Статья в сборнике НПК "АТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья на тему
Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atributivn-yanaliz.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.И. Исаева, Г.В. Зиновьева, М.С. Салтанова, О.А. Понаморева
АТРИБУТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество.
Атрибутивный анализ деятельности (В.В. Белич, Челябинск, 1991) имеет огромное значение применительно к сфере любой человеческой деятельности, в том числе педагогической.
Рассмотрим процесс управления как деятельность, направленную на организацию работы коллектива с целью проведения педсовета, конференции для этого воспользуемся схемой представления деятельности как совокупности её неотъемлемых свойств, т.е. того, без чего она не может существовать: СУБЪЕКТА (ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВ, ЦЕЛЬ, СПОСОБ), ПРЕДМЕТА, ПРОЦЕССА (МЕТОД, СРЕДСТВА), ПРОДУКТА (РЕЗЛЬТАТА).
Руководство качеством Административное управление качеством
рис.1. Схема атрибутивного анализа деятельности по В.В. Белич.
Важным, на наш взгляд, является включение в основные понятия в области качества таких терминов, как субъект и процесс, так как управляют процессами, а руководят людьми. Мы согласны с высказываниями М.З. Свиткина, К.М. Рахлина и В.Д. Мацута в статье «Стандартизованная терминология – залог успешных работ в области качества», к которой говорится, что « … в современных концепциях обеспечения качества главный акцент делается не столько на управлении качеством в его узком понимании, сколько на руководстве всей многообразной деятельностью по обеспечению качества». На основании этого мы дополнили схему В.В. Белич и объединили педагогическую деятельность и субъект как общее руководство качеством, а педагогическую деятельность и процесс – административное управление качеством.
Осознавая свои потребности, человек стремится к их удовлетворению, т.е. появляется мотив. Далее в сознании возникает цель, т.е. образ конечного результата. В свою очередь, цель предполагает выбор предмета (т.е. материала, сырья, это может быть и человек), метода (технологии и средств труда (производственного оборудования)). Следующим звеном является продукт т.е. результат. И если он соответствует первоначальной потребности, значит процесс деятельности спланирован в точном соответствии с целью.
Рассмотрим применение атрибутивного анализа в системе нашего сотрудничества, если возникла необходимость подготовить, к примеру, педсовет, научно-практическую конференцию. Цель здесь - создать условия для обобщения своего опыта по выбранной проблеме и его оформления в форме доклада, Предмет - коллективы педагогов, Метод - технолого-педагогическая методика подготовки текстов, качество труда работников, т.е. высокая степень опосредствованности, интеграции и дифференциации как единства противоположностей. Таким образом, если в результате подготовлено необходимое число (и даже с резервом) докладчиков и выступающих с текстами, раскрывающими тему конференции, значит, цель достигнута.
Рассмотрим теперь в этом ключе деятельность педагогов и методистов, данный анализ позволяет оценить созданные условия для удовлетворения потребностей работников. В этом случае мотивом будет повышение квалификационной категории, другое поощрение, в том числе, материальное единовременное. Цель - подготовка текста, обобщенный опыт работы и гарантия удачного выступления, Предмет - опыт работы, научно-методическая литература, компьютер или другая возможность оформления работы, Метод - технолого-педагогическая методика подготовки текстов, Средства - оборудование, Результат – выполнение качественно за короткий срок работы и получение материального вознаграждения. В данном случае цель работника совпадает с целью руководителя, соответствуют также и полученные результаты [1].
Таким образом, атрибутивный анализ педагогической деятельности позволяет учесть субъект и процесс как части целой системы образовательного учреждения и получить качественные результаты.
Качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундаментальная характеристика его целостности
[2, с.8].
Управление же представляет собой, с одной стороны, целенаправленное воздействие на объект с целью придания ему новой качественной определенности, с другой, - само управление есть функция качества.
Управление – это не только качественный вид деятельности, но, прежде всего – системная деятельность. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообуславливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системности вполне выявляют свои возможности все «слагаемые» процесса управления.
Субъект управления: участники процесса управления (педагогический коллектив), специфические органы управления. Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все его участники.
Средства и методы управления: человеческие качества, властные отношения, информационные ресурсы. Качество средств и методов управления определяется, прежде всего тем, насколько и как мотивируются человеческие качества. Человеческие качества – ведущий фактор процесса управления, властные же отношения имеют абсолютное значение лишь в критических и чрезвычайных ситуациях.
Объект управления: отношения между людьми, технологические процессы. Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Необходимо создать коллектив единомышленников, вместе работающих на одну цель. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение здесь имеют и проблемы управления технологическими процессами.
Цели управления: достижение нового качества организованности коллектива, достижение более высоких качественных и количественных показателей в работе[2, с.105-106].
Таким образом, использование атрибутивного анализа деятельности открывает широкие возможности в управлении педагогическим коллективом, учебно-воспитательным процессом, а, следовательно, и качеством образования.
Исходя из возможностей школы как динамической системы, вместе с инфраструктурой с помощью атрибутивного анализа проводятся постоянные корректировки, вносятся изменения. В результате совместной творческой деятельности педагогического и ученического коллективов были определены основные направления развития школы, созданные в форме «Концепции культурологической российской школы» (Г.В. Зиновьева, М.С. Солтанова, 2004), в основе которой лежат 15 принципов:
- принцип соборности;
- принцип национального дома;
- принцип событийности;
- принцип социального творчества;
- принцип миссионерской (добротворческой) деятельности;
- принцип софийности;
- принцип гуманистического просвещения;
- принцип междисциплинарной интеграции;
- принцип системности;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса;
- принцип природосообразности воспитания;
- принцип культуросообразности;
- принцип эффективности социального взаимодействия;
- принцип концентрации воспитания.
Формирование управляемого культурологического открытого пространства является одной из задач современного образования, его качества. Атрибутивный анализ педагогической деятельности неизбежно приводит к управлению качеством школьного образования. Анализируя мониторинг и диагностику педагогического коллектива нашей школы и, сравнивая их за последние годы, наблюдается позитивная тенденция (улучшились показатели): общая успеваемость, качественная успеваемость, средний показатель качества знаний по предметам, рейтинг успеваемости учащихся. Следует отметить, что истекший учебный год закончен без второгодников (9 человек в 2001-02 учебном году и 4 - в 2002-203). Кроме этого снижаются пропуски занятий по болезни и без уважительных причин, увеличивается занятость учащихся во внеурочной и внеклассной работе, становится больше учащихся, имеющих поручения. В течение пяти последних лет школа вышла в число лучших школ района. Все это – результат (продукт) сложившейся системы административного управления качеством обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса совместно с ученическим самоуправлением.
Традиционно на начало учебного года проводится стартовый (входной) контроль по всем предметам в форме тестирования, контрольных работ, собеседования по темам являющимся опорой для дальнейшего изучения материала того или иного курса учебного предмета. Выявляя уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель может прогнозировать, как пойдет работа по изучению отдельных тем курса, и при тщательном анализе результатов контроля определять пути устранения пробелов в знаниях детей, организовать повторение, индивидуальную, групповую работу, работу класса, и с этой целью откорректировать тематическое планирование в рамках программного материала. Входной контроль показывает, что, как правило, у большинства учащихся (особенно младших классов) за летние каникулы значительно ослабевают навыки чтения, поэтому учителя начальных классов планируют работу так, чтобы восстановить у детей навыки осознанного беглого чтения. Для этого используют разные приемы и методы: привитие интереса к книге, экскурсии в библиотеку, коллективное чтение и обсуждение произведения, вводят пятиминутное чтение на каждом уроке и т.д. Такая работа позволяет в течение двух- трех недель достигать результатов, показанных детьми по окончании учебного года и улучшать их далее. Учителя же литературы в среднем и старшем звене вынуждены с этой целью задавать летние домашние задания предусматривающее прочтение определенного списка художественной литературы, ведение читательских дневников, что ставит учащихся в позицию ответственности.
Рубежный контроль (промежуточный) проводится в течение учебного года: по окончании изучения основных тем курса, четвертей, полугодия. Тематический контроль позволяет выявить учащихся, которые слабо усвоили отдельные моменты данной темы или всю тему целиком и определить пути устранения пробелов в знаниях учащихся, во избежание дальнейшей неуспеваемости ребенка или его педагогической запущенности. Ту же цель преследует срезовый контроль (более узкий) и четвертной контроль (более расширенный: несколько тем, изученных в течение четверти или полугодия).
Итоговый контроль проводится в конце года в виде итоговой аттестации выпускников начальной, основной и средней школы и годовых итоговых контрольных работ в переводных классах (хотя если брать в масштабах школы, то для этих классов он будет являться промежуточным, отсюда вытекаю его цели). Цель контроля в выпускных классах: определить знания, умения, навыки, которыми обладают учащиеся на выходе. Подробный анализ результатов позволяет определить причины успехов и недостатков, которые кроются в работе, как учителя, так и учащегося. Для учителя это важно при обучении других детей, для выпускников - в обучении на другой ступени.
Таким образом, правильно организованная педагогическая деятельность (руководство качеством), ведет к улучшению учебно-воспитательного процесса (административное управление качеством).
Литература:
1. Психодидактика высшего и среднего образования. Тезисы четвертой Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, 25-28 марта 2002 г. – Барнаул: Изд-во БГПУ. В 2-х ч. Ч. 2., 2002 г.- 199 с. – С. 163-164.
2. Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов Философия качества / Пред. Б.В. Бойцова. - М.: «Вузовская книга», 2004. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования
Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования...
Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителя Воробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики» Цель: Выработка культуры движений и навыков координации, вос
Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителяВоробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики...
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях»
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»...
Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва
Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...
Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования
Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...
Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования
Философия образования рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...
статья на тему "Проблема обеспечения качества современного образования"
В статье рассматривается сущность проблемы....