Образовательные события? как одна из форм организации физкультурно–оздоровительной работы в образовательной организации
опыты и эксперименты по физкультуре
Предлагаемый мною материал нацелен на создание условий для воспитания у ребёнка положительных личностных качеств и формирования потребности у учащихся заниматься физическими упражнениями, используя продуктивные технологии (событийный подход). Событийный подход - это продуктивная технология моделирования значимых образовательных событий (событие – это свершившийся факт, оставивший отпечаток в памяти человека).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательные события как одна из форм организации физкультурно–оздоровительной работы в образовательной организации
Наша школа реализовала программу по теме: «Проектирование моделей школ ступеней на основе продуктивных технологий обучения, воспитания и управления». Я активно участвовала в реализации данной программы. Проводились уроки и внеклассные мероприятия с моделированием спортивных образовательных событий, которые способствовали формированию успешной, самореализующейся личности учащегося.
Предлагаемый мною материал нацелен на создание условий для воспитания у ребёнка положительных личностных качеств и формирования потребности у учащихся заниматься физическими упражнениями, используя продуктивные технологии (событийный подход). Событийный подход - это продуктивная технология моделирования значимых образовательных событий (событие – это свершившийся факт, оставивший отпечаток в памяти человека).
«Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания». (Б.Д. Эльконин).
Для физической культуры таким событием является спортивное образовательное событие (в урочной и внеурочной деятельности). Оно способствуют формированию физических кондиций и носит воспитательный характер для личности. Событие меняет сложившиеся представления детей и вкладывает новый смысл в уже известную систему ценностей.
В соответствии с возрастными нормами и требованиями программы я провожу уроки со 2 по 11 классы. На уроке занимаются обучающиеся разного уровня физического развития и физической подготовленности, объединённые одной целью, общими задачами урока в единый коллектив, готовый прийти на помощь любому ребёнку.
Стандартный урок отличается от событийного урока приоритетом целей. Цель здесь - воспитание разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Воспитание личности становится приоритетным.
На первый план в событийном уроке выходят воспитательные задачи при выполнении образовательных задач. Образовательные задачи решаются обязательно. Спортивное образовательное событие изменяет стиль мышления обучающегося, позволяет творчески решать образовательные задачи, способствует изменению личностных ценностей, а значит, и личности.
В начальной школе, чтобы сделать урок событием, я стараюсь использовать не только традиционные формы обучения, но и включаю много игр, спортивных эстафет, использую образы, опираюсь на имеющийся опыт детей, полученный в ходе других занятий. В результате этого, урок становится событийным и ведёт к развитию личностных и метапредметных компетенций.
На таких уроках я начинаю работу с создания образа, т.е. показываю конечный результат, а затем использую метод расчленённого упражнения, изучаю новое движение для расширения двигательного опыта ребёнка. Применяю индивидуальный и дифференцированный подход, что очень важно при работе с детьми, имеющими низкий уровень физического развития или недостаточно физически подготовленными, а также, и со спортивно одарёнными детьми.
Эти уроки не имеют строго регламента, дают возможность для творческого развития школьников, соответственно способствуют его личностному развитию.
Урок-игра - это всем известные «сюжетные игры» («Гуси – Лебеди», «Волк во рву», «Белые медведи», «Заяц без домика»). Данные игры я активно использую на своих уроках, так как они тоже способствуют превращению урока в событие, но я вношу ещё и элемент рефлексии, которая происходит в момент обсуждения правил игры, сюжета, подведения итогов. Дети в общении выделяют критерии и нормы поведения, развивают дружеские отношения, находят выходы из конфликтных ситуаций. Данный процесс формирует личностные черты ребёнка и способствует самоутверждению ребёнка, самореализации. Продуктом деятельности являются правила игры, которые мы меняем по желанию учеников и правила поведения во время игры.
Урок-соревнование - это самые значимые уроки в школе. Ребёнок раскрывается на данных уроках полностью. Он старается привести свою команду к лидерству. Дети, не жалея сил, преодолевая усталость, показывают свои лучшие личностные качества (взаимопомощь, поддержку, доброжелательность, чувство единения с коллективом, признание ребёнка коллективом, значимость себя и необходимость для других и др.). Образование «доминанты» во время желаемых, несущих радость и удовольствие соревнований закрепляет желание выполнять их ещё и ещё. Во время урока-соревнования ребёнок творчески справляется с разнообразными сложными заданиями, находится в состоянии радостного возбуждения, формирует себя как активную, самореализующуюся, позитивно настроенную личность, а также учится достойно проигрывать, делать выводы, с уважением относиться к соперникам. Продуктом урока является - оформление итогов соревнований, сообщение, плакат, фото выставка, рисунки обучающихся.
Уроки погружения в тему - на этих уроках тему события определяют метапредметные базовые понятия - например: «Время, я и азартное обучение». В нашей школе прошёл день погружения в тему «Время». Ученики ждали этого события, готовили сообщения, презентации, проекты по разным школьным предметам, в том числе и по физической культуре. На данном уроке была не только отработана техника опорного прыжка (нарисована схема фаз опорного прыжка), но и создан проект режима дня. Все образовательные событийные уроки я делю на этапы:
- 1 этап – подготовительный. Я наблюдаю за детьми в течении ряда обычных уроков, определяю развитие личности, класса. Например, дети доброжелательны по отношению друг к другу, но хотят быть лучше других, проявляют придирчивость, хотят оспорить первенство, недооценивают товарищей. Также определяю событие, в данном случае - «время»;
- 2 этап – прогнозирование. Создаю сценарий спортивного образовательного события, планирую цели и задачи , создаю образное представление урока, особо прописывая личностные результаты, которые я хочу получить для ребёнка, для всего класса - развитие мотивов учения и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, развитие самостоятельности, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни и др.). В этом случае хочу развить навыки сотрудничества, сопереживания другому, оценить достоинства, а не только недостатки детей.
- 3 этап - планирование. Моделирую урок (цель, задачи, средства, прописываю детали, до мелочей учитывая индивидуальные качества личности, отношения в классе и отношение к событию). Раздаю задания по теме урока. Дети, выполнившие подготовительную работу быстрее включаются в деятельность, желая увидеть предстоящее событие, ожидают его (рисунки по теме урока: «Режим дня», «Как прыгают животные», «Где в жизни человек использует прыжок», пословицы и поговорки по темам.).
- 4 этап - Реализация. Украшен зал детскими рисунками. Дети презентуют их во время этапов урока. Проводя урок, я акцентирую внимание детей на том, что у каждого ребёнка получилось, мы выделяем только положительные моменты, а о неудавшемся говорим в общем, не конкретизируя. Воспитание происходит не только во время индивидуальных, групповых взаимодействиях детей, связанных в единое целое, или во время рефлексии, главное - это позитивный настрой (положительные эмоции). Урок с таким игровым сюрпризом оставляет яркое, счастливое, неповторимое впечатление.
- 5 этап - рефлексия. На данном этапе проводится оценка события, его положительное и отрицательное воздействие на обучающихся. После урока, я провожу рефлексию и для себя. Отслеживаю, насколько дети научились видеть положительное в работе других и корректно делать замечания. Но не у всех детей это получается, не хватает информации, плохо развиты коммуникативные компетенции. Положительный результат есть. Получены новые знания, умения, опыт на высоком эмоциональном уровне. Произошло слияние образовательных и воспитательных задач урока. Систематизировано представление о мире прыжка и времени. Педагогический процесс был направлен на формирование самореализованной, целостной, социализированной личности. Я управляю событием посредством заранее спланированных этапов урока.
Событийность остаётся актуальной для школьников среднего и старшего возраста. Поэтому в средней и старшей школе строю уроки, создавая позитивные события, даю возможность ученикам получить свой положительный опыт. На занятиях школьники получают часть информации от учителя, другую необходимую часть готовят самостоятельно в виде докладов и презентаций. Это позволяет создать им образ двигательного навыка с выделенными опорными ориентирами. Ученик принимает решение и в соответствии с ним реализует путь освоения двигательного навыка. На уроках учащийся подбирает, комбинирует упражнения, а самое главное - обсуждает успехи и ошибки с товарищами, делится впечатлениями, рефлексирует. Такое совместное творчество позволяет формировать образное мышление ребёнка, создать не только образ двигательного навыка с использованием универсальных учебных действий, но и образ себя, т.е. помогает «самостоятельно себя строить».
В основной и средней школе большое внимание уделяю образовательным спортивным событиям стандартного урока, стараюсь способствовать созданию условий, которые сделают урок необычным. Это достигается положительным эмоциональным настроем, событийными формами организации урока.
Урок – игру «Круговая тренировка» провожу в форме лабиринта, это открывает большие возможности для общения на станциях, получения дружеского совета. Сама форма организации необычна и способствует формированию умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, для достижения лично значимых результатов в физическом совершенстве.
Самый стандартный урок в средней и основной школе может стать событием, так как его готовят ученики. А.Б. Воронцов считает: «Образовательное событие - это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои мысли, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности». Учитель на таком уроке - дирижёр, музыка - учебный процесс, ноты - тема урока, а музыканты – ученики-виртуозы. Например, ученики создали свой план решения проблемы, свой образ двигательного действия. Я предлагаю сравнить их вариант с предложенным нам в учебнике физической культуры или с техническим приёмом, показанным мной или учеником. Дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы.
Учащиеся 10 - 11 классов готовят презентации, рефераты по изучаемой теме, проводят работу, соответствующую цели урока. Сами проводят разминку, подбирают подводящие и специальные упражнения, напоминают технику безопасности, отрабатывают двигательный навык, обсуждают и выставляют оценки, а главное - реализуют свои «подростковые амбиции». Отдельно хочу обратить внимание на обучающихся, освобождённых от физических нагрузок, на уроках физкультуры по медицинским показаниям. Они активно привлекаются для проведения урока, внеклассных мероприятий как разработчики презентаций, сценариев, судейства, в качестве активных помощников учителя.
Такое проведение урока даёт возможность ученику, общаясь, получать свой социальный, личностный опыт. Конечный результат заключается в том, что ученики, вовлеченные в деятельность, сами формируют двигательную и одновременно метапредметную компетенции, развивают на положительном эмоциональном фоне личностные компетенции.
В средней и основной школе большое внимание уделяю внеклассным спортивно-образовательным событиям, мероприятиям. Примером могут служить такие спортивные мероприятия, как: «Спорт против наркотиков», «Масленичная карусель», «Турслёт», «Школа безопасности», выставка рисунков «Футбол ты с нами, мы тебя рисуем», встречи с интересными людьми – тренером по тхэквондо Д.В. Храмовым и неоднократным чемпионом мира по велоориентированию Антоном Фолифоровым. Соревнования по различным видам спорта, сдача нормативов комплекса ГТО, занятия в секциях баскетбола, волейбола, футбола, спортивного ориентирования и фехтования.
Целью воспитательного спортивного внеклассного события, как и событийного урока, является воспитание гармонически развитой личности, способной к самореализации и социализации, через нетрадиционные формы спортивно – оздоровительной работы в школьном образовательном пространстве.
Задачи друг с другом взаимосвязаны. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи заключается в формировании нового опыта поведения, творческого взаимодействия в разновозрастной группе учеников, при участии родителей и учителей школы.
Внеклассное спортивно-образовательное событие отличается от внеклассного мероприятия.
Образовательное – значит несущее новые знания в области коммуникативной культуры, получение нового социального опыта в пережитой учеником, решённой им, значимой для него проблеме во время проведения спортивно-событийного внеклассного мероприятия.
Отличительные черты внеклассного спортивно-образовательного события:
- во главе данного спортивного мероприятия стоит группа детей-инициаторов;
- применение сообщений-рассуждений;
- встреча с успешно самореализовавшимися людьми, активными родителями;
- использование совместной деятельности при его организации и проведении, обсуждение итогов.
Внеклассное спортивно-образовательное событие (мероприятие) готовится учениками средней и основной школы и его основой является адаптированный социальный опыт.
Проходят такие события нечасто: два-три раза в четверть, но воздействие на учеников отслеживается в течение всего года.
Организационные этапы соответствуют этапам событийного урока и являются проектным обучением:
- 1 этап – подготовительный. Тематика образовательного события спланирована заранее. План физкультурно - оздоровительной работы составляется в конце учебного года на следующий год. Предварительно ведётся устный опрос учащихся учителями физической культуры об их желании в проведении внеклассных мероприятий. Составляются инициативные группы по их подготовке и проведению (например «Турслёт»);
- 2 этап – прогнозирование. Определяю цели и задачи. Сценарий спортивного образовательного события: готовится совместно с инициативной группой обучающихся. Целью образовательного спортивного мероприятия воспитание гармонически развитой личности, способной к самореализации и социализации, через участие в спортивных соревнованиях «Туристический слёт»;
- 3 этап - планирование. Моделирую мероприятие. Учащиеся распределяются для подготовки заданий станций. Каждая группа творчески готовит задания, нередко с элементами игры и разыгрывания конкурсов;
- 4 этап - реализация. Самое яркое впечатление оставляет событие, которое так долго ждали, готовились, тренировались. На примере прохождения туристической полосы препятствий, сам маршрут уже является «полосой жизни», которую надо пережить, для приобретения личного и коллективного опыта;
- 5 этап - рефлексия. Рефлексия учеников проходит в обсуждении совместной деятельности после соревнований. Продукт, выполненный своими руками, имеет значимую ценность для каждого ребёнка, который в этом участвовал, повышает самооценку, расставляет приоритеты в жизненных ценностях (я сделал это для общего дела, труд для других необходим). При подготовке данных мероприятий дети оказывают бескорыстную помощь - занимаются волонтёрством, например, готовят карточки, карты, разрабатывают задания для станций и многое другое. Волонтёрство - это активная помощь, совместный труд, общение, свой круг друзей, свой маленький мир. Я анализирую детские высказывания после мероприятия, сопоставляю запланированный результат образовательного спортивного мероприятия с полученными результатами. Оценивая турслёт, хочу отметить его положительное влияние на всех участников соревнований, не только детей, но и родителей и учителей. Обучающиеся оказывают друг другу помощь, чувствуют свою необходимость, для коллектива, приобретают уверенность в своих силах.
Проведённые выставки, соревнования, встречи со знаменитыми людьми нашего города, организованные детьми и родителями, способствуют возникновению желания большинства записаться в спортивные секции. Данные формы проведения спортивно–оздоровительной работы позволяют достичь учащимися личностных результатов, формируется ответственное отношение к учению, готовность учащегося к саморазвитию и самообразованию, развивается целостное мировоззрение, осознанное доброжелательное отношение к другому человеку, учащиеся овладевают знаниями, формируется желание активно принимать участие в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.
Событийный подход - это передовая технология, форма обучения и воспитания, способствующая формированию у ребёнка личностных и двигательных компетенций. Образовательное событие в урочной и внеурочной спортивной деятельности (событийный урок и внеклассное спортивно–образовательное мероприятие) является успешной формой организации физкультурно–оздоровительной работы в образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Организация физкультурно-оздоровительной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Данная программа составлена на основе примерной программы Л.Н.Коданевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Моя программа адаптирована для учащихся 1-11 классов....
Социальное партнерство — как форма организации физкультурно - оздоровительной работы по ФГОС ДО
Взаимодействие с различными социальными партнёрами городского округа...
Урочная форма соревнований между классами, как один из способов организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.
Данный материал могут использовать учителя физкультуры в качестве нестандартных уроков....
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использоват...
Статья на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами»
Цель: представление собственного опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами.Задачи:Ознакомить с видами и формами ур...
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работыв общеобразовательных организациях города Муравленкопри подготовке к сдаче норм ГТО...