Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку
статья по немецкому языку на тему

Белякова Анна Викторовна

В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_upk.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКУ

Ускорение темпов развития общества неизменно ведёт к  глубинным изменениям в различных жизненных сферах, в том числе и в образовании. В современном обществе востребованы люди, обладающие  способностью к сотрудничеству и к самостоятельному принятию  ответственных решений в ситуации  выбора. Большее преимущество получает не «информированный энциклопедист» а  человек, готовый осваивать новые умения в процессе своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость смещения акцентов в современном образовании с механического накопления знаний к овладению способами практической  деятельности. По сути, при обучении школьников следует не только обеспечить усвоение определённого объема теоретических знаний, но и научить пользоваться рядом приёмов и умений, позволяющих осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Иными словами, главной целью образования становится формирование ключевых компетенций.

Наряду с  ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенциями, а также компетенцией личностного самосовершенствовании огромную роль при обучении иностранному языку играет учебно-познавательная компетенция, которая предполагает овладение общими учебно-познавательными умениями. Согласно А. В. Хуторскому, учебно-познавательная компетенция представляет из себя.  элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [2, с. 57]

В свою очередь формирование учебно-познавательной компетенции возможно лишь в процессе практической деятельности, в частности, при решении учебно-познавательных задач. В преподавании иностранных языков понятие «учебно-познавательная задача» часто заменяется термином «учебная речевая ситуация». Основанием для этого служит определение                           А. А. Леонтьевым ситуации как основы вербального общения. Зимняя И. А. рассматривает учебную ситуацию в качестве формы предъявления учащимся учебно-познавательной задачи. Применительно к процессу формирования учебно-познавательной компетентности учебно-познавательную задачу следует отнести к основному приему обучения [2, с. 59].

Комплекс учебно-познавательных задач по формированию учебно-познавательной компетентности мы рассматриваем как совокупность различных типов учебно-познавательных задач, которая обеспечивает формирование у учащихся учебно-познавательной компетентности.

Проблемой типологии учебно-познавательных задач занимались многие ученые, в том числе Е. И. Машбиц, Кулюткин Ю. Н. , Оданович М. В. , Пидкасистый B .C. и др. Обобщая различные взгляды, можно утверждать, что типология учебно-познавательных задач носит многомерный характер и рассматривается в соответствии с различными критериями классификации.

Однако созданные типологии учебно-познавательных задач не способствуют формированию учебно-познавательной компетентности, поэтому в данном исследовании была разработана отдельная система задач, непосредственно направленная на формирование учебно-познавательной компетентности. Основным критерием классификации учебно-познавательных задач явилось содержание обучения, т.е. компонентный состав учебно-познавательной компетентности.

Обратимся к классификации учебно-познавательных задач, предложенной С. И. Константиновой в её диссертационном исследовании. Считаем данную классификацию наиболее целесообразной, поскольку в разработанный комплекс входят следующие группы учебно-познавательных задач по формированию и развитию всех составляющих знаний и умений учебно-познавательной компетентности [1, с. 95]. В соответствии с данной классификацией предлагаем примерные задания, которые могут быть использованы учителем в ходе ранее указанного факультативного курса или в процессе урока:

1. Учебно-познавательные задачи на формирование знаний о способах осуществления учебно-познавательной деятельности

В рамках данных учебно-познавательных задач целесообразно предложить учащимся оптимальные советы по осуществлению учебно-познавательной деятельности. Например, для составления устного высказывания по опорному тексту рекомендуется  составить план и выписать ключевые слова из текста:

Macht den  Plan des Textes und schreibt die Schlusswörter.

Для снятия лексических трудностей во многих случаях следует обратить внимание учащихся на составляющие слова:

Versucht die Bedeutungen der Wörter ohne Wörterbuch zu verstehen. Beachtet dabei die Bestandteile der Wörter.

Das Kunstwerk, das Bauwerk, das Wasserwerk, das Stockwerk

 2. Учебно-познавательные задачи на формирование фактических знаний

Задания по данному аспекту носят конкретный характер. К примеру, в финале изучения темы  „Ein historisches Überblick“ учащимся может быт предложено подобное задание:

Seht die dargebotene Daten durch und beantwortet, wie sie mit der deutschen Geschichte verbunden sind: 1870,1933,1990.

3. Учебно-познавательные задачи на формирование фоновых знаний

Как правило, данные учебно-познавательные задачи связываются со смежными предметными областями:

An welche  berühmte Ort geht dort die Rede?

Ein König lebt in seinem Schloss, isst von goldrenen Tellern und schläft in goldenen Betten zumendens in einem Märchen ist das so. König Ludwig II., hat wirklich so gelebt. Viele Menchen möchten das sehen. Deshalb besuchen jedes Jahr über eine Million Menschen aus der ganzen Welt das ……….

4. Учебно-познавательные задачи на формирование управленческих умений

В процессе разработки заданий на решение этого типа учебно-познавательных задач требуется обратить особое внимание на развитие умений пользоваться рабочими записями, пользоваться стратегиями запоминания, готовить пересказ, грамотно использовать технические средства обучения, осуществлять проектную деятельность. В связи с этим целесообразно использовать нижеуказанные типы заданий:

A) Elzählt den Text nach, deine Notizen benutzend.

B) Bereitet  eine Erzählung  vor. Der Text und eure Notizen können dabei helfen.

C) Gruppiert diese Wörter den Themen nach. Welche Wörter passen darauf nicht?

Der Medikament, die Brotsorte,das Bio Produkt, die Artznei, der Geschmack,    das Geschäft, die Heilkunde, die Ernährung, der Naturkostenladen die Krankheit, der Supermarkt

D) Ordnet die Sätze der Reihe nach und benutzt bei der Nacherzählung.

Auch in Tankstellen kann man Lebensmittel kaufen.

Beim Discounter kann man  frisches Obst und Gemüse kaufen.

Bio-Produkte werden immer beliebter.

Immer mehr Leute haben wenig Zeit zum Kochen und kaufen fertige Gerichte aus der Tiefkühltruhe.

E) Schaut einen Fragment aus dem Film an und versucht einige Wörter und Wortwendungen dem Thema nach aufzuschreiben.

F) Lest den Text ausdrucksvoll und schrieb es auf. Vergleiche diese mit deinem Nachbarn.

G) Wählt einen Thema und macht eine Collage.

Über tägliches Brot.

Sind die Deutschen Bierweltmeister?

Lebensmittel: Was gibt es wo?

5. Учебно-познавательные задачи на формирование интеллектуальных умений

В данном случае учащимся может быть предложено прочитать два текста на немецком (текст А) и русском (текст B) языках и дополнить пропуски текста А на их взгляд подходящей информацией из текста B.

 А. Die Russische Föderation ist das größte Land der Welt. Ihr Territorium beträgt ungefähr ___Millionen km2, 1/7 der gesamten Erdfläche. Russland bedeckt das Territorium von Osteuropa bis Nord-Asien. ___ Meeren und 3 Ozeane – der Pazifik, der ___________ und der ___ ____Ozean – umspülen das Land. Im Süden grenzt Russland an China, Korea, Kasachstan, Georgien, Aserbaidschan und an die ________, im _____ – an Finnland, Weißrussland, Norwegen, Ukraine und im Norden an die Baltischen Länder. Das Land hat auch eine Meeresgrenze – an die ______.

В. Россия – государство в Восточной Европе и Северной Азии, занимающее первое место в мире по территории. Омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Чёрным, Азовским морями Атлантического океана и Каспийским морем. Россия граничит с 18 странами: с Финляндией, Норвегией, Белоруссией, Норвегией и Украиной на западе, с балтийскими странами на севере, с Казахстаном, Кореей, Грузией, Азербайджаном и Монголией на юге. Также имеется морская граница с США.

6. Учебно-познавательные задачи на формирование информационных учебно-познавательных умений.

Особый интерес со стороны учащихся может вызвать задание на организацию виртуальной экскурсии по федеральной земле, городу или достопримечательности, например:

Stellt dich vor, dass du eine Exursion im Schloss Neuschwanstein führen musst. Du  weisst schon etwas über dieses Sehenwürdigkeit. Findet weitere Information darüber und macht eine virtuelle Exursion für deine Freunde.

7. Учебно-познавательные задачи на формирование специальных учебно-познавательных умений.

В качестве примера задания на вышеуказанный тип учебно-познавательных задач можно привести ознакомление с различными вида словарей для изучающих иностранный язык:

Beim Lernen einer Fremdsprache brauchen wir genau verschiеdene Wörterbücher. Ordnet die Arten der Wörterbüchern mit Erklärungen zu. Welche aus diesen gebrauchst du selbst?

Periodenwörterbuch

hier findet man Wörter, die von einer bestimmten sozialen Gruppe verwendet werden

Etymologisches Wörterbuch

hierin findet man Wörter mit derselben oder einer ähnlichen Bedeutung

Soziolinguistisches Wörterbuch

findet man nur Wörter aus einer bestimmten Sprachphase, z.B. dem Mittelniederländischen

Для проверки эффективности разработанных упражнений был проведён педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы старшеклассников: экспериментальная и контрольная.

При проведении разведывательного эксперимента двум группам учащихся была предложена анкета для самооценки собственной учебно-познавательной деятельности. Предэкспериментальный срез позволил зафиксировать сравнительно низкий уровень владения составляющими учебно-познавательной  компетенции по предложенным критериям, а, следовательно, и учебно-познавательной компетенцией в целом.

Экспериментально-опытное обучение по формированию учебно-познавательной компетентности в старших классах осуществлялось на основе предложенного комплекса упражнений. Занятия проводились два раза в неделю в течение одного месяцев.

По окончании экспериментально-опытного обучения был проведен контрольный постэкспериментальный срез. Постэкспериментальный срез проходил в форме ролевой игры. Учащимся предлагалось организовать виртуальную экскурсию по какому-либо уголку Германии с применением полученных знаний по страноведению, сбору информации, применения на практике риторических приемов рассказа, показа, т.е. контролировался уровень сформированности учебно-познавательной компетенции в совокупности всех ее составляющих знаний и умений. Данные среза свидетельствуют о том, что испытуемыми достигнут значительный прогресс в решении поставленных целей.

Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что предлагаемая методика является эффективной.

 

Литература

1. Константинова, С. И. Формирование учебно-познавателььной компетентности у учащихся старшей профильной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.12 : защищена 04.02.06 : утв. 29.09.06 / Светлана Игоревна Константинова. – СПб, 2006. – 180 с.

2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В Хуторской // Народное образование. – 2003. – №5. – С. 55-61.

3. Lorig, Sven Was ist Was: Deutschland / Sven Lorig – Nürnberg: Tessloff Verlag, 2010, 324 S.

4. Specht, Franz Zwischendurch mal…Landeskunde / Franz Specht – München: Hueber, 2008, 278 S.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

«Проблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике»

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образов...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...

Формирование иноязычной социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку

Включение национально-культурного компонента в содержание обучения иностранному языку предполагает разработку новых, адекватных средств для его усвоения. В современной методике выделяют 3 типа лексиче...