Современные подходы к организации процесса обучения
статья по теме
В статье даётся характеристкиа подхода к обучению как к базисной категории методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_organizacii_processa_obucheniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»
Ковшик Н. В.
Статья
Современный подход к организации процесса обучения
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение:
- целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека;
- планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности.
И.П. Подласый же считает, что обучение – это сложный процесс, и дать полное и всестороннее определение ему очень трудно. Он дает такое определение: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» .
Подход к обучению - базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний. Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь тактической моделью процесса обучения.
Зимняя И.А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения».
Таким образом, современный подход к обучению – это тот, который отвечает требованиям современного общества.
Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро - (социальные) факторы и микро - (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.
Согласно законопроекту «Об Образовании в Российской Федерации» 2010 года, требования к содержанию современного обучения и образования следующие:
«1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать: высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества; формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки, системы представлений о картине мира; духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру; формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей; развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах».
Список использованной литературы
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006. – 287с.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
- Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. - 2008. - 487с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации развивающего обучения
Презентация к выступлению на методическом объединении в коррекционной школе....
Современные подходы к организации педагогического процесса
Материалы городской научно-практической конференции «Управление системой подготовкивыпускников ОУ НПО и СПО в условиях реализации ФГОС третьего поколения» СПб, 2012г....
Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе
В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.А если спросить родителей ученик...
"Современные подходы к организации образовательного процесса"
Материалы городской научно-практической конференции «Управление системой подготовкивыпускников ОУ НПО и СПО в условиях реализации ФГОС третьего поколения» СПб, 2012г....
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку
Выдающаяся роль среды в образовании человека еще со времен Платона осознается и осмысливается педагогами.Создание педагогической среды является важнейшей задачей учителей, воспитателей. Педагог должен...