Статья "Педагогические условия обеспечения качества подготовки и проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Левченко Елена Александровна

Из  опыта  работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Левченко Е.А.

                                                              Обобщение  опыта.  2016 – 2017 уч.г.

Педагогические  условия  обеспечения  качества  подготовки  и  проведения  ГИА  в  форме  ОГЭ  и  ГВЭ  по  русскому  языку.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

  • настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.  Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку   недостаточно  грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.  

      Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

 Приступая к процессу подготовки школьников к  ОГЭ по русскому языку, учитель прогнозирует  результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика.  Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, мотивация, ценностные ориентации, способность к самообразованию и т. д. У  каждого  учителя  вырабатывается  своя  система  работы  по  подготовке  учащихся  к  ОГЭ.

      В систему моей работы по подготовке учащихся  9-б  класса  к ОГЭ  и   ГВЭ   по  русскому  языку  входят:

  1. Организация  информационной работы с родителями учащихся по подготовке к ОГЭ  и ГВЭ.

        Важное  условие  обеспечения  качества  подготовки  и  проведения  ОГЭ -  тесная связь с родителями.  Поэтому  все  родители  9-б  класса,  как  и  учащиеся,    были  ознакомлены  со  структурой  и содержанием контрольно-измерительных материалов,  процедурой   проведения экзамена,  критериями оценивания,  ходом   подготовки  к  ОГЭ  и  уровнем  готовности  каждого  девятиклассника.

В рамках информационной работы  в кабинете  1.13  оформлен стенд, отражающий  общую  информацию, связанную  с  ОГЭ  по русскому языку    ( инструкции  по  выполнению  работы,  рекомендации для выпускников,  список  литературы  и  адреса  сайтов).  В  отдельной  папке  в  кабинете  содержатся  КИМы-2016.  

 Родители   учащихся  7  вида    были  ознакомлены  с  особенностями  проведения  ГВЭ  и  получили  письменные  методические  рекомендации.  

  1. Создание методической базы.

Приобретаем  силами родителей  учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.  Учебные пособия   структурированы        в   соответствии   со   спецификацией   2016   г.  и снабжены  ответами.

Все  учащиеся  класса  приобрели  учебно-методическое  пособие  под  редакцией  Н.А.Сениной  «Русский  язык.  9-й  класс.  Подготовка  к  ОГЭ-2016».  Некоторые учащиеся занимаются  дополнительно  и  по  другому  пособию  этого  автора:  «Русский  язык.  ОГЭ-2016.  Тематический  тренинг».   Для  подготовки  к  выполнению  3  части  экзамена  используем  на  уроках  и  консультациях  материалы  книги  Г.Т. Егораевой  «Русский  язык.  Задание  15.3. 200  образцов  сочинений  на  отлично».   Пособия  позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный  подход.

 

  1.  ИКТ  в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы), которые  эффективно   помогают  ученикам  в  подготовке  как  к  урокам,  так и к экзамену.    Многие  материалы  для  составления  тестов    беру   из  открытой  базы  данных  ФИПИ.

    Поскольку  в  кабинете  1.13  отсутствует  Интернет,  я  подключаю  собственный   USB-модем  для  выхода  в  Интернет  на  уроках  и  консультациях.

Учащимся и их родителям рекомендую  прежде всего официальные сайты ГИА-9,  ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ»  и  многие  другие.

  В  работе  использую  презентации,  интерактивные  тесты,  интерактивные  таблицы.

  1. Работа   с   текстом  

Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе,   программой  предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно  научить учащихся приемам компрессии (сжатия).

 На  уроках  и  консультациях  практикую  прослушивание  учащимися  текстов  изложений  из  открытого  банка  данных  ФИПИ.  Ребята    пересказывают  тексты  устно,  разбивают  их  на  абзацы,  выделяют  важную  информацию. Для работы  над  ошибками  письменного  изложения  раздаю  ученикам  напечатанные  исходные  тексты,  в  которых  они  зачеркивают  второстепенную  информацию  и  оставляют  важную.  Сообща  на  этих  же  листах  создаем  идеальный  вариант сжатого  изложения,  разбираем  пунктуационные  и  орфографические  ошибки.  

В  пособии  под  редакцией  Н.А.Сениной   подробно  описаны  этапы  работы  над  сжатым  изложением,  даны  образцы  изложений,  показаны  способы  проверки.  Поэтому  все  эти  материалы  изучаются  и  на  уроках,  и  на  консультациях,  и  самостоятельно  дома.    

Ученики  получили  печатные  шаблоны  для  написания  изложений (для  сильных  и  слабых).  

Учащиеся,  сдающие  ГВЭ,  пишут  изложения  по  печатным  текстам,    т.к.  на  уроке  прослушанное  изложение  они  не  могут  передать  письменно.

  1. Создание банка тестовых заданий. 

Использую тестовые технологии  на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации,  обобщения  и  проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

При  работе  с  тестами  по  книге  Н.А.Сениной  в  целях  экономии  времени  тесты  решаем  в  самой  книге (чертим  схемы,  выделяем  обособленные  члены  и  т.д).  Поскольку  пособие  содержит  ответы  на  тестовые  задания,  мы  разбираем,  почему  другие  ответы  ошибочные.

   

  1. Собственное высказывание на заданную тему.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Виды  сочинений  на  экзамене:

Задание 15.1 – сочинение-рассуждение   на лингвистическую тему.

Задание 15.2 – сочинение-рассуждение  по цитате из текста.

Задание 15.3 -  сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Все  учащиеся  ознакомлены  с  алгоритмом  написания  сочинений-рассуждений.   Папку  по  подготовке  к  ОГЭ  школьники  пополнили  распечатанными  мною  образцами  сочинений- рассуждений  15.1,  15.2 и  15.3  на основе  одного  текста.    Подробные  теоретические  сведения  содержатся  в  пособии  по  подготовке  к  ОГЭ,  поэтому  девятиклассники  работают  по  книге  не  только  в  школе,  но  и  дома.  В  качестве  домашнего  задания  они  получат  задания  написать  сочинения  по  текстам  из  книги  Н.А.Сениной.  Учащиеся  9-б  написали  по  3  тренировочных  сочинения,  но  сдавали  работы  не  все.

       Работа  по  книге   Г.Т.Егораевой   позволяет    подготовить  учащихся   к  выполнению  задания  15.3.  К  40  текстам   в  пособии  даны  от  3  до  6  образцов  сочинений  о  важных  нравственных  понятиях:  дружбе,  жестокости,  милосердии,  героизме  и  т.д.  Эти  сочинения  прочитываются  на  уроках  и  консультациях,  однако    работа   над  сочинением  ещё  не  проводилась  в  полном  объёме -  этот  материал  изучается  полнее  в  3-4  четвертях.    

       

  1. Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ.

Элективный  курс  «Практическая  стилистика»  в 9  классе направлен  

на  обучение  ребят  умениям  читать,  говорить,  писать,  что  позволит обучающимся подготовиться  к экзамену по русскому языку.  Система специальных заданий поможет глубже понять художественно-языковую форму изучаемых в 9 классе произведений, понять особенности стиля и языка того или иного произведения.  

       На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».

  1. Диагностика   уровня   подготовки   учащихся. 

Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для  этого  применяю  карточки  базового  и  продвинутого уровня.

Все  ученики  9-б  класса  разделены  на  3  группы  в  зависимости  от  уровня  подготовленности  к  ОГЭ. В  отдельную  группу  входят  учащиеся  7  вида.  

Немаловажную роль в диагностике  уровня подготовки учащихся 9-х классов играют  КДР  по  русскому  языку,  их  проведено  две.  

  1.  Индивидуальные  папки учащихся 9-х классов  «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Теоретические сведения по темам  ОГЭ, алгоритмы решения  тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны  в  одну  папку.    Информация, собранная в соответствии с заданиями  КИМов,   даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Помимо теории в  папках находятся «Диагностические  карты», в которые  заносятся  результаты  всех  работ в формате  ОГЭ каждого  ученика.  Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся  анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену  на протяжении  всего  учебного года.

Все  учащиеся  ведут  тетради  «Подготовка  к  ОГЭ-2016».

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....