Доклад "Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты"
статья
Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (из опыта работы "Новосалмановская СОШ" Алькеевского района РТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД на пленарном заседании августовской педагогической конференции «Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты»
Уважаемый президиум, коллеги, гости сегодняшней конференции!
Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года. Пожелать, что бы сегодняшняя светлая праздничная атмосфера наполнила весь предстоящий учебный год и сделала его легким, добрым, успешным и приятным во всех отношениях. Желаю вам много новой, увлекательной и интересной работы, много новых открытий, талантов, побед и достижений, массу положительных эмоций и признательности за ваш труд.
Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат .
Ю.А. Конаржевский
«Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
кто сам вместе с миром меняться готов»
Тема моего выступления: «Обеспечение качества общего образования в контексте перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты»
Введение обновленных ФГОС и ФООП направлено, прежде всего, на создание в Российской Федерации единого образовательного пространства и реализацию Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ», в котором поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования»
Федеральные образовательные стандарты унифицируют подготовку обучающихся на всей территории РФ, поскольку содержат единые требования к содержанию и структуре учебных программ, условиям их реализации и результатам освоения.
Современное общество сегодня проявляет большой интерес к проблеме качества образования. Все субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, администрация) заинтересованы в обеспечении качества образования.
Так что же такое "Хорошее качество образования»? Оказывается, для обучающихся это одно, для родителей – другое, для педагогов – третье. В высказываниях школьников чаще звучат ближайшие жизненные задачи – глубокие прочные знания по предмету и успешное прохождение государственной итоговой аттестации; в высказываниях родителей – хорошо оснащенная школа, профессионализм педагогов, успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей; в высказываниях учителей – индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя и мудрое руководство школы.
Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к обновлению, внесению корректив, обеспечивающих развитие и в то же время удовлетворила потребности всех участников образовательного процесса? Эта задача довольно сложна.
У каждой школы свои особенности, свое направление работы, свои возможности и разные условия. Но повышение качества образования является важной задачей каждой образовательной организации.
Осуществляя руководство малокомплектной сельской школой (на настоящий день в школе обучается 24 ребенка) приходится выстраивать определенную траекторию развития для реализации обновленных ФГОС и повышения качества образования.
Рассмотрим этот вопрос с пяти позиций: 1.качество условий, 2.потенциал педагогического состава, 3.качества образовательного процесса и образовательных программ, 4.качества результатов и 5.качества управления школой.
1.Материально-технические условия
Получение качественного образования просто невозможно без хороших условий. Школа типовой постройки, имеет оснащенные спортзал и актовый зал. В каждом кабинете установлены мультимедийные проекторы, принтеры. В прошлом учебном году каждый учитель получил очередной ноутбук. Ежегодно обновляются учебники учащихся. В этом году поступили книги для 1,2,5 и 6 классов. За последние годы наша школа неоднократна признавалась победителем в номинации «За лучшую подготовку к учебному году». В школе созданы хорошие условия для качественного ведения образовательного процесса.
2. Педагогический состав
Ключевой фигурой, создающей условия для системных изменений, способствующих формированию личности ученика, остаётся педагог, а результаты школьного образования напрямую зависят от его профессиональной компетентности и качества подготовки. Квалифицированный педагогический персонал – один из важнейших факторов, влияющих на повышение качества знаний учащихся. В нашей школе работают 14 учителей. 6 учителя (43%) - имеют высшую категорию, 7 учителей (50%) - первую квалификационную категорию,1 учителя (7%) –соответствие занимаемой должности. Уровень квалификации педагогов достаточно высок. Есть учителя с потенциальными возможности для прохождения аттестации, в целях установления квалификационной категории «Педагог наставник» и «Педагог методист».
Укомплектованность педагогическими кадрами на уровне 100% сохраняется на протяжении многих лет. В своей работе учителя используют новые педагогические технологии. Возросла активность учителей в проведении открытых мероприятий в профессиональных конкурсах. 100% учителей прошли обучение по обновленным ФГОС и ФООП.
3.Качества образовательного процесса и образовательных программ.
Большой поддержкой для руководителей и педагогических работников в организации системной работы по введения ФООП и обновленных стандартов является ресурс "Единое содержание общего образования". Где находится конструктор учебных планов, программ по учебным предметам, имеются вкладки «Разговоры о важном», «Виртуальные лабораторные работы», «Методические семинары» и многое другое.
Для включения школы в единое цифровое образовательное пространство учителя и учащиеся школы активно пользовались сайтом educont.ru (каталог цифрового образовательного контента). Особой популярность пользовались онлайн сервисы «Учи.ру», «ЯКласс», «МЭО – мобильное электронное образование», «Открытая школа», «Просвещение». Использование верифицированных цифровых образовательных ресурсов одно из значимых и обязательных условий реализации обновленных ФГОС.
Учащие, ведущие подготовку к ЕГЭ, активно пользуются онлайн школами «Умскул», «Фоксфорд», «99 баллов». Более того, ряд выпускников сегодня продолжают работу на данных платформах, осуществляя подготовку учащихся.
Активное внедрение интернет технологий требует от нас и особого отношения к безопасности детей в сети интернет. В этом направление школой ведется целенаправленная работа. Учащиеся школы Кузнецов Виталий и Кузнецова Ангелина из 7 и 8 класса заняли 1 места в республиканском конкурсе «Галактика информационной безопасности», в номинациях: - презентация , и художественная публикация. Работа самого руководителя - учителя информатики Сагировой Ляйсан Фоатовны, в номинации: классный час, на тему «Интернет безопасность» заняла 2 место.
Мы активно работаем над совершенствованием педагогического мастерства учителей, за 3 года учителя участвовали в 7 профессиональных конкурсах. В 2022 году учительница английского языка Задаева Рузиля Ахтамовна стала победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года».
Значимым направлением работы является разработка личных методических материалов.
Разработки уроков наших учителей признаются лучшими в республике.
1. Разработка урока «Я – гражданин! Мои права и обязанности» учителя истории и обществознания Яшина Валерия Александровича была признана лучшей в республиканском конкурсе «Парламентский урок -2022»
2. Разработка урока учителя информатики Сагировой Ляйсан Фоатовны в 7 класс на тему «Основные приемы ввода и редактирования документов» победил в конкурсе «Лучший урок по ФГОС» и была опубликован в январском выпуске журнала «Магариф» в декабре 2022 года.
Учителя активно делятся своим опытом работы участвуя в научно-методических конференциях и семинарах. За прошлый учебный год выступили на следующих из них:
- «Цифровая дидактика от инсайтов до реальных технологий»
- «Единое образовательное пространство в условиях муниципалитета»
- «Система оценки образовательных результатов для заместителей руководителей по учебно-методической работе» и многих других.
Опыт работы школы, по повышению цифровой грамотности учащихся и учителей, был представлен на заседании Экспертного совета при Комитете Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Где получил положительную оценку.
Одним из важных и ярких событий школьной жизни, в прошлом учебном году, стал семинар проведенной нашей школой на тему «Система оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС». Был представлен опыт работы по проведению бинарных уроков (английский язык – ОБЖ, Математика – обществознание – информатика) Это нестандартный вид проведения урока, который позволяет наиболее полно раскрыть межпредметные связи и развить метапредметные универсальные учебные действия. Также были показаны урок «Сочинение- репортаж» по развитию читательской грамотности, внеурочное занятия на актуальную тему «В мире профессий» и межпредметный проект «Живой родник души народной».
В современных условиях важным аспектом введения ФООП – является реализация федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы, направленных на развитие личности обучающихся, сохранение и укрепление традиционных российских духовно - нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма, гражданственности, коллективизма, взаимоуважения, гуманизма, милосердия, справедливости, любви к Родине. Немаловажной задачей является и создание единой системы военно-патриотического воспитания и организации работы по профориентации обучающихся.
Особенностью прошедшего учебного года, в воспитательной работе, стало участие наших ребят в акциях «Письмо солдату», «Ярдэм янэшэ, Помощь рядам!», «Доброе дело - школьникам Донбасса», изготовление окопных свеч. Организация встреч с односельчанами участниками СВО.
Не смотря на то, что школа является малокомплектной, в школе функционирую множество отрядов и детских объединений. Таких как;
ЮИД – отряд юных инспекторов движения,
Отряд юнармии имени Володи Дубинина,
Зеленый дозор – экологический отряд,
Волонтерский отряд по оказанию помощи пожилым,
ДЮП – добровольная пожарная дружина.
Успешно работает школьный театр «Дуслык» и спортивный клуб «Атлант».
- Качество результатов
Выпускники школы ежегодно показывают прочные знания на итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. За последние три года результаты единого экзамена по предметам математика, русский язык, физика и химия стабильно выше республиканских. На слайде они отмечены зеленым цветом.
№ | Предмет | 2021год | 2022год | 2023год |
1 | Русский язык | 74,5 | 72,5 | 73,7 |
2 | Математика - базовая | 4 (оценка) | 4 (оценка) | |
3 | Математика -профильная | 56 | 74 | 68 |
4 | Обществознание | 84 | ||
5. | Биология | 89 | 53 | |
6 | Физика | 58 | ||
7. | Химия | 91 | ||
8. | Информатика | 60 | ||
9. | Литература | 52 |
Результаты ОГЭ за последние 3 года по всем предметам выше республиканских. Средние оценки от 4 до 5.
№ | Предмет | 2021год | 2022год | 2023год |
1 | Русский язык | 4 | 4,5 | 4,3 |
2 | Математика | 4 | 4 | 4,2 |
3 | Биология | 4,5 | 4,5 | |
4 | География | 5 | 5 | |
5. | Информатикак | 4,5 |
Из 7 выпускников, за последние три года, двое получили медаль «За особые успехи в учении». Подтверждая результаты на ЕГЭ, по всем предметам, набирали не менее 70 баллов.
86 % выпускников поступили в высшие учебные заведения (Казанский федеральный университет, также медицинский, энергетический и архитектурно – строительный университеты города Казани). Обучаются на бюджетной основе.
Среди значимых результатов в творческой, деятельности учащихся, нужно отметить:
- Победа в телевизионной передаче «Тамчы шоу».
- Диплом 2 степени на республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н. Толстого
- Победу в республиканском конкурсе «Тукай мэхэбэт иле»
- 2 место в республиканском конкуре «Марш парков -2022»
-Победа в республиканском конкурсе проектов посвященных Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне»
- Качество управление школой. (Работа управленческой команды)
Это одним из самых важных условий повышения качества образования.
Управленческая команда должна:
- стремится быть лидером во всем;
- постоянно самосовершенствоватся;
-быть увлеченной своим делом;
- быть уверенной в собственных силах и иметь позитивный настрой.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»на тему: «ИКТ в деятельности современного учите
Введение Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к кот...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье идет речь о роли учителя химии в период прехода на ФГОСОО....
Контроль качества знаний учащихся начальной школы в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта
Презентация может быть полезна учителям, преподающим иностранный язык в начальнй школе....
Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...
Проектирование урока руcского языка в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Методическая разработка.
Мастер-класс представляет особенности разработки урока русского языка в свете требований ФГОС....