Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
статья по теме
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
- описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК.
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа на тему «Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы» учителя МБОУ «Кингисеппская гимназия»
Козловой Татьяны Владимировны
Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы.
Содержание работы:
- Актуальность работы.
2. Состав и характеристика универсальных учебных действий
(общеучебных умений).
- Программа общеучебных умений (познавательных компетенций) школьников (основная школа).
4. Программа формирования универсальных учебных действий на уроках развития речи.
Цель методической работы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы:
- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
- составить программу формирования универсальных учебных действий на уроках развития речи.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
- описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК.
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК.
1. Актуальность работы.
Один из путей повышения качества обучения – развитие у учащихся общеучебных умений. Однако их целенаправленное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах зафиксированы предметные умения, а общеучебные умения как универсальные для многих школьных дисциплин способы получения и применения знаний не представлены в качестве целостного компонента содержания образования.
Сегодня имеется масса различных подходов к классификации общеучебных умений и множество разночтений: «специальные умения», «надпредметные», универсальные способы получения и применения знаний», «базовые умения учебной деятельности», «универсальные учебные действия» и т.п. Названий много, но до сих пор большинство учителей, учащихся и их родителей не имеют целостного представления об этих умениях и не знают ту норму, которая содержит конкретные требования к общеучебным умениям. Формировать общеучебные умения заканчивают в начальной школе, т.к. учителя-предметники, как правило, не совершенствуют технику чтения и письма старшеклассников, в одной школе разные требования к конспектированию и реферированию и т.п. Не скоординирована деятельность по формированию и совершенствованию общеучебных умений по горизонтали (между учителями в параллелях) и по вертикали (между учителями различных ступеней обучения). Это препятствует освоению предметных знаний и умений.
Эффективное развитие общеучебных умений предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение, важным элементом которого служит программа общеучебных умений. В программе представленной ниже, общеучебные умения сгруппированы по следующим основаниям: учебно-управленческие (регулятивные), учебно-информационные, учебно-логические (познавательные компетенции) и коммуникативные компетенции. Эта классификация отличается от традиционного деления общеучебных умений на учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения.
2. Состав и характеристика универсальных учебных действий
(общеучебных умений).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
3. Познавательные универсальные учебные действия.
Информация – это сведения, которые являются объектом передачи, преобразования, использования и хранения.
Учение – это деятельность ученика, состоящая из получения информации, её преобразования, получения сведений о ходе учебной деятельности от учителя или в результате самоконтроля, внесения в деятельность определенных корректив и вновь получения информации о процессе и результате деятельности и т.д. вплоть до реализации учебной задачи.
Итак, учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Источники информации в процессе обучения – тексты и реальные объекты. В предлагаемой программе представлены три группы учебно-информационных умений: умения работать с письменными и устными текстами и с реальными объектами как источниками информации. Отдельно представлены умения по моделированию. Модель – иногда единственно возможный источник информации об изучаемом объекте.
Логические умения – тоже важнейший компонент мыслительной деятельности, т.к. мышление – логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. С помощью этих умений информация структурируется, и обеспечивается поступательное движение от незнания к знанию.
Программа
общеучебных умений
(познавательных компетенций)
школьников (основная школа).
- Умения работать с письменными текстами.
- Бегло, осознанно, правильно, с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.
- Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование, аналитическое, комментированное, по ролям, предварительное, повторное.
Беглое чтение (динамичное) – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.
Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составление тезисов, таблиц, схем и т.п.
Предварительное чтение – чтение, в процессе которого отмечаются все непонятные слова, научные термины, чтоб в дальнейшем выяснить их значение по словарям и справочникам.
Повторное чтение – чтение текста несколько раз с целью более глубокого осмысления.
- Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого текста.
- Составлять сложный план письменного текста.
Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая запись сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
И т.д.
- Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики и т.п.
Таблица – это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф).
График – это условное графическое изображение зависимости какой-либо величины от другой.
Схема – это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.
- Составлять тезисы письменного текста.
Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
- Составлять конспекты письменного текста.
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение положений текста.
- Составлять аннотацию письменного текста.
Аннотация – небольшое связное содержание и оценка содержания и структуры статьи или книги.
- Делать пометки, выписки, цитирование письменного текста.
- Составлять рецензию письменного текста.
Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, аргументируются достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
- Составлять реферат по определенной форме.
Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
- Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать, писать под диктовку тексты.
- Создавать тексты различных типов.
- Владеть различными видами изложения текста.
- Умения работать с устными текстами.
- Выяснять или догадываться о значении незнакомых слов по контексту.
- Составлять сложный план устного текста.
- Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
- Составлять тезисы устного текста.
- Цитировать устный текст.
- Сделать доклад.
Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.
- Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
- Умение работать с реальными объектами как источниками информации.
- Самостоятельно проводить наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
- определить цель наблюдения;
- выбрать объект наблюдения;
- выбрать способы достижения цели наблюдения;
- выбрать способ регистрации полученной информации;
- обработать и интерпретировать полученную информацию.
- Самостоятельно использовать различные виды наблюдения.
- Использовать различные виды моделирования.
- Учебно-логические умения.
- Анализ и синтез.
- определять объект анализа
- определять аспект анализа
- определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза
- качественно и количественно описывать компоненты объекта.
Качественно – определение свойств компонентов объектов.
Количественно – определение соотношения величин.
- определять временные отношения компонентов объекта
- определять функциональные, причинно-следственные отношения компонентов объекта.
- определять свойства и существенные признаки объекта.
- Сравнение.
- определять объекты сравнения
- определять аспект сравнения объектов
- выполнять однолинейное сравнение (одно сходство по одному аспекту)
- выполнять комплексное сравнение (одно сходство по нескольким аспектам)
- выполнять сравнение по аналогии.
- Обобщение и классификация.
- проводить индуктивное обобщение по следующему алгоритму:
1. актуализируйте существенные признаки объектов
2. определите общие существенные признаки объектов
3. зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.
- Дедуктивное обобщение происходит по следующему алгоритму:
- актуализируйте существенные признаки объектов
- сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта к данному понятию или суждению
- Классифицировать, то есть делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
- Определение понятий.
- различать объем и содержание понятий
- различать видовое и родовое понятия
- осуществлять родовидовое определение понятий, то есть находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.
- Доказательство и опровержение.
- различать компоненты доказательства: тезис, аргументы и форму доказательства
- Определение и решение проблем
- определять проблемы
- определять для решения проблем новую функцию объектов
- умение переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем
- комбинировать известные средства для нового решения проблем
- формулировать гипотезу решения проблем
Дидактический регламент.
Для того, чтобы обеспечить целостное выполнение этих требований в конкретной школе, необходимо разработать и реализовать дидактический регламент.
Дидактический регламент формирования и развития общеучебных умений – это система норм, определяющих основные позиции содержания, форм, методов и организации деятельности педагогов по формированию и совершенствованию общеучебных умений школьников. Такой регламент может состоять из следующих частей:
- Социально-педагогические ценности формирования и развития общеучебных умений.
- Программа общеучебных умений.
- Методические комментарии, конкретизирующие содержание программы (что нужно уметь делать, как нужно делать).
- Программно-методические нормы формирования и развития общеучебных умений.
- Нормы оценивания и отметки сформированности общеучебных умений.
Например, можно ввести в образовательный процесс отметку за освоение общеучебных умений. Она ставится в специальную тетрадь или дневник, а в классный журнал не вносится.
В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей. Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования. Тогда можно будет обеспечить скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы.
4. Программа
формирования универсальных учебных действий
на уроках развития речи.
- Пояснительная записка
На уроках развития связной речи в 5-7 классах реализуется идея обучения языку как речевой и мыслительной деятельности. Без потребности в речевом самосовершенствовании невозможна успешная самореализация, социализация учащихся, в то время, как на других уроках вопросам культуры речи не всегда уделяется должное внимание.
Главная особенность уроков развития речи заключается в том, что они естественно, гармонично связаны с системой родного языка, знание которой проявляется с тем, как языковая личность умеет строить целесообразное высказывание, как владеет необходимым для этого языковым материалом, соблюдает требования, предъявляемые материалом. Для того чтобы эффективно реализовать эти положения, необходимо начинать обучение данным умениям и навыкам в 5 классе. Ребенок в 10-11 лет уже обладает определенными знаниями по русскому языку, пробует излагать свои мысли в письменной форме, анализировать художественные произведения. Поэтому именно в 5 классе необходимо познакомить учащихся с понятием «правильности речи». Пятиклассники расширяют свои представления об окружающем мире, активно общаются со сверстниками, взрослыми, а такое общение невозможно без речевого этикета. В 6-7 классах начинается преподавание таких предметов естественного цикла, как география, физика, биология, что требует от учащихся самостоятельного контроля над чужим и собственным высказыванием на конкретную тему; возникает необходимость синтезировать знания, полученные в процессе обучения различным предметам. А это требует определенных навыков владения родной речью.
Основная цель уроков развития речи в 5-7 классах: воспитание сознательного отношения к языку как средству общения.
Задачи уроков:
- Формирование компетенций:
- Коммуникативная компетенция – овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая компетенция – освоение основных норм русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
- Культуроведческая компетенция – осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
- Освоение знаний по культуре речи и стилистике
- Формирование умений слушать и слышать собеседника
Уроки развития речи связаны с другими уроками русского языка, литературы, внеурочной деятельностью.
Знакомство с такими коммуникативными качествами речи, как логичность, уместность предполагает знание законов логики и психологии.
Общие принципы построения программы:
- Принцип доступности
- Принцип гуманизации
- Принцип непрерывности
- Принцип интеграции
- Обучение через действие, практическая направленность
Ведущие педагогические технологии, используемые на уроках развития речи – технологии развивающего обучения и игровые технологии. Выбор технологий объясняется необходимостью формирования и развития интеллектуальных и речевых умений учащихся, стремлением избежать увеличения физических и психических нагрузок, психовозрастными особенностями учащихся 5-7 классов, учетом их интересов и запросов.
Основной формой работы является урок. В основе работы учителя лежат методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа)
- Наглядные
- Игровые
- Рефлексия речемыслительной деятельности
- Приемы актуализации субъектного опыта учащихся
- Методы диагностики, самодиагностики, проверки и самопроверки, самооценки
Данная программа призвана решить противоречия, возникающие между низким уровнем речевой культуры и необходимостью речевого взаимодействия, потребностью в овладении нормами русского литературного языка обучающимися. Как правило, более глубокое изучение вопросов культуры речи осуществляется лишь в выпускных классах на профильном уровне и в высших учебных заведениях. Отличительной особенностью данной программы является то, что она адресована учащимся 5-7 классов, именно в этом возрасте важно удовлетворение таких потребностей ребенка, как самопознание, социальная и творческая самореализация, которая невозможна без сознательного отношения к языку как к средству общения и главной культурной ценности. При разработке данной программы были использованы теоретические положения программы по русскому языку С.И. Львовой, работы Б.Н. Головина.
Новизна работы заключается в том, что уроки развития речи выделены в отдельную программу, в которой отражены не только темы «правильность речи» и понятие «нормы, но также и коммуникативные качества речи, как богатство, точность, выразительность, логичность, уместность. В программе учтены специальные и общеучебные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения на уроках развития речи.
2. Описание разделов программы
Уроки развития речи можно разбить на следующие разделы:
Раздел «Речевой этикет» (5 класс)
Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях
Задачи:
- Научить правилам речевого этикета
- Подготовить базу для дальнейшего речевого развития обучающихся
- Воспитать человека, умеющего слушать и слышать
Учащиеся знакомятся с понятием «речевой этикет», с правилами приветствия, прощания, знакомства, разговора по телефону, с различными вежливыми формами выражения просьбы, отказа и т.д.
Ученик 5 класса должен знать:
- понятие «речевой этикет»
- правила приветствия и прощания
- правила знакомства, разговора по телефону
- вежливые формы выражение просьбы и отказа
Ученик 5 класса должен уметь:
- выбирать форму речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией
- в процессе устного общения говорить чётко, в умеренном темпе, умеренно громко, пользуясь мимикой и жестами для придания выразительности речи
- производить рефлексию своей речемыслительной деятельности
Раздел «Правильность речи» предполагает знакомство обучающихся с понятием «норма» (норма произношения, ударения, морфологические и синтаксические нормы), с наиболее распространенными случаями нарушения этих норм.
Цель: научить школьников слышать и оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их правильности, опираясь на знание основных языковых закономерностей.
Задачи:
- совершенствовать речевые умения школьников
- познакомить учащихся с понятиями «правильность речи», «языковая норма»
- воспитать бережное отношение к языку
Ученик должен знать:
- понятие «правильность речи»
- понятие «норма»
- нормы произношения
- нормы ударения
- морфологические и синтаксические нормы
Ученик должен уметь:
- оценивать правильность речи
- находить и исправлять ошибки в произношении, в ударении, грамматические и речевые ошибки
- создавать устные и письменные высказывания с соблюдением языковых норм
Раздел «Текстоведение» знакомит учащихся с главными признаками текста, со способами связи предложений в тексте, с особенностями различных типов речи.
Цель данного раздела: формирование способности проводить разные виды языкового анализа текста.
Задачи:
- познакомить с различными типами речи
- дать понятие о тексте как продукте речевой деятельности
- развивать языковое чутьё и способность опираться на него в процессе языкового анализа
В ходе изучения данного раздела программы ученик должен знать:
- главные признаки текста
- способы связи предложений в тексте
- особенности функциональных стилей и типов речи
Ученик должен уметь:
- различать типы речи (повествование, описание, рассуждение)
- определять ведущий стиль текста (художественный, публицистический, разговорный, официально-деловой, научный)
- доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, типу речи
- производить комплексный анализ текста различных стилей и типов речи
- определять способы связи предложений в тексте
- создавать устные и письменные высказывания различных типов и стилей
Раздел «Коммуникативные качества речи» включает в себя такие понятия, как богатство, точность, выразительность, логичность, уместность, чистота речи.
Цель: развитие готовности обучающихся к речевому самосовершенствованию.
Задачи:
- познакомить учащихся с коммуникативными качествами хорошей речи
- обогащать лексический, грамматический и синтаксический строй речи учащихся
- сформировать умение редактировать свои и чужие высказывания с учетом требований к хорошей речи
Учащиеся должны знать:
- основные качества хорошей речи
- изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры)
- основные законы логичности
- понятие паронимы, варваризмы, слова-паразиты, канцеляризмы
Учащиеся должны уметь:
- оценивать точность, богатство, логичность, чистоту, уместность, выразительность речи
- грамотно и полно использовать возможности русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
- пользоваться различными видами словарей и справочников
3. Учебно-тематический план уроков развития связной речи.
Русский язык.
5 класс
1. Введение. Культура речи как раздел лингвистики. | 3 часа |
2. Речевой этикет | 4 часа |
3. Текст как речевое произведение. Типы речи. | 9 часов |
4. Правильность речи | 8 часов |
1. Введение. Речь как способ общения людей. Основные требования к речи | 3 часа |
Значимость правильной и культурной письменной и устной речи. | 1 час |
Качества хорошей речи | 1 час |
Понятие о речевой ситуации | 1 час |
2. Речевой этикет | 4 часа |
Речевой этикет. Правила приветствия, знакомства и прощания | 1 час |
Выражение благодарности, извинения, просьбы, отказа. | 1 час |
Правила речевого поведения во время разговора по телефону. | 1 час |
Проверка знаний по речевому этикету. | 1 час |
3. Текстоведение. | 9 часов |
Основные признаки текста. Тема и идея. | 1 час |
Способы определения темы и основной мысли. Урок-практикум | 1 час |
Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте. | 1 час |
Последовательность предложений в тексте как отражение логики развития мысли | 1 час |
Типы речи. Повествование. | 1 час |
Описание. Как описать предмет речи? | 1 час |
Рассуждение | 1 час |
Оценочные высказывания | 1 час |
Обобщение по теме «Типы речи». | 1 час |
4. Правильность речи | 8 часов |
Правильность как необходимое качество речи. Нормы современного русского литературного языка. | 1 час |
Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. | 1 час |
Нормы ударения | 1 час |
Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков. | 1 час |
Морфологические нормы | 1 час |
Трудности в употреблении имен существительных, прилагательных, местоимений | 1 час |
Трудности в употреблении некоторых форм глагола | 1 час |
Урок-практикум. Редактирование текста | 1 час |
Подведение итогов года, урок-конференция презентация творческих работ учащихся | 1 час |
Итого:
Количество уроков – 26
Практикум – 3 Урок-конференция – 1
Творческие работы (классные сочинения и изложения)
- Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
- Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка»
- Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
- Сжатое изложение-миниатюра
- Сочинение по картине в.Д. Поленова «Московский дворик»
- Изложение текста с использованием разных типов речи.
- Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
- Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье»
- Сочинение по картине А.И. Куинджи 2Березовая роща»
- Сжатое изложение-миниатюра.
Проектные работы:
- Правила речевого этикета
- Знаем ли мы правила литературного произношения?
- О чем расскажут мимика и жесты.
- Как обратиться к собеседнику?
Требования к уровню подготовки 5 классов по окончании курса.
Ученик 5 класса должен знать:
- Основы речевого этикета
- Типы речи (описание, повествование, рассуждение)
- Понятие «правильность речи»
- Главные признаки текста
Ученик 5 класса должен уметь:
- Отличать текст от группы предложений
- Определять тему, основную мысль текста, типовое содержание текста
- Оценивать правильность речи, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки
- Создавать описание, повествование, рассуждение на предложенную тему
- В процессе устного общения говорить четко, в умеренном темпе, умеренно громко, пользуясь мимикой, жестами для придания выразительности речи
Учебно-тематический план уроков развития связной речи.
Русский язык.
6 класс
1. Повторение изученного в 5 классе. Красота и богатство родного языка. Речевой этикет как правила общения людей. | 3 часа |
2. Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация. | 2 часа |
3. Текстоведение. Способы связи предложений в тексте | 11 часов |
5. Культура речи. Нормы употребления различных частей речи. | 15 часов |
6. Повторение пройденного. Урок-зачет. | 3 часа |
1. Повторение изученного в 5 классе | 3 часа |
Красота и богатство родного языка. | 1 час |
Речевой этикет как правила общения людей. | 1 час |
Правильность речи | 1 час |
2. Функциональные разновидности языка. Речевая ситуация. | 2 часа |
3. Текстоведение. | 11 часов |
Основные признаки текста. Повторение изученного в 5 классе. | 1 час |
Заголовок текста. Заголовок, отражающий тему, основную мысль текста | 1 час |
Композиция текста. | 1 час |
План текста и его виды. | 1 час |
Способы и средства связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь. | 1 час |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 час |
Сочетание разных связей предложений в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. | 1 час |
Использование лексического повтора как средства связи предложений в тексте. | 1 час |
Типы речи. Повествование. Рассказ. | 1 час |
Описание и его виды. | 1 час |
Требование к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование. | 1 час |
4. Культура речи | 15 часов |
Языковые нормы. Правила произношения существительных. | 1 час |
Правила изменения имен существительных и использование их в речи. | 1 час |
Правильное произношение прилагательных. Грамматические нормы. | 1 час |
Лексические нормы употребления прилагательных. | 1 час |
Нормы произношения глагола. Нормы управления. | 1 час |
Лексические нормы употребления глаголов. | 1 час |
Нормы произношения, образования и употребления деепричастий. | 1 час |
Нормы произношения причастий. Грамматические нормы. | 1 час |
Нормы употребления причастий в речи. | 1 час |
Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия. | 1 час |
Нормы произношения и изменения числительных. Лексические нормы. | 2 часа |
Правильное употребление местоимений в речи. | 1 час |
Практикум-зачет. Нормы употребления различных частей речи . | 1 час |
Требование к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование. | 1 час |
5. Повторение пройденного | 2 часа |
Урок-зачет | 1 час |
Итого: Количество уроков – 34 Практикум – 3 Контрольная работа – 1 Урок-зачет – 1
Творческие работы (классные сочинения и изложения):
- Изложение.
- Сжатое изложение.
- Обучающее изложение (упр. 271)
- Сочинение по картине В. Серова «Девочка с персиками»
- Сочинение по картине Г. Мясоедова «Косцы»
- Сочинение по картине н. Пластова «Саня Маликов»
- Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
- Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
- Изложение-миниатюра
Проектные работы:
1. «Словарь школьных жаргонизмов»
2. «Варваризмы в речи современного подростка»
Требования к уровню подготовки 6 классов по окончании курса.
Ученик 6 класса должен знать:
- Главные признаки текста
- Понятия «точность, богатство, чистота речи»
- Особенности научного стиля речи
Ученик 6 класса должен уметь:
- Определять тему, основную мысль текста, способы связи предложений в тексте
- Различать стили речи
- Доказывать принадлежность текста научному стилю
- Оценивать точность, богатство, чистоту речи
- Находить и исправлять ошибки, связанные с нарушением точности, богатства, чистоты речи
- Грамотно и полно использовать возможности русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
- Пользоваться различными видами словарей и справочников
4. Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы используется:
- Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М., 2000
- Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М., 2004
- УМК под редакцией С.И. Львовой
- Учебник Е.И. Никитиной «Русская речь. Развитие речи». – «Дрофа», 2007
- Язык в речевом общении: Факультатив. курс: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение. 1992.
Школьные словари и справочники:
- Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка.
- Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992
- Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русского речи – М., 2006
- Горбачева К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка – СПб, 2000
Список литературы, использованной при составлении программы.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.; Высшая школа, 2000
- Голуб Б.Н. Русский язык и культура речи – М., 2001
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие – М., 1998
- Культура речи – культура поведении. – Л.: Лениздат, 1988
- Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. – М.; Мнемозина, 2006
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – М. :Просвещение, 2010
- Разумовская М.М., Лекант П.А. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. – М.; Дрофа, 2002
- Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник./Под редакцией Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова и др. – М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)
Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...
опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...
Методическая разработка презентации "«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Презентация к семинару-практикуму «Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка и литературы»...