Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку
учебно-методический материал

Куртова Ирина Александровна

Выдающаяся роль среды в образовании человека еще со времен Платона осознается и осмысливается педагогами.

Создание педагогической среды является важнейшей задачей учителей, воспитателей. Педагог должен самоопределиться не просто как транслятор некой культуры, а как активный участник той культурной среды, в которой живет и творит ребенок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку

Выступление на методическом семинаре

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию мое выступление на тему «Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку».

Выдающаяся роль среды в образовании человека еще со времен Платона осознается и осмысливается педагогами.

Создание педагогической среды является важнейшей задачей учителей, воспитателей. Педагог должен самоопределиться не просто как транслятор некой культуры, а как активный участник той культурной среды, в которой живет и творит ребенок.

Главным в современной школе становится качество образования, включающее в себя уровень обученности, способности детей к самореализации, саморазвитию, самообучению, то есть к успешной социализации. Одним из критериев успешности сегодня владение иностранным языком. Однако ни для кого не секрет, что в обществе пропадает интерес к изучению немецкого языка. Я как учитель стала задумываться, как решить эту проблему в рамках нашей школы. Как построить свою работу, чтобы заинтересовать учащихся и их родителей в выборе именно этого иностранного языка для дальнейшего изучения. На мой взгляд, именно средовой подход поможет в решении данной проблемы. Средовой подход ориентирует учителя на организацию непосредственного педагогического взаимодействия, на педагогически целесообразную организацию всего пространства жизни ребенка и выстраивание на этой основе системы педагогических взаимоотношений с ним.

Целью моей работы является определение роли и целесообразности применения средового подхода к организации процесса обучения немецкому языку.

Для реализации цели мной поставлены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать методологию средового подхода в образовании;
  2. выявить особенности применения средового подхода в обучении иностранным языкам;
  3. определить результативность применения средового подхода в достижении качества образования по немецкому языку.

Под средовым подходом понимается не только организация специальной среды для учащихся, но и «система действий со средой, обеспечивающих её превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования образовательного результата»

Последовательное воздействие через среду – принципиальная особенность данной методологии. В результате такого методологического подхода педагог добивается опосредованного, всестороннего воздействия на учащегося.

Важнейшим понятием средового подхода как теории и технологии опосредованного управления является «действие». В технологическом плане средовой подход является совокупностью действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство обучения.

Особенности применения средового подхода в обучении иностранным языкам

Моя задача как учителя иностранного языка в процессе учебной деятельности не только дать программный материал, но и погрузить учеников в культурную иноязычную среду, так как без знания культурных особенностей и ценностей народа-носителя нельзя в полной мере овладеть иностранным языком.

Изучив данную тему, могу выделить следующие компоненты образовательной среды, которые работают на достижение поставленных целей и получение желаемого результата: урок, кабинет иностранного языка, внеурочная деятельность, сеть интернет, проектная деятельность,  родители. Моя задача организовать, наполнить содержанием все эти компоненты, которые в методологии средового подхода носят названия «ниши».

Урок. Урок иностранного языка в логике средового подхода представляет собой нишу, где формируется и развивается личность ребенка, предоставляются учащимся различные возможности: языковые, технические, эвристические, познавательные, позиционные, предметно-пространственные, информационные. И я как педагог организую питательную среду учебного занятия, оснащаю и обогащаю ее. Именно на уроке происходит погружение в языковую среду, максимально наполняю его содержанием, варьирую смену деятельности. 

Кабинет. Кабинет иностранного языка, соответствующий требованиям современности, является необходимой нишей. Демонстрационные грамматические таблицы, географические карты, портреты выдающихся деятелей истории и культуры Германии и немецкоговорящих стран, государственная символика стран позволяют погрузить учеников в языковую атмосферу. 

В кабинете иностранного языка имеется библиотека иностранной литературы. Дети охотно берут книги для внеклассного чтения. Чтение на языке остается одним из самых продуктивных способов прочного овладения иностранным языком, расширяет словарный запас, приучает к языковой догадке и мышлению на языке оригинала. Кабинет – это также и место, где каждый учащийся нашей школы после уроков может найти для себя материалы для подготовки к экзаменам, написанию исследовательских проектов, прослушать аудиозаписи тестов, решить олимпиадные задания прошлых лет, получить консультацию учителя.

Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность по немецкому языку на протяжении длительного времени остается одной из той ниш, где любой ребенок в сотрудничестве с учителем может найти себе дело по душе. Участие в спектаклях на языке, выставки, прослушивание классической музыки знаменитых зарубежных композиторов, участие в олимпиадах, конкурсах, научная деятельность учащихся – вот неполный список того, чем заняты учащиеся во внеурочное время.

   

   

         

Сеть Интернет.        Имея под рукой ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», я превращаю урок или внеурочное занятие в экскурсию в самые, казалось бы, невероятные места стран изучаемого языка (Дрезденская картинная галерея, берлинская стена, улица «UnterdenLinden»и др.), мы имеем возможность прочитать свежий номер немецкой газеты «Zeit», «Spiegel»  и сразу же обсудить последние новости на телеканале DeutscheWelle.

Интернет предоставляет нам много возможностей, одна из которых – общение с друзьями. Участвуя в проекте Гете – института, мы подружились со студентами колледжем города Дрездена в Германии. Теперь учащиеся нашей школы, изучающие немецкий язык, состоят в дружеской переписке с подростками Германии. Эта возможность обогащает детей не только впечатлениями, но и знаниями, совершенствует речевые навыки, мотивирует на более глубокое изучение языка. 

Проектная деятельность. В 2015 году был разработан и стартовал проект на немецком языке по профориентации «Экскурс в профессию» для учащихся 8-9 классов. Цель проекта – сравнительная характеристика аналогичных профессий в России и Германии. В рамках данного проекта было организовано общение с представителями таких профессий, как логист, инженер, педагог. Особенность проекта заключается в он-лайн общении учащихся с носителями языка, изучение характерных черт профессий на немецком языке.

Родители. Взаимодействие с родителями, которые являются в рамках средового подхода своеобразной нишей, помогают достичь более высоких качественных результатов обучения. Окружить ребенка языковой средой во время каникул – проблема, которую могут решить родители. Это может быть чтение интересной книги на языке, или  поездка в страну изучаемого языка либо в языковой лагерь. Подобную возможность используют родители учащихся нашей щколы и организовали отдых своих детей в языковом лагере «TJ-Camp», который находится в Гурьевском районе. Дети получили не только массу ярких впечатлений, но и приобрели опыт общения на языке, прикоснулись к культурным традициям немецкоязычных стран. 

       

Таким образом, как для полноценного развития и роста растения необходимы благоприятные условия, а именно солнечный свет и тепло, плодородная почва и умеренный полив, так и для гармоничного развития каждого ребенка нужен комплекс условий. Именно это и позволяет обеспечить средовой подход. Только при комплексном воздействии образовательных ниш возможно получить качественный результат обучения.

Применение средового похода на уроках немецкого языка помогло показать следующие качественные результаты:

  1. Повысился уровень мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.
  2. Наблюдается положительная динамика качества обученности по предмету.
  3. Прослеживается положительная динамика формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
  4. Увеличилось количество учащихся – участников, победителей и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.

Средовой подход к организации обучения иностранным языкам диктует особые условия как для учителей, так и для учеников. Создание условий для погружения учащихся в языковую среду, технологии и подходы, ориентация на планируемый результат, развитие проектного метода работы на уроках иностранного языка, а также стимулирование учащихся и родителей на создание внеучебной образовательной среды - вот задачи, над которыми, по моему мнению, необходимо работать в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Известный австрийский писатель и психолог В.В. Франкл сказал: «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир». Поэтому моей педагогической концепцией является открытие ученикам мира с помощью немецкого языка как языка международного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации процесса обучения

В статье даётся характеристкиа подхода к обучению как к базисной категории методики....

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку...

Методическая разработка: «Формирования лексических навыков при использовании ИКТ в процессе обучения немецкому языку»

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. ...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку

В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения немецкому языку.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение&r...

"Технология дифференцированного подхода к учащимся при обучении немецкому языку"

Я занимаюсь любимым делом – учу детей немецкому языку. Чтобы шагать в ногу со временем, чтобы поддерживать интерес к своему предмету, приходится быть в постоянном поиске, изучать опыт учителей-н...