статья на тему "Проблема обеспечения качества современного образования"
статья

Скляренко Елена Владимировна

В статье рассматривается сущность проблемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы обеспечения качества современного образования.

 

 Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. [статья 2 закона «Об образовании в РФ»]

Для того чтобы определить уровень и качество образование нужно решить как его оценивать, кого оценивать и критерии оценивания. Что влияет на качество образования в нашей стране. Для этого, безусловно, нужно несколько десятилетий, чтобы можно было составить сравнительный анализ,  повышается или понижается качество современно образования в нашей стране, какие участники образовательного процесса и как они влияют на повышения качества, а также какие еще факторы влияют. И конечно для начала исследования нужно решить является ли образовательный стандарт последнего поколения полностью соответствующим современным требованиям общества. Каким современным потребностям и интересам общества должно соответствовать образование.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что еще очень много вопросов осталась о самом понятие качества образования. И как следствие много вопросов о том, как измерять это качество.

Однако последнее десятилетие на уровне правительства развитых стран и мирового сообщества ученых качество образования рассматривается как один из ведущих факторов национальной безопасности. Это связано с проявившийся во второй половине XX века закономерностью: чем выше образовательный и культурный уровень народа, тем выше поднимается общество по пути цивилизованной экономики. Во многих странах этот вопрос занимает более значимое место, чем защита от внешнего врага.

В нашей стране этому вопросу отводится много внимание и средств. Созданы на разных уровнях организации для проведения мониторинга, которые в свою очередь разрабатывают способы исследования и делают анализ полученных результатов. К сожалению, наша страна одна из последних, кто обратил внимание на данную проблему и создал центры мониторинга, которые в свою очередь сотрудничают с детскими садами,  школами, средне- профессиональными учебными заведениями, с организациями дополнительного образования.  В Санкт-Петербурге центр заработал только в 2006 году.

И хотя их деятельность в связи с непродолжительной работой, еще не дает точных ответов на многие вопросы. Но уже из многочисленных проведенных исследований и проведенных после них анализов, можно сделать некоторые выводы.

Конкретные примеры:

1) Национальное исследование качества образования.  Проводиться на всей территории Российской Федерации, как в крупных городах, так и в отдаленных уголках. Цель: формирование единой образовательной среды в стране, оценка внедрения новых федеральных государственных стандартах в российские школы. Периодичность: ежегодно. Проблемы мониторинга: недостаточно целостный и сбалансированный механизм оценки качества обучения, отсутствие дееспособного механизма учета индивидуальных достижений школьников.

2) В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. Состоит из нескольких уровней.  

- ВПР ( 5-11 класс)

- ОГЭ (после 9 класса)

- ЕГЭ (после 11 класса)

Проблемы мониторинга: некорректно составленные вопросы, публикация текстов заданий до начала экзамена, тестовые задание не дают точного результата исследований.

Также наша страна участвует в международных исследованиях качества образования:

PIRLS- позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. Проводится раз в 4 года. Россия принимает участие с 2001 года. В 2016 году Россия заняла первое место из 50 стран принимавших участие.

TIMSS – позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Проводится один раз в 4 года. Россия принимает участие с 2003 года. В 2015 году Россия заняла 7 и 4 место среди учащихся 4 класса и 6 и 7 место среди учащихся 8-х классов (математика и естественные науки соответственно)

PISA – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в 3 года. Участвуют подростки старше 15 лет. Оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Проводится по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно научная грамотность и компьютерная грамотность. Россия участвует с 2000 года. В  2015 году Россия заняла 26-е место по читательской грамотности, 23-е по математической грамотности, 32-е место по естественнонаучной грамотности.

ICILS – позволяет сравнить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов, а также выявить различие в национальных системах образования. Исследование предполагается проводить периодически. К настоящему времени проведено один раз – в 2013 году. Россия заняла 13-ое  место.

Участие в международном мониторинге образование тоже имеет много проблем:

Несоответствие формулировок и вариантов заданий разрабатываемых для данных тестирований и для текущего контроля.

Наша  страна мало уделяет внимание результатам тестирования, особенно на тестирование PISA, неумение наших выпускников применять задания на практике.

Разные образовательные ресурсы в разных странах.

Подведя итоги, можно сказать, что по мимо кадровых проблем и проблем финансирования, которые есть в любой сфере нашей страны, есть еще проблемы, которые относятся именно к мониторингу качества образования:

Плохое оснащение школ, находящихся в глубинках. Темпы развития технологий стали соизмеримы с темпом развития передачи информации. Нужно изменять подходы к выбору содержания и методики обучения, используя достижения научно-технической революции.

Существует значительный разрыв между целями и результатами образовательной деятельности.

Недостаточная готовность работников образования к постановке педагогических диагностируемых целей.

Низкая подготовленность педагогических кадров.

Отсутствие в большинстве образовательных учреждений систем педагогического контроля, основанных на использовании современных диагностических средств.

Низкая заинтересованность, неактивная позиция большинства родителей и учащихся в получении качественного образования.

Отсутствует система работы с результатами.

Создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами.

Разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ ВПО.

Создание банка данных образовательных программ российских и зарубежных вузов, лицензированных в Российской Федерации и результатов их оценивания при аккредитации.

И многое другое …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрегиональном семинаре в г. Саратове" Здоровьесберегающий аспект повышения качества современного образования."

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Здоровый образ жизни ...

Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителя Воробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики» Цель: Выработка культуры движений и навыков координации, вос

Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителяВоробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики...

Статья в сборнике НПК "АТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям....

Обеспечение качества дополнительного образования в условиях Дома детского творчества

В современных условиях Дом детского творчества стремится найти новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности и достичь качественного дополнительного образования. Показате...

Использование ИКТ на уроках бурятского языка, как условие обеспечения качества современного образования

Использование ИКТ на уроках бурятского языка, как условие обеспечения качества современного образования...

Доклад "Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты"

Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (из опыта работы "Новосалмановская СОШ" Алькеевского района ...