенного характера. Называли их виды, причины и последствия. Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент. Звучит песня из мультфильма “Кошкин дом” (диск с песней).
– Скажите, дети, откуда эта песня? (“Кошкин дом”).
– Ребята, а о каком опасном событии вы услышали? (пожар дома).
– А почему у кошки начался пожар? (т.к. гости развеселились и стали невнимательными, уголёк выскочил и разгорелся…).
- Пожар относится к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Как вы догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о пожарах.
- Запишем тему урока – «УТРОМ, ВЕЧЕРОМ И ДНЕМ ОСТОРОЖЕН БУДЬ С ОГНЁМ».
- Мы сегодня с вами закрепим и подытожим знания, умения и навыки по правилам пожарной безопасности.
- Итогом урока будет издание персонального буклета на тему «Детям о правилах пожарной безопасности» для младших школьников (может быть, для ваших братьев и сестёр).
- Буклет – это печатное издание на одном листе, складывающимся тетрадкой или ширмочкой.
- В своем буклете каждый из вас отразит ту информацию, которую он получит на уроке. Записи и рисунки в буклете можно делать фломастерами или карандашами разного цвета, чтобы получилось красочно, не скучно.
- Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок. Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, может привести к беде.
– А что мы можем сделать, чтобы не было пожара? (предупредить пожар, знать и соблюдать правила пожарной безопасности).
5. Закрепление и обобщение материала – 33 мин.
- Давайте вспомним правила пожарной безопасности (как себя нужно вести, чтобы не допустить пожара в квартире).
- Молодцы!
- Команды разгадывают ребусы. А сейчас я каждой команде предлагаю отгадать ребусы. Ребус – это загадка, отгадка на которую зашифрована в цифрах, буквах, рисунках и т.п. Представленные ребусы содержат зашифрованные слова по теме «ПОЖАР». Обратите на них внимание! Команда, которая первой угадает ответ, поднимает руку. Внимание на экран!
В ребусах - КОСТЕР, ОГОНЬ, СВЕЧА, ПОЖАР, ДЫМ, СПИЧКИ.
- Молодцы! Справились с заданием! А сейчас давайте перечислим все слова – отгадки из ребусов и запишем их в ваш буклет напротив цифры 1. Время – 30 сек. Записываем! Проверим! Должно получиться 6 слов. Группа, которая вспомнила 6 слов, получает балл.
- Буклеты отложили на край стола.
- Следующее задание. Каждой команде предлагается одинаковый набор пословиц, разрезанных на две части. Первая часть – начало пословицы, вторая часть – её окончание. Начало пословицы выделено заглавной буквой жирным шрифтом. Вам необходимо найти продолжение известной русской пословицы. Кто быстрее правильно сложит пословицы? Поднимаем руку. Остальные проверяют, исправляют, дополняют ответ.
Вода и огонь – хорошие слуги… | …беду отводи до удара. |
Огонь маслом заливать… | …большой пожар бывает. |
Искру туши до пожара… | …охватит – не выплывешь. |
Кто огня не бережётся… | …но и страшные господа. |
От маленькой искры… | …тот скоро обожжётся. |
Огонь – не вода… | …лишь огня добавлять. |
- Молодцы! Вы правильно сопоставили начало и конец пословиц. Все пословицы отгаданы. А сейчас любую пословицу на ваше усмотрение запишем в буклет напротив цифры 2! Время – 30 сек. Записываем!
- Проверим, что вы записали. – По одной пословице от каждой команды (не оцениваем).
- Буклеты отложили на край стола.
- Следующий этап работы не менее важен. Вам будут предложены различные ситуации и варианты ответа к ним. У вас на парте в каждой команде находятся сигнальные карточки с номерами от 1 до 3. Необходимо быстро поднять карточку с номером правильного ответа. Кто быстрее примет правильное решение в опасной ситуации, тот получает балл. Внимание! Старайтесь правила поведения в каждой ситуации запомнить! (ПОСЛЕДНЯЯ СИТУАЦИЯ – ПОЖАРНЫМ НЕОБХОДИМО СООБЩИТЬ)
- А сейчас мы с вами посмотрим короткий видеофрагмент, перекликающийся с теми ситуациями, которые мы только что разобрали. ДЕТИ СМОТРЯТ.
- Возьмите ручки и запишите в буклет напротив цифры 3 все, что нужно знать о пожаре в квартире, опираясь на видеоролик и ситуации, которые проговорили ранее.
- В помощь вам - материал на экране. (ЗАПОМНИ!). Проверим, исправим неточности. Кто готов?
- Далее я вам предлагаю поработать с текстом. Представьте, что вы являетесь разработчиками инструкции по ПБ. Перед вами текст из 26 предложений. Вам необходимо прочитать и исключить из текста те предложения, в которых содержится информация, не соответствующая правилам пожарной безопасности. Номера предложений, не соответствующих правилам пожарной безопасности, посовещавшись, выпишите на лист формата А4. Найдите текст у себя на парте. Прочитайте задание и ответьте на вопросы. У вас есть три минуты. Работаем!
Задание. Прочитать рассказ. Отметить предложения, где говорится о нарушении противопожарной безопасности. Дописать рассказ одним предложением. 1. Я пришел в гости к Косте. 2. У его родителей отличная квартира, и у Кости есть отдельная комната.
|
- Проверим, как вы справились с заданием. Учитель выбирает ученика. Маша зачитывает номера предложений, в которых нарушены правила пожарной безопасности. Ребята, все согласны? (В зависимости от ответа – корректировка учителя).
- Правильные ответы - ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5, 7, 9, 10, 19, 25.
- Ближе всех к правильному ответу была команда №____.
- Вторая часть задания – продолжи предложение. Кто готов?
- Молодцы!
- Запишем основную мысль текста в буклет напротив цифры 4! Время – 30 сек. Проверим, что записали.
- Ваши буклеты готовы. Не забудьте их подписать!
- Сегодня мы вспомнили… (причины пожаров),
повторили …(ППБ)
повторили правила пожарной безопасности,
закрепили правильность действий в различных пожароопасных ситуациях, а буклет, который мы сделали, будет напоминать вам о пожарной безопасности. Буклеты вы получите на следующем уроке ОБЖ.
– Вот теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Далее – обращаю внимание детей на карту настроения.
6. Рефлексия «Остров» - 1 мин.
На доске и у каждого ученика карта настроения.
- Поставьте знак в виде галочки, на каком из островов вы сегодня пребывали: о. Страха, о. Познания, о. Уверенности, о. Скуки, о. Мечты, о. Будущего, о. Радости.
7. Домашнее задание – 1 мин.
– После нашего урока, я думаю, у вас масса впечатлений. Поэтому предлагаю вам следующее домашнее задание:
- подобрать известные вам произведения детской художественной литературы, в которых встречается пожароопасная ситуация. Названия произведений записать в тетрадь. (С.МАРШАК. «ПОЖАР», С.МАРШАК «РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ», С.МАРШАК «КОШКИН ДОМ», К.ЧУКОВСКИЙ «ПУТАНИЦА», С.МИХАЛКОВ «ДЯДЯ СТЕПА», Л.ТОЛСТОЙ «ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ»).
- принести иллюстрации или картинки по пожарной безопасности.
– Урок закончен, до свидания! Спасибо за урок! Здоровья вам и не растеряться в опасных для жизни ситуациях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...
«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»
В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики...
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС
В статье описаны формы организации учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...