Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов
статья (6 класс) на тему

Нестерова Мария Александровна

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, какие познавательные процессы доминируют при восприятии учебного материала у учащихся 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Нестерова

Мария Александровна

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

1.1 Условия обучения учащихся 6 класса в средней общеобразовательной школе

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, какие познавательные процессы доминируют при восприятии учебного материала у учащихся 6 класса.

Следует подчеркнуть, что именно в данном возрасте ( 8-11 лет ) происходит переход от непроизвольного внимания на уроке к произвольному. Произвольное внимание мы можем охарактеризовать как сознательно-регулируемое сосредоточение на том или ином учебном материале. Учащиеся сосредотачиваются уже не на том, что для них является более наглядным и ярким, а на том, что в данный момент они должны делать. Данный вид внимания непосредственно связан с волевыми качествами личности. Следовательно, мы можем отметить, что учащиеся 6 классов могут управлять своей волей.

Надо указать и на то, что именно в данный возрастной период происходит оформление у ребенка произвольной памяти, когда информация запоминается целенаправленно. Особую роль в данном случае играют образные приемы запоминания ( различные схемы, картинки, графики ).

Обратим внимание и на то, что мыслительная деятельность учащихся также претерпевает изменения. На смену наглядно-образному усвоению понятий приходит словесно-логическое мышление и учащиеся уже могут оперировать такими понятиями как: сравнение, обобщение, классификация. Это является причиной того, что речь учащихся становится выразительнее, грамотнее.

Нами был проведен анализ одного из компонентов УМК по немецкому языку для 6 классов общеобразовательных учреждений: книги для учителя ( И. Л. Бим, Л. В. Садомова ) с целью выявления реализации развивающего компонента. В соответствии с базисным учебным планом в 6 классе предполагается изучение немецкого языка по 3 часа в неделю. Это  составляет примерно 102 учебных часа за год. Данное количество часов в неделю предполагает, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на воспитание, образование и разностороннее развитие школьников средствами иностранного ( немецкого ) языка как школьного учебного предмета, на приобщение учащихся к культуре «народов, говорящих на немецком языке»[ 4, с. 7 ].Данное направление реализуется в учебнике 6 класса И. Л. Бим. Можно отметить, что развивающее значение для личности учащихся оказывает обсуждение таких тем как: нравственно-этические проблемы, взаимоотношения в семье и школе, проблема дружбы. В книге для учителя указывается, что в учебнике предлагаются задания разной степени трудности, что должно стать для учащихся стимулом для развития настойчивости, целеустремленности, внимания.

Учащиеся знакомятся с лексическим, грамматическим, фонетическим, страноведческим материалом. Это обеспечивается тем, что учебник имеет блочную структуру: учитель самостоятельно выбирает тот материал, который будет предъявляться учащимся первым, вторым и т. д. Таким образом каждый урок не будет однотипным, что вызывает у учащихся интерес и мотивацию к изучению данного предмета. Особый интерес как для учителя, так и для учеников представляет метод проектов, которым обычно завершается изучение той или иной темы. Здесь ребята могут проявить себя в роли творцов и художников. Данный метод также служит хорошим средством мотивации.

1.2 Анализ учебника 6 класса с точки зрения реализации развивающего компонента цели обучения иностранному языку

Мы проанализировали учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений И. Л. Бим с целью раскрытия реализации развивающего компонента цели обучения иностранному языку. Укажем, что данный учебник состоит из семи разделов:

1.Начало учебного года. Везде ли оно одинаково?

2.На улице листопад.

3.Немецкие школы. Какие они?

4.Что делают наши немецкие друзья в школе.

5.Свободное время...Возможно все!

6.Поездка классом по Германии. Разве это не здорово?

7.В конце учебного года- веселый карнавал масок.

В свою очередь каждый раздел поделен на блоки. Это:

1.Лексический блок

2.Блок чтения

3.Грамматический блок

4.Блок говорения

5.Фонетический блок

6.Блок контроля и проверки знаний

7.Страноведческий блок

Вся информация, находящаяся внутри каждого блока, непосредственно связана с тематикой раздела. Таким образом, мы приходим к выводу, что в каждом разделе уделяется внимание развитию всех механизмов речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Проведенный нами анализ также показывает и то, что подобранные в данном учебнике упражнения способствуют развитию познавательной сферы личности. Проиллюстрируем данный вывод примерами.

Итак, в данном учебнике уделяется большое внимание развитию такого познавательного процесса как внимание, о чем свидетельствуют следующие формулировки заданий:

- Установите соответствие между именем героя и его изображением на картинке;

- Мы изучили что-то новое, не так ли? А кто теперь сможет перевести данные высказывания на русский язык?

- Кто был самым внимательным при чтении? Что вы думаете, когда начинается учебный год в школе у Эльки?

- О каких странах шла речь в данном тексте?

- Игра-пантомима с Щелкунчиком. Он показывает движения жестами, что он делал на летних каникулах. Дети должны угадать.

- Прослушайте несколько загадок и выберите правильные ответы

- Какие ответы верны? Пометьте их.

- Найдите в данном тексте предложения в форме перфект.

- Прочитайте и поставьте где нужно слова в родительном падеже.

- Кто самый внимательный и может обнаружить в тексте возвратные глаголы?

Следующий познавательный процесс, который был выделен нами при анализе - память. Следующие формулировки могут свидетельствовать о том, что данные упражнения направлены на развитие памяти школьника:

- Что мы уже знаем о фигурах, изображенных на картинках? Читаем и вставляем подходящее имя.

- Тиль - ведущий игры. Вы играете с ним и повторяете лексический материал. ( Тиль говорит вам слово на русском языке, вы должны перевести его на немецкий и, таким образом, продвинуться на 1 шаг по игровому полю вперед ).

- Каких букв не хватает при написании слов?

- Игра « Домино », чтобы проверить то, как ребята запомнили значение приставок у глаголов.

- Заучивание наизусть стихотворений ( в том числе стихотворения о поэтических глаголах, при изучении трех временных форм глагола ).

Особое место в структуре данного учебника занимают упражнения, направленные на развитие творческого мышления и воображения:

- проектная методика: изготовление коллажа на тему « Что с нами произошло за лето »;

- проектная методика: выставка рисунков « Мои летние каникулы »; Коллаж на тему « Летние каникулы », и « Начало учебного года в разных странах »;

- самим учащимся предлагается разыграть пантомиму;

- проектная методика: изготовление из картона часов для путешествия по временам года;

- сделайте поэтический перевод данного стихотворения;

- проиллюстрируйте прочитанную вами сказку;

- проектная методика: нарисуйте школу своей мечты;

- Вы художники! Пофантазируйте немного и нарисуйте сказку о гномах и то, как они помогают людям;

- разыграйте сцены;

- придумайте подходящий заголовок для данного стихотворения;

- игра в загадки. ( Отгадайте, что сказала бы мама дочке, опираясь на данные картинки );

- сочините интервью;

- не хотите ли вы сами попробовать сочинять рифмовки. Давайте попробуем!

- кто может предложить другой конец данного стихотворения и попытаться продолжить его в рифму;

- прокомментируйте данные картинки;

- проектная методика: нарисуйте веселые комиксы о распорядке дня; коллаж на тему « Мое хобби »;

- разыграйте сценку: у зайчишки Трика день рождения и другие зверушки поздравляют его с днем рождения и приносят подарки.

Надлежит упомянуть, что именно в данном возрасте  ( 8-11 ) ребята начинают логически мыслить и уже начинают применять такие логические операции как: обобщение, сравнение и т. д. Это, в свою очередь, также находит отражение и в учебнике за 6 класс И. Л. Бим, о чем свидетельствует наличие таких заданий как:

- к какой из картинок подходит каждый диалог? Соотнесите картинку и диалог.

- соотнесите содержание диалога с его названием;

- Всезнайка нарисовал нам, как начинается учебный год в разных странах. Только вот отсутствуют надписи. Сделайте подходящие надписи к каждому рисунку;

- сравните предложения из левой колонки с предложениями из правой. Есть ли различия?

- найдите эквиваленты к следующим предложениям из текста;

- скажите по - другому;

- прослушайте и скажите, какое слово выпадает из общего логического ряда;

- прочитайте текст. Какова логика комиссара? Продолжите предложения, следуя его логике;

- в каком предложении заключена основная мысль сказки?

Данный учебник хорошо ориентирован и на образное восприятие информации, что для учащихся 6 классов очень важно, т. к. в данном возрасте оформляются механизмы произвольной памяти, и образная информация способствует лучшему усвоению того или иного учебного материала. Наглядность учебника в первую очередь в том, что каждому блоку раздела соответствует свой персонаж, видя который учащиеся сразу понимают, чем они будут заниматься, например:

- « Тиль » - лексический материал, лексические игры;

- « Щелкунчик » - грамматический материал;

- « Сова » - различные памятки, полезные советы;

- « Ушастик » - фонематический материал.

В учебнике также имеют место применения различные схемы, картинки, ассоциограммы, что делает восприятие учебного материала легче, нагляднее.

Нельзя не сказать и о способах повышения мотивации к изучению немецкого языка в данном классе. Данная мотивация подкрепляется различными средствами на протяжении всего года обучения. Можно выделить следующее:

- При закреплении и повторении лексического материала за каждое выученное слово ученик получает монетку от Тиля.

- Кто хочет попробовать себя в роли переводчика и перевести данное стихотворение?

- Сможете ли вы разгрызть крепкие орешки грамматики и сказать, что же делал гном летом?

-   Как правильно написать данные предложения? Щелкунчик дарит орешек за каждое правильное предложение.

- Введение новых персонажей.

- Класс делится на 2 команды и каждая команда получает кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот получает медаль от Глотти.

- Различные игры на уроке  (игра-поиск, « Репортер », « Домино » и т. д. ).

Учитывая все вышеперечисленное мы приходим к выводу, что учебник для 6 класса И. Л. Бим дает учащимся возможность развивать познавательные процессы учащихся, поддерживать интерес к данному предмету на протяжении всего года обучения. Мы также можем отметить, что данный учебник соответствует возрастным особенностям учащихся данного возраста, их интересам.

1.3 Система упражнений, способствующих развитию личности школьника 6 класса общеобразовательной школы

Упражнения являются важным средством развития личности учеников, их познавательных процессов. Поэтому мы попытаемся предложить упражнения, которые будут направлены на развитие учащихся 6 классов общеобразовательной школы. Но следует отметить, что мы акцентировали свое внимание не столько на конкретных упражнениях, сколько на нестандартных формах работы на уроке: игры, пантомимы и т. д.

- Игра « Составь слова ». Эта игра направлена на тренировку воображения и развитие словарного запаса учащихся. Ее можно провести после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определенного текста.

Ученики должны, используя данные буквы, составить как можно больше слов, встречающихся в тексте сказки « Schneewittchen »                      (« Белоснежка » ).

K   S   C   H   T   P   M   U   G   T

I   C   O   E   R   J   I   E   E   A   U

W  E   D   L   O   N   N   Z   S   T

Количество слов, образованных учениками, служит показателем его словарного запаса.

- Игра « Укрась слово ».

Эта игра направлена на развитие образного мышления, воображения, ассоциативную память. Ее можно провести при введении, закреплении или контроле лексики.

Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Класс можно поделить на команды. Каждой команде дается имя существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенный промежуток времени. Например:

Das Kleid - schon, gut, neu, alt, klein, bunt, schmutzig, sauber usw.

Das Haus - modern, nett, alt, klein, hoch, niedrig usw.

Выигрывает та команда, которая подобрала наибольшее количество прилагательных.

- Игра « Ассоциация » направлена на развитие ассоциативного мышления.

Учитель называет какое-либо время года, например лето. Учащиеся должны назвать все действия ( реальные или воображаемые ), которые можно совершить в это время года: Der Sommer – baden, schwimmen, sich sonnen, reiten usw.

- Упражнение « Сочини историю по опорным словам », направлено на развитие воображения и фантазии.

Класс делится на команды и каждая из команд получает листок с опорными словами: Bruder, Aufsatz, Traumfreund, Nacht, Zimmer, Schulranze, Stundenplan, Ordnung, по которым составляется история. Последовательность опорных слов не имеет значения, главное, чтобы все приведенные слова были использованы.

Данное упражнение может быть проведено перед чтением какого-либо текста. Учащиеся составляют историю, а затем читают текст и проверяют, на сколько их история совпадает с содержанием оригинального текста.

- Упражнение « Что означает эта интонация? ». Данное упражнение направлено на развитие воображения и речевого слуха. Учащимся можно предложить короткий текст по очереди, но каждый учащийся должен читать его со своей интонацией, придавая тексту эмоциональную окраску « По-доброму », « Грустно », « Сердито » и т.д.

Работа с диалогом также может носить творческий характер. Например диалог:

Verkaufer: Guten Tag! Was wunschen Sie?

Nussknaker: Ich esse Apfel gern. Ich mochte ein Kilo Apfel. Was kostet das?

Verkaufer: 1 Euro 50.

Nussknaker: Gut. Ich gebe Ihnen zwei Euro.

Verkaufer: Hier ist der Rest: 50 Cent.

Nussknaker: Danke schon.

Verkaufer: Ich danke auch.

Можно представить в роли покупателей следующих персон:

- девочка лет 5-6.

- женщина около 40 лет

- мальчик

- бабушка

- военный и т. д.

Отмечено также, что у детей данного возраста особый интерес вызывают различные спектакли, сценки и.т. д. Данные виды работы могут активировать лексический материал. Участие в спектаклях приучает детей к четкой речи, правильно оформленной интонационно и фонетически.


Выводы

  1. Условия обучения учащихся 6 класса общеобразовательной школы являются оптимальными для развития личности школьников.

2. Учебник И. Л. Бим для 6 класса общеобразовательных учреждений соответствует возрастным особенностям школьников и содержит в себе большое количество упражнений, направленных на реализацию развивающей цели обучения.

3. Особое место в структуре учебника отводится проектной методике и повышению уровня мотивации к данному учебному предмету.

4. Использование, предложенных в данной курсовой работе упражнений, на уроке немецкого языка будет способствовать активации и развитию познавательных способностей школьников.


Список использованных источников

1.Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Пособие для преподавателей и студентов / Б. В. Беляев. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 1965. - 227с.

2.Бикеева, А. С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка / А. С. Бикеева. // ИЯШ. - 2005. - №6. -  с. 3-41

3. Бим, И. Л. Немецкий язык. Шаги 2 : учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / И. Л. Бим, Л. М. Санникова, Л. В. Садомова. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 352 с.

4. Бим, И. Л. Шаги 2 : Кн. для учителя к учеб. нем.яз. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2004. - 80 с.

5. Владыко, О.А. Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / О. А. Владыко // ИЯШ. - 2007. -  №4. - с. 60-63

6. Гальскова, Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова // ИЯШ. - 2004. - №1. - с. 3-8

7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений /  Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 336 с.

8. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Н. И. Гез , М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. - М. : Высш. школа, 1982. - 373 с.

9. Дитятьева, К. П. Школьный кукольный театр / К. П. Дитятьева // ИЯШ. - 2005. - №3. - с. 29-31

10. Загорский, А. П. О психологическом компоненте предмета                   « иностранный язык » в школе / А.П.Загорский // ИЯШ. - 1990. - №6. - с. 26-31

11. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. -  М. : Просвещение, 1991. - 222  с.

12. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. - Издательство Московского ун- та, 1986. - 176 с.

13.  Колкер, Я. М.. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. -  М. : Академия, 2004. -  264 с.

14. Лащикова, И. И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка / И. И. Лащикова  // ИЯШ. - 2003. - №6. - с. 48-51

15. Мильруд, Р. П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка / Р. П. Мильруд  // ИЯШ. - 1989. - №3. - с. 20-25

16. Мильруд, Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: дис. /  Р. П. Мильруд . - М., 1992. -  541 с.

17. Мильруд, Р. П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд  // ИЯШ. - 1990. - №3. - с. 8-13

18. Петухова, И. А. О развитии мышления на уроках иностранного языка / И. А. Петухова // ИЯШ. - 1987. - №1. - с. 29-33

19. Рапопорт, И. А. О развитии школьников в процессе обучения иностранному языку / И. А. Рапопорт, Е. П. Мущинская  // ИЯШ. - 1982. - №1. - с. 27-32



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в обучении иностранным языкам

Статья рассматривает аспекты ркгионального компонента, принципы выбора изучаемого материала и методов обучения при использовании регионального компонента на уроках иностранны языков....

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Гуманизация обучения иностранного языка, как процесс личностного развития учащихся, их социальных качеств

Данный материал раскрывает тему о гуманизации обучения иностранным языкам, как о процессе личнстного развития учащихся и их социальных качеств...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения немецкому языку.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение&r...

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...

Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся в процессе обучения немецкому языку

В данной статье акцентируется мысль о том, что проблема формирования лингвострановедческой компетенциив процессе обучения иностранным языкам становится очень актуальной.Термин “линговострановеде...