Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.
статья по биологии
Лабораторные работы являются важной частью формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.
В процессе выполнения лабораторных работ внимание направлено на:
- обобщение и систематизацию, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам .
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие общих компетенций;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_praktiko.docx | 118.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.
В основе успешности обучения лежит включение ученика в учебную деятельность и неразрывная связь обучения с жизнью. На уроках биологии нельзя обойтись без практических примеров из жизни, которые позволяют перенести абстрактные факты в реальную действительность. Задача учителя – показать, как глубоко связана биология с жизнью человека, как можно, имея даже минимальный запас знаний, облегчить решение многих проблем. Современная концепция образования рассматривает прикладную направленность как важное требование обновления содержания.
Эта концепция нашла отражение в технологии практико-ориентированного обучения.
Практико-ориентированная технология – это технология, результатом которой является овладение учащимися определенным набором способов деятельности. Основные цели практико-ориентированного обучения – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетенций учащегося и выявление биологической сущности объектов природы, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности. Данное определение технологии практико-ориентированного обучения позволило разработать методические требования, предъявляемые к задачам:
– содержание задачи должно опираться на программу соответствующего класса; искомые и заданные величины (если они указаны) должны быть реальными;
– задача должна нести познавательную нагрузку;
– содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение биологических знаний в различных сферах деятельности человека.
Использование практико-ориентированных задач направлено на развитие ключевых компетентностей обучающихся.
Лабораторные работы являются важной частью формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.
В процессе выполнения лабораторных работ внимание направлено на:
- обобщение и систематизацию, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам .
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие общих компетенций;
На лаборатоных работах учащиеся овладевают первоначальными практическими умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются, обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность их использования на практике, развиваются интеллектуальные умения.
С целью формирования творческого отношения применяю так же проблемно-развивающие технологии, которые повышают уровень заинтересованности учащихся использую такие активные методы обучения, как анализ ситуаций, решение ситуационных задач.
Использование практико-ориентированных заданий способствует прогнозированию ситуаций, отработке умения применять теоретические знания на практике.
Тема урока: «Брюхоногие и двустворчатые моллюски». На данном уроке осуществляется выполнение практической работы через программу виртуального эксперимента с помощью электронного образовательного ресурса «Приложение к учебнику «Биология, 7 класс» (под ред. Пасечника В.В.)». Данное приложение содержит около двадцати виртуальных лабораторных работ, имеющих четкий алгоритм выполнения задания, имитирующих работу с лабораторным инструментарием, позволяющих провести наблюдение за натуральными объектами. Лабораторная работа «Изучение образа жизни, внешнего строение и передвижения моллюсков» содержит в себе два задания: 1) рассмотрев три видеофрагмента, заполнить таблицу «Среда обитания и способ передвижения моллюсков»; 2) предлагается с помощью виртуальной лупы рассмотреть объект, отметить характеристики внешнего строения (окраска, размер, количество завитков), определить систематическое положение.)
Планируемые результаты .
Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Метапредметные: Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение наблюдать, делать выводы; умение работать с разными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий.
Предметные: выделять существенные признаки биологических объектов (организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.
Практико-ориентированная направленность: пример иллюстрирует то, как информационные технологии могут обеспечить изучение натуральных объектов, позволяют провести наблюдение за объектами исследования, что восполняет дефицит натуральных объектов в условиях образовательного учреждения
Предлагаю несколько примеров заданий используемых на лабораторных работах.
« Клеточное строение организмов» Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа и приемы работы с ним»
В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.
Ход работы
1)Открыть диафрагму.
2)Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.
4)Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.
5)Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
6)Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7)Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта
8)Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2)рассмотрите препарат с помощью лупы
3)протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4)разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5)пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло
Учащиеся должны использовать знания в новых условиях
Л.Р.№8 «Действие ферментов слюны
на крахмал»
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды
2)пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера
3)сделайте вывод
4)через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора
5)возьмите три чистые пробирки
6)первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду
« Значение листа в жизни растений»
Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2)опустите лист хлорофитума в раствор йода
3)прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4)расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5)прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)
Практическая работа « Пульс и движение крови»
Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2)приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3)освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4)после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5)подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6)слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
« Внешнее строение листа»
Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа
| Б. Жилкование листа |
1) черешковый 2) сидячий
| 1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое 4) перистое |
В. Форма листа
1) перисто-лопастный | 2) перисто-раздельный |
3) перисто-рассечённый | 4) цельный |
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее
широкой части
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | ||
1) яйцевидный | 2) овальный | 3) обратно-яйцевидный |
Длина превышает ширину в 3–4 раза. | ||
1) ланцетный | 2) продолговатый | 3) обратно-ланцетный |
Д. Форма края листа
1) цельнокрайный | 2) волнистый | 3) пильчатый | 4) двояко-пильчатый | 5) лопастной |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Биология 8 класс
Лабораторная работа « Клетки ткани под микроскопом»
Какая ткань изображена на рисунке?
1)эпителиальная
2)мышечная
3)нервная
4)соединительная
Самостоятельная работа с рисунками научит детей брать информацию не только с изображенного рисунка, но поможет научиться работать с графиками и таблицами.
« Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Рассмотрите рисунок гриба. Какой цифрой на нем обозначено плодовое тело?
1)1
2)2
3)3
4)4
Лабораторная работа « Строение костной ткани под микроскопом»
Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ
Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет (А). Тело трубчатой кости состоит из (Б). В головке кости оно переходит в (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится (Г), выполняющий кроветворную функцию.
1)губчатое вещество
2)надкостница
3)компактное вещество
4)жёлтый костный мозг
5)грудная клетка
6)свободная верхняя конечность
7)хрящ
8)красный костный мозг
Использование практико-ориентированных задач всегда направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Практико-ориентированные задачи открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений, овладения биологической компетентностью.
Практико-ориентированные задачи, реализуемые в учебном процессе , направлены на формирование общих и предметных компетенций обучающихся: формируемые умения и навыки:
- общеучебные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе и быту; устанавливать причинно-следственные связи; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (схемы); создавать собственный интеллектуальный продукт; работать с различными источниками информации, в т. ч. Интернетом; обрабатывать текстовую информацию.
Используемая литература
- Г. М. Муртазин, Москва, “Просвещение”, 1989 г. “Активные формы и методы обучения биологии”
2.З. С. Марагаева, « Практико-ориентированный подход в обучении»
3. Зацепина Г.Д «Технология выполнения практических работ на основе практико-ориентированного подхода»
4. https://multiurok.ru/files/laboratorno-prakticheskie-zaniatiia-kak-sredstvo-f.html
5. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6985/2/03Protasov.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....
Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися
Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации исследовательской деятельности с учащимися 1-11 классов...
Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...
Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...
Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.
Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обу...
Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа.
Использование метода проектной технологии для формирования профессионального самоопределения, повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда учащихся с ОВЗ....
Организация практико-ориентированной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ
Урок обобщения и систематизации знаний...