Доклад "Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты"
статья

Махмутов Альберт Фирдинатович

Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (из опыта работы "Новосалмановская СОШ" Алькеевского района РТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД                                                                                                                                                                         на пленарном заседании августовской педагогической конференции                                               «Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты»                                                                          

 Уважаемый президиум, коллеги, гости сегодняшней конференции!

Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года. Пожелать, что бы сегодняшняя светлая праздничная атмосфера  наполнила весь предстоящий учебный год и сделала его легким, добрым, успешным и приятным во всех отношениях. Желаю вам много новой, увлекательной и интересной работы, много новых открытий, талантов, побед и достижений, массу положительных эмоций и признательности за ваш труд.

Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат .

Ю.А. Конаржевский

«Меняется мир непрерывно, неспешно.

Меняется всё – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

кто сам вместе с миром меняться готов»

Тема моего выступления: «Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты»                                                                          

Введение обновленных ФГОС и ФООП направлено, прежде всего, на создание в Российской Федерации единого образовательного пространства и реализацию Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ», в котором поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования»

Федеральные образовательные стандарты унифицируют подготовку обучающихся на всей территории РФ, поскольку содержат единые требования к содержанию и структуре учебных программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Современное общество сегодня проявляет большой интерес к проблеме качества образования. Все субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, администрация) заинтересованы в обеспечении качества образования.

Так что же такое "Хорошее качество образования»? Оказывается, для обучающихся это одно, для родителей – другое, для педагогов – третье. В высказываниях школьников чаще звучат ближайшие жизненные задачи – глубокие прочные знания по предмету и успешное прохождение государственной итоговой аттестации; в высказываниях родителей – хорошо оснащенная школа, профессионализм педагогов, успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей; в высказываниях учителей – индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя и мудрое руководство школы.

Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к обновлению, внесению корректив, обеспечивающих развитие и в то же время удовлетворила потребности всех участников образовательного процесса? Эта задача довольно сложна.  

У каждой школы свои особенности, свое направление работы, свои возможности и разные условия. Но повышение качества образования является важной задачей каждой образовательной организации.

Осуществляя руководство малокомплектной сельской школой (на настоящий день в школе обучается 24 ребенка) приходится выстраивать определенную траекторию развития для реализации обновленных ФГОС  и повышения качества образования.

Рассмотрим этот вопрос с пяти позиций: 1.качество условий,  2.потенциал педагогического состава, 3.качества образовательного процесса и образовательных программ, 4.качества результатов и 5.качества управления школой.

1.Материально-технические условия

Получение качественного образования просто невозможно без хороших условий. Школа типовой постройки, имеет оснащенные спортзал и актовый зал. В каждом кабинете установлены мультимедийные проекторы, принтеры. В прошлом учебном году каждый учитель получил очередной ноутбук. Ежегодно обновляются учебники учащихся. В этом году поступили книги для 1,2,5 и 6 классов. За последние годы наша школа неоднократна признавалась победителем в номинации «За лучшую подготовку к учебному году». В школе созданы хорошие условия для качественного ведения образовательного процесса.

2. Педагогический состав

Ключевой фигурой, создающей условия для системных изменений, способствующих формированию личности ученика, остаётся педагог, а результаты школьного образования напрямую зависят от его профессиональной компетентности и качества подготовки. Квалифицированный педагогический персонал – один из важнейших факторов, влияющих на повышение качества знаний учащихся. В нашей школе работают 14 учителей.  6 учителя (43%) - имеют высшую категорию, 7 учителей (50%) - первую квалификационную категорию,1 учителя (7%) –соответствие занимаемой должности. Уровень квалификации педагогов достаточно высок. Есть учителя с потенциальными возможности  для прохождения аттестации, в целях установления квалификационной категории «Педагог наставник» и «Педагог методист».

Укомплектованность педагогическими кадрами на уровне 100% сохраняется на протяжении многих лет. В своей работе учителя используют новые педагогические технологии. Возросла активность учителей в проведении открытых мероприятий в профессиональных конкурсах. 100% учителей прошли обучение по обновленным ФГОС и ФООП.

3.Качества образовательного процесса и образовательных программ.

Большой поддержкой для руководителей и педагогических работников в организации системной работы по введения ФООП и обновленных стандартов является ресурс "Единое содержание общего образования". Где  находится конструктор учебных планов, программ по учебным предметам, имеются вкладки «Разговоры о важном», «Виртуальные лабораторные работы», «Методические семинары» и многое другое.

Для включения школы в единое цифровое образовательное пространство учителя и учащиеся школы активно пользовались сайтом educont.ru (каталог цифрового образовательного контента). Особой популярность пользовались онлайн сервисы «Учи.ру», «ЯКласс», «МЭО – мобильное электронное образование», «Открытая школа», «Просвещение». Использование верифицированных цифровых образовательных ресурсов одно из значимых и обязательных условий реализации обновленных ФГОС.

Учащие, ведущие подготовку к ЕГЭ, активно пользуются онлайн школами «Умскул», «Фоксфорд», «99 баллов». Более того, ряд выпускников сегодня продолжают работу на данных платформах, осуществляя подготовку учащихся.

Активное внедрение интернет технологий требует от нас и особого отношения к безопасности детей в сети интернет. В этом направление школой ведется целенаправленная работа. Учащиеся школы Кузнецов Виталий и Кузнецова Ангелина из 7 и 8 класса заняли 1 места в республиканском конкурсе «Галактика информационной безопасности», в номинациях: - презентация ,  и художественная публикация. Работа самого руководителя - учителя информатики Сагировой Ляйсан Фоатовны, в номинации: классный час, на тему «Интернет безопасность» заняла 2 место. 

Мы активно работаем над совершенствованием педагогического мастерства учителей, за 3 года учителя участвовали в 7 профессиональных конкурсах. В 2022 году  учительница английского языка Задаева Рузиля Ахтамовна стала победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года».

Значимым направлением работы является разработка личных методических материалов.

Разработки уроков наших учителей признаются лучшими в республике.

1. Разработка урока «Я – гражданин! Мои права и обязанности»  учителя истории  и обществознания Яшина Валерия Александровича была признана лучшей в республиканском конкурсе «Парламентский урок -2022»

2. Разработка урока учителя информатики Сагировой Ляйсан Фоатовны  в 7 класс на тему «Основные приемы ввода и редактирования документов» победил в конкурсе «Лучший урок по ФГОС» и была опубликован в январском выпуске журнала «Магариф» в декабре 2022 года.

Учителя активно делятся своим опытом работы участвуя в научно-методических конференциях и семинарах. За прошлый учебный год выступили на следующих из них:

  1. «Цифровая дидактика от инсайтов до реальных технологий»
  2. «Единое образовательное пространство в условиях муниципалитета»
  3. «Система оценки образовательных результатов для заместителей руководителей по учебно-методической работе» и многих других.

Опыт работы школы, по повышению цифровой грамотности учащихся и учителей, был представлен на заседании Экспертного совета при Комитете Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Где получил положительную оценку.

        Одним из важных и ярких событий школьной жизни, в прошлом учебном году, стал семинар проведенной нашей школой на  тему «Система оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС». Был представлен опыт работы по проведению  бинарных уроков (английский язык – ОБЖ, Математика – обществознание – информатика)  Это нестандартный вид проведения урока, который позволяет наиболее полно раскрыть межпредметные связи и развить метапредметные универсальные учебные действия. Также были показаны урок «Сочинение- репортаж» по развитию читательской грамотности, внеурочное занятия на актуальную тему «В мире профессий» и межпредметный проект «Живой родник души народной».

В современных условиях важным аспектом введения ФООП – является реализация федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы, направленных на развитие личности обучающихся, сохранение и укрепление традиционных российских духовно - нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма, гражданственности, коллективизма, взаимоуважения, гуманизма, милосердия, справедливости, любви к Родине. Немаловажной задачей является и создание единой системы военно-патриотического воспитания и организации работы по профориентации обучающихся.

Особенностью прошедшего учебного года, в воспитательной работе, стало участие наших ребят в акциях «Письмо солдату», «Ярдэм янэшэ, Помощь рядам!», «Доброе дело - школьникам Донбасса», изготовление окопных свеч. Организация встреч с односельчанами участниками СВО.

Не смотря на то, что школа является малокомплектной, в школе функционирую множество отрядов и детских объединений. Таких как;

ЮИД – отряд юных инспекторов движения,

Отряд юнармии имени Володи Дубинина,

Зеленый дозор – экологический отряд,

Волонтерский отряд по оказанию помощи пожилым,

          ДЮП – добровольная пожарная дружина.

Успешно работает школьный театр «Дуслык»  и спортивный клуб «Атлант».

  1. Качество результатов

Выпускники школы ежегодно показывают прочные знания на итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. За последние три года результаты единого экзамена по предметам математика, русский язык, физика и химия стабильно выше республиканских.  На слайде они отмечены зеленым цветом.

Предмет

2021год

2022год

2023год

1

Русский язык

74,5

72,5

73,7

2

Математика - базовая

4 (оценка)

4 (оценка)

3

Математика -профильная

56

74

68

4

Обществознание

84

5.

Биология

89

53

6

Физика

58

7.

Химия

91

8.

Информатика

60

9.

Литература

52

Результаты ОГЭ за последние 3 года по всем предметам выше республиканских. Средние оценки от 4 до 5.

Предмет

2021год

2022год

2023год

1

 Русский язык

4

4,5

4,3

2

Математика

4

4

4,2

3

Биология

4,5

4,5

4

География

5

5

5.

Информатикак

4,5

 Из 7 выпускников, за последние три года, двое получили медаль «За особые успехи в учении». Подтверждая результаты на ЕГЭ,  по всем предметам, набирали не менее 70 баллов.

86 % выпускников  поступили в высшие учебные заведения  (Казанский федеральный университет, также медицинский, энергетический  и архитектурно – строительный университеты города Казани). Обучаются на бюджетной основе.

Среди значимых результатов в творческой, деятельности учащихся, нужно отметить:

- Победа в телевизионной передаче «Тамчы шоу».

- Диплом 2 степени на республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н. Толстого

- Победу в республиканском конкурсе «Тукай мэхэбэт иле»

- 2 место в республиканском конкуре «Марш парков -2022»

-Победа в республиканском конкурсе проектов посвященных Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» 

  1. Качество управление школой. (Работа управленческой команды)

Это одним из самых важных условий повышения качества образования.

Управленческая команда должна:

- стремится быть лидером во всем;

- постоянно самосовершенствоватся;

-быть увлеченной своим делом;

- быть уверенной в собственных силах и иметь позитивный настрой.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.

Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....

Контроль качества знаний учащихся начальной школы в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта

Презентация может быть полезна учителям, преподающим иностранный язык в начальнй школе....

Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...