«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»
презентация к уроку (психология, 10 класс) по теме
В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принятие решения о выборе профессии Смена профессии Коррекция карьеры А нализ собственных профессиональных достижений О пределение своего отношения к профессиям
Основные задачи профориентационной работы: формирование адекватного личного отношения к выбору профессии; изучение личностных особенностей старшеклассников; рекомендации и помощь в выборе наиболее предпочтительных профессий для учащихся; предоставление более полной информации о выбираемой профессии.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ ШКОЛЫ РАБОТА КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ В состав совета входят: - зам. директора по ВР ; - психолог; - классные руководители выпускных классов; - руководители методических объединений; - школьный библиотекарь; - школьный врач; - представители родительского комитета Совет по профориентации организуется в целях обеспечения координации всей профориентационной работы в школе Заседания проводятся не реже одного раза в три месяца Задачи: - планирование и организация общешкольных и межклассных мероприятий по профориентации; - сбор, обобщение и распространение передового опыта профориентационной работы; - поддержка связей с Центром занятости, с учебными заведениями, с базовыми предприятиями и организациями, родителями учащихся
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ ШКОЛЫ ПРОФООРИЕНТАЦИОННЫЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В информационном разделе представлена библиотека, объединяющей справочно-информационную, научно-популярную и соответствующую художественную литературу, газеты, журналы; библиография по профориентации, которой могут воспользоваться как учащиеся, так и учителя. В методическом разделе высказывания о труде и выборе профессии… материалы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Какие требования предъявляются профессией к человеку», «Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе профессии», «Советы врача», «Советы психолога» справочно-информационные материалы: «Куда пойти учиться?», «Куда пойти работать?» материалы на темы: «Профессии ваших родителей», «Дороги, которые мы выбираем» Диагностический материал (анкеты, тесты…).
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ ШКОЛЫ СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Педагогическое просвещение родителей « Куда пойти учиться?» (формы дальнейшего образования после 9-го класса), «Первый раз в 10-ый класс» (обсуждение психофизиологических особенностей юношеского возраста, преодоление совместно с родителями трудностей в развитии )… П ривлекаются к активной деятельности по профориентации: организации экскурсий; подготовке и проведению «декад по профориентации ».
Расширение возможностей в познании мира, себя, окружающих, повышение социальной компетентности, по овладению старшеклассников искусством самопрезентации . С оветы безошибочного устройства на работу К ак составить резюме О бретение навыков делового общения по телефону У словия прохождения собеседования З накомство с конкретными учебными заведениями, специальностями которые предлагает то или иное учебное заведение, а также условия приема А нализ объявлений в газетах З накомство с описанием профессиональных требований к той или иной специальности И нформация о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг
Реализации профориентационной программы способствуют: ресурсы организации образовательного учреждения: профориентационной кабинет, опыт и мотивация сотрудников; партнерство с Центром занятости, ПМПС «ДАР», Н-Марский СГК, ПТУ-24 и других образовательных учреждений; поддержка родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
ХОЧУ МОГУ НАДО
Предварительный просмотр:
Зенина О.С.
Зам. директора по ВР
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»
Профессиональное самоопределение осуществля ется в течение всей жизни. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судь бу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некото рым из них, склонности к определенным видам дея тельности: изобразительной, музыкальной, конструк тивной и т. д.
СЛАЙД Можно констатировать, что перед личностью по стоянно возникают проблемы, требующие от нее оп ределения своего отношения к профессиям, это принятия решения о выборе про фессии или ее смене, коррекции карьеры, а иногда анализа собственных профессиональ ных достижений.
Выбор профессии не может быть процессом стихийным, за висящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соответствовали и соотносились с потребностями общества. Таким образом, основная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит средней общеобразовательной школе.
Заметим, что школа при фактическом отсут ствии системы профориентационной помощи подросткам могла бы выступить главным интегратором и инициатором ее созда ния. Поэтому социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения считает вести работу в этом направлении.
СЛАЙД Основные задачи профориентационной работы мы определили следующие:
- формирование адекватного личного отношения к выбору профессии;
- изучение личностных особенностей старшеклассников, таких как темперамент, склонности, возможности, предпочтения (карты, разработанные совместно с центром «ДАР», вот уже на протяжении 3 лет заполняют учащиеся 9,11 классов);
- рекомендации и помощь в выборе наиболее предпочтительных профессий для учащихся (рекомендации после обработки данных);
- предоставление более полной информации о выбираемой профессии (через оформления стенда, классные часы, приглашение специалистов).
Вышеперечисленные задачи решаются не только через систему практических занятий, диагностирование личностных особенностей, индивидуальное консультирование, а также через работу координационного совета по вопросам профориентирования, совместной работы с семьей и функционирования кабинета по профориентации.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ ШКОЛЫ.
РАБОТА КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ.
В целях обеспечения координации всей профориентационной работы в школе организуется совет по профориентации под пред седательством директора школы.
В состав совета входят:
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- психолог;
- классные руководители выпускных классов;
- руководители методических объединений;
- школьный библиотекарь;
- школьный врач;
- представители родительского комитета.
Структуру, состав и план работы совета по профориентации рассматривает и утверждает педагогический совет школы.
На завершающем этапе идет подготовка аналитических материалов об итогах работы:
- круглый стол: подведение итогов работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов; анализ анкет “Жизненные ценности и профессиональный выбор”)
- родительская конференция “Жизненные ценности и профессиональный выбор”
- проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации школьников.
ПРОФООРИЕНТАЦИОННЫЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.
Кабинет профориентации в школе слу жит для проведения систематической работы с учащимися, с родителями, а также для оказания методической помощи учителям.
Поэтому важно, чтобы оформление и обстановка кабинета со действовали определенной психологической настроенности учащих ся.
Для этого кабинет профориентации оформляется, как правило, по двум разделам: инфор мационному и методическому.
СЛАЙД В информационном разделе сосредоточивают материал, кото рый должен обеспечить педагогов, школьников и их родителей сведениями, помогающими в выборе учащимися профессии. Обязательно в кабинете представлена библиотека, объединяющей справочно-информационную, научно-популярную и соответствующую художественную литературу, га зеты, журналы. Также в кабинете составлена библиогра фия по профориентации, которой могут воспользоваться как учащиеся, так и учителя.
В методическом разделе представляют рекомендации для учи телей по организации, формам и методам проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями.
Содержание материалов, представляемых в кабинете проф ориентации, следующее:
- высказывания о труде и выборе профессии выдающихся об щественных деятелей, ученых, писателей, педагогов;
- материалы на темы: «Что значит правильно выбрать профес сию», «Какие требования предъявляются профессией к человеку», «Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе профес сии», «Советы врача» (стенд о противопоказаниях к профессио нальному выбору), «Советы психолога» (материал об осознании своего выбора профессии, о развитии интересов и способностей);
- справочно-информационные материалы: «Куда пойти учиться?» (сведения о Н-Марском СГК, ПТУ-24, техникумах, вузах, условиях приема в них, профессиях и специальностях, которые можно в них получить), «Куда пойти работать?» (сведения о ведущих профессиях базовых предприятий, профессиях, в которых нуждается город, район, область);
- материалы на темы: «Профессии ваших родителей» (яркие, интересные рассказы о профессиях с точки зрения родителей), «Дороги, которые мы выбираем» (о выпускниках школ, их трудовых успехах);
- Диагностический материал (анкеты, тесты…).
СЛАЙД «ФОТО» Таким образом, функционирование профориентационного кабинета и координационного совета повышает эффективность профориентационной работы.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Профессиональное самоопределение учащихся зависит не только от успешной систематической работы школы в этом направлении, но и от воспитания в семье. Однако влияние родителей на выбор профессии не всегда бывает положитель ным, потому что многие из них не имеют достаточно ясных представлений об интересах, склонностях, способностях своих детей и особенностях избираемых профессий.
Сложившиеся практика такова, что любящие родители часто бросаются в две крайности:
1. Пытаются принимать решения вместо своего ребенка;
2. Самоустраняются, снимая с себя любую ответственность (кроме «одеть» и «накормить»).
И здесь школа призвана прийти родителям на помощь. Если не проводить с родителями отдельного тренинга по специальной программе, то все-таки можно их вовлечь в процесс, хотя бы заочно.
СЛАЙД Педагогическое просвещение родителей, занимая одно из ведущих мест в деятельности современной школы. Формы педагогического просвещения разнообразны. Сюда относятся беседы, практические занятия типа «Интересы вашего ребенка», родительские лектории, собрания, конференции. Тематика родительских собраний многообразна, это и «Куда пойти учиться?» (где обсуждаются формы дальнейшего образования после 9-го класса), «Первый раз в 10-ый класс» (происходит обсуждение психофизиологических особенностей юношеского возраста, преодоление совместно с родителями трудностей в развитии) и многое другое.
Однако только просвещение родителей, даже хорошо поставленное, еще не дает желаемого эффекта, если они не привлекаются к активной деятельности по профориентации: организации экскурсий; подготовке и проведению «декад», посвященных отдельным группам профессий.
Участие родителей в профориентационной работе значительно расширяет возможности школы в ознакомлении учащихся с профессиями, с современным производством.
СЛАЙД Если говорить о классных часах в работе с учащимися, то на наш взгляд, очень значим уровень коммуникативной культуры учащихся, ведь сегодня успешен тот, кто является профессиональным коммуникатором. Профессиональная деятельность чаще ориентирована (сопоставима) на общение с людьми, поэтому мы целенаправленно работаем над расширением возможностей в познании мира, себя, окружающих, над повышением социальной компетентности, по овладению старшеклассников искусством самопрезентации.
Одной из ключевых является тема «Самооценка. Самоценность», «Десять шагов уверенности в себе». На этих занятиях говорится об умении принимать себя и других такими, какие есть, об уважении и любви к себе и к окружающим как важных составляющих позитивного мышления и развития личности. Уверенный человек открыт для общения, для восприятия нового опыта, в том числе и профессионального.
На уроках учащиеся знакомятся с более конкретными советами безошибочного устройства на работу, это и как составить резюме, обретение навыков делового общения по телефону, а также условий прохождения собеседования. Также старшеклассников знакомят с конкретными учебными заведениями, специальности которые предлагает то или иное учебное заведение, а также условия приема. Ребята анализируют объявления в газетах и знакомятся с описанием профессиональных требований к той или иной специальности. Хорошо воспринимается информация о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг.
Заключительное упражнение «Чемодан в дорогу», вызывает особый интерес. Учащиеся «собирают» каждому однокласснику рекомендации по профессиональной направленности на основе его личностных ресурсов. Эта удачная форма обратной связи на занятии позволяет углубить самопознание, обобщить полученные знания, подвести итоги.
После проведения практических занятий на любом из трех этапов психолог предлагает индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения.
Анализируя работу в данном направлении, хотелось бы отметить достаточно качественный уровень реализации сложившейся системы профориентационной работы и её результаты. Каждый год мы подводим итоги поступления учащихся в учебные заведения, и около 75% учащихся выбирают учебное заведение в соответствии с профилем обучения и, более того, согласно рекомендациям, полученным в школе.
Мы считаем, что реализации программы способствовали:
- ресурсы организации образовательного учреждения: профориентационный кабинет, опыт и мотивация сотрудников;
- партнерство с Центром занятости, ПМПС «ДАР», Н-Марский СГК, ПТУ-24 и других образовательных учреждений;
- поддержка родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
Подводя некоторые итоги сотрудничества, трудно не согласится, что использование современных подходов и технологий являются залогом успеха в реализации профориентационных программ. Позитивные изменения, которые можно наблюдать в деятельности нашей работы, достигаются путем организации грамотного взаимодействия всех заинтересованных сторон и ведомств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Материал содержит информацию об организации исследовательской деятельности в школе, основные этапы и результаты инновационной деятельности в школе....
Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения
Проект раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов...
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Развитие системы профориентации рассматривается как один из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии.Профориентация – научно-практическая система государстве...
Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"
Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...
Организация логопедической работы в образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №148»
Логопедическая работа...
Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.
Педагогическая работа- это практическая деятельность. Бывает так ,что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохранятся серьезный разрыв. Преодолеть можно средствами п...
"Особенности организации методической работы в образовательном учреждении".
В статье представлена информация о различных подходах к организации методической работы в образовательном учреждении....