рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1
рабочая программа

Савченко Татьяна Викторовна

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopediya_1_variant_56789.doc539 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СО

«Михайловская школа-интернат»

_________ И. В. Николаева

____________________________

Рабочая программа логопедических занятий в 5-9 классах

адаптированная, составлена на основе рекомендаций Лалаевой Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Владос, 1999г., Кузьминых Е.Л., «Учебная программа по логопедии в школе VIII вида», Екатеринбург, 2003г., Садовниковой И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».

АООП вариант 1

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО:

______ Захарова Л.М.

Составитель:

Учитель-логопед

Савченко Т.В.

2020

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка к рабочей программе:

  • Обоснование актуальности и основная идея предмета, место программы в образовательном процессе;
  • Программа формирования базовых учебных действий.
  • Нормативные документы, лежащие в основе предмета;
  • Цель и задачи предмета;
  • Содержание основного минимума знаний, умений, навыков обучающихся;
  • Сведения об обучающихся;
  • Условия реализации программы;

2. Календарно-тематическое планирование;

3. Содержание предмета;

4. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся;

5. Диагностический инструментарий;

6. Циклограмма проведения уроков;

7. Сведения об авторе;

8. Список литературы для учителя

9. Приложение

  1. Пояснительная записка

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.                                                В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся с умственной отсталостью.                                            Логопедическая работа в школе с обучающимися с умственной отсталостью является важным звеном в общей  системе коррекционной работы.                                                                                           Умственная отсталость отрицательно сказывается на речевом развитии обучающегося. Недостатки речи у обучающихся имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это обучающиеся с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких обучающихся дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.  В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с умственной отсталостью в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для обучающихся 5,7,8,9 классов по адаптированным программам (Вариант 1).  Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Программа формирования базовых учебных действий

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
  • Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные учебные действия

  • Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

Нормативные документы, лежащие в основе курса:

Нормативные документы, лежащие в основе предмета

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»

3. Устав ГБОУ СО «Михайловская  школа-интернат»

4.  Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»

.         Цель программы:

- провести коррекционное обучение с обучающимися  5- 9-х классов по коррекции недостатков устной и  письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря обучающихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

- развить логическое и образное мышление;

- развить устойчивый интерес к урокам.

Содержание программы:

Программа рассчитана на весь курс обучения (5,7,8 9 класс), с часовой нагрузкой в (4 раза в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их  психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы музыкотерапии и литотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.    

Программа формирования базовых учебных действий

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

5 класс.

Обучающиеся пятого класса должны знать:

- понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «рассказ»;

- роль гласных в слоге и слове;

- дифференцировать смысловые и грамматические признаки слов – предметов, слов – признаков, слов – действий;

- принципы построения простого предложения и возможность распространения его;

- способы словоизменения и словообразования.

Обучающиеся должны уметь:

- Говорить фонетически внятно, членораздельно, различать звуки и буквы, дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, выделять ударный звук. Делить слова на слоги, переносить слова по слогам;

- различать части речи по вопросам;

- составлять простые и сложные предложения в ситуативной речи;

- пользоваться приемами словоизменения и словообразования.

6 класс.

обучающиеся должны знать:

  • способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

  • обучающиеся должны уметь:

  • правильно обозначать звуки буквами на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  • проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;

  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи.

         7 класс.

Обучающиеся седьмого  класса должны знать:

- характеристику, значение, роль основных частей речи;

- лексическое значение слов определяется морфемными составляющими;

- для полноценного общения с окружающими, понимания словесной информации, надо накапливать речевые средства и применять их в речи.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать усвоенные речевые средства;

- определять начальную форму имен существительных;

- определять родовые и падежные окончания имен существительных;

- не ошибаться в согласовании существительных с другими частями речи;

- использовать приставочный и суффиксальный способы образования слов;

- употреблять в речи предложения с однородными членами;

- составлять рассказ по плану.

8 класс.

Обучающиеся  восьмого класса должны знать:

- произносительно – слуховые нормы (словесное ударение, речевой ритм, интонационные характеристики).

- правило сохранения звуковой и буквенной оболочки слова для полного смыслового понимания;

- образование и значение частей речи;

- использование синонимов, антонимов, омонимов в речи.

Обучающиеся должны уметь:

- отличать словосочетание от предложения;

- различать связное высказывание и набор отдельных предложений;

- определять и обозначать границы предложения;

- определять тему, идею высказывания;

- соотносить заглавие и содержание текста;

- оформлять устное высказывание в письменной форме.

9 класс

Обучающиеся  восьмого класса должны знать:

- произносительно – слуховые нормы (словесное ударение, речевой ритм, интонационные характеристики).

- правило сохранения звуковой и буквенной оболочки слова для полного смыслового понимания;

- образование и значение частей речи;

- использование синонимов, антонимов, омонимов в речи.

Обучающиеся должны уметь:

- отличать словосочетание от предложения;

- различать связное высказывание и набор отдельных предложений;

- определять и обозначать границы предложения;

- определять тему, идею высказывания;

- соотносить заглавие и содержание текста;

- оформлять устное высказывание в письменной форме

        Сведения об обучающихся

Деление обучающихся на группы осуществляется  учителем по степени оказания помощи.

Класс

1 группа

2 группа

3 группа

Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом, все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики первой группы, но без помощи взрослого сделать элементарные выводы не в состоянии

Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи- словесно- логической, наглядной и предметно- практической

5

6

7

8

9

Условия реализации программы

Наименование  

Количество

1

Развитие речи (п/б)*

1

2

Развитие речи (п/б)

1

3

Речецветик (п/б)

1

4

Речецветик (п/б)

1

5

Речецветик (п/б)

2

6

Речецветик (п/б)

1

7

Чтение часть 1 (п/б)

1

8

Чтение часть 2 (п/б)

1

9

Букварь  (п/б)

3

10

Деревья наших лесов (п/б)

1

11

Логические цепочки (п/б)

1

12

Чтение (4-7 лет) (п/б)

1

13

Найди различия (п/б)

1

14

Делим слова на слоги (п/б)

1

15

Найди четвертый лишний (п/б)

1

16

Транспорт (наземный, воздушный, водный) (п/б)

1

17

Слоги, слова, фигуры (п/б)

1

18

Найди половинки (п/б)

1

19

Мозаика  (п/б)

1

20

Домашние животные (п/б)

1

21

Автоматизация звуков ч-щ (п/б)

1

22

Звуки речи (п/б)

1

23

Автоматизация звука (Ж) (п/б)

1

24

Автоматизация звука (ш) (п/б)

1

25

Автоматизация звука (л) (п/б)

1

26

Автоматизация звука (ц) (п/б)

1

27

Автоматизация звука (р) (п/б)

1

28

Автоматизация звука (ль) (п/б)

1

29

Предметы вокруг нас (п/б)

1

30

Рабочая тетрадь к букварю (п/б)

1

31

Дидактический материал «Русский язык» (п/б)

1

32

Шнуровка (п/б)

4

33

Кубики Зайцева (п/б)

1 комплект

34

Дидактический материал (п/б)

1

35

Музыкальная игрушка (погремушка)

1

36

Музыкальная игрушка (бубен)

1

37

Музыкальная игрушка (металлофон)

1

38

Музыкальная игрушка (барабан)

1

39

Конструктор  «Лего»

1

40

Мозаика (мелкие детали)

1

41

Мозаика ( крупные детали)

1

2. Календарно-тематическое планирование

групповых  логопедических занятий в 5 классе

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Дата

1

Письменная работа,  включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.      

1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи, звукопроизношения.

1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3

Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Пересказ текстов по составленному плану, по вопросам, по графическим схемам, по серии сюжетных картинок

1

4

Гласные после шипящих и Ц. Работа с деформированными предложениями. Редактирование предложений с нарушенным порядком слов с пропущенными  и повторяющимися словами.

1

Согласные звуки

5

Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях     (на конце и в середине слова) Деление сплошного текста на предложения.

1

6

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Определение и обозначение границ предложения.

1

7

Разделительный мягкий знак. Порядок слов в предложении.

1

8

Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.

1

9

Непроизносимые согласные.  Синонимы, антонимы, омонимы. Употребление их в речи

1

10

Двойные согласные. Толковый словарь Ожегова.

1

10

Двойные согласные. Лексическое значение слов.

1

Морфемика и словообразование

11

Основа слова и окончание. Предлог как слово. Значение предлогов. Правописание предлогов со словами.

1

12

Корень слова. Однокоренные слова. Лексическое значение слов, обозначающих действия и употребление их  в речи.

1

13

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Словообразование и словоизменение имен существительных.

1

14

Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). Конкретные предметы, живые существа, явления природы, события, качества, состояния

1

15

Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-). Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

16

Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Слова, обозначающие предметы.

1

Словоизменение

Имя существительное

17

Изменение  существительных по числам. Грамматическое оформление предложений из данных слов.

1

18

Изменение прилагательных по числам. Слова с непроизносимыми согласными.

Дифференциация глаголов по вопросам в единственном и множественном числах, в прошедшем, настоящем, будущем времени, 1, 2, 3 лице.

1

19

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) Составление рассказов – описаний, повествований, рассуждений по сюжетной картине, по наблюдениям.

1

20

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) Проверка написания путем изменения формы слова и образования родственных слов.

1

Имя прилагательное

21

Род имён прилагательных. Смысловое значение слов – признаков. Образование прилагательных от существительных. Согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

1

22

Изменение прилагательных по числам. Ударение. Ударные и безударные гласные в корнях слов.

Правописание слов с безударной гласной.

1

23

Согласование прилагательных с существительными в роде. Правописание слов с удвоенными согласными.

1

24

Согласование прилагательных с существительными в числе. Правописание звонких и глухих согласных на конце и середине слова.

1

25

Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Шипящие согласные звуки.  Автоматизация и дифференциация  шипящих звуков в словах и предложениях.

1

Глагол

26

Изменение глаголов по временам. Акустические признаки шипящих  и свистящих звуков.  Дифференциация  шипящих и свистящих звуков в словах и предложениях

1

27

Изменение глаголов по числам. Правописание слов с мягким знаком в конце и середине слова. Дифференциация звуков в словах – паронимах.  Артикуляционное сходство и различие свистящих звуков.

1

28

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Различение мягких и твердых согласных. Мягкие и твердые согласные перед а, я, о, ё, ы, и, у, ю, е, э

1

29

Согласование глаголов с существительными в числе. Гласные и согласные звуки и буквы. Образование слогов.

1

30

Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Отличие и сходство устной и письменной речи. Звуки речевые и неречевые.

1

Развитие анализа структуры предложения

31

Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

1

32

Обращение. Прямая и косвенная речь. Чтение произведений уральских писателей: Бажова П.П. Сказок народов Урала.

1

  1. Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий в 6 классе

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

1

Обследование всех сторон речи

3

2

Устная и письменная речь

1

3

Язык – средство общения. Речь – язык в действии

1

4

Единицы речи: слог, слово

1

5

Гласные и согласные звуки и буквы. Сходство, различие. Слогообразующая функция гласных звуков

1

6

Оглушение и озвончение согласных. Проверка написания сомнительных согласных

1

7

Звуко – буквенный анализ слогов с мягкими и твёрдыми согласными

1

8

Сравнение слов по смыслу, произношению и написанию

1

9

Правописание слов с непроизносимыми согласными

1

10

Правила переноса слов с двойными согласными

1

11

Имена существительные 1 склонения

1

12

Использование им.сущ. в разных падежах в

предложениях

1

13

Имена сущ. 2 склонения

1

14

Употребление имен существ. 2 склонения в разных

падежах в предложении

1

15

Употребление имен сущ. 3 склонения в разных

падежах в предложении

1

16

Однозначные и многозначные слова

1

17

Обогащение словарного запаса синонимами

1

18

Обогащение словарного запаса антонимами

1

19

Определение лексического значения слов

1

20

Узнавание слова по его лексическим значению

 Работа с кроссвордами

1

21

Обогащение словарного запаса омонимами

1

22

Прямое и переносное значение слов. Использование слов с прямым  и переносным значением в устной и письменной речи

1

23

Образные слова и выражения.Фразеологизмы. Фразеологические обороты в устной и письменной речи

1

24

Загадки Пословицы и поговорки

1

25

Дифференциация понятий: слово, словосочетание,

предложение. Признаки предложения

1

26

Смысловая, интонационная законченность

повествовательных, вопросительных,

восклицательных предложений

1

27

Составление предложений из слов, данных в

правильной грамматической форме

1

28

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

1

29

Составление предложений – полных и кратких ответов на вопросы. Грамматическое оформление предложений

1

33

Обозначение границ предложения

1

31

Работа с деформированными предложениями

1

32

Пересказ текста с опорой на вопросы. Краткий пересказ

1

2. Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий в 7 классе

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Дата

1

Письменная работа,  включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи звукопроизношения..

1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3

Чередование гласных  в корнях –бир-, -бер-.

1

4

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

5

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

6

Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.

1

7

Наречие. Конечные гласные наречий.

1

Согласные звуки

8

Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.

1

9

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

1

Развитие анализа структуры предложений

10

Причастие как особая форма глагола.

1

11

Причастный оборот.

1

12

Анализ предложений с причастным оборотом.

1

13

Деепричастие как особая форма глагола.

1

14

Деепричастный оборот.

1

15

Анализ предложений с деепричастным оборотом.

1

16

Наречие как часть речи.

1

17

Анализ предложений с наречиями.

1

18

Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).

1

19

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).

1

20

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).

1

21

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

2

22

 Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).

1

23

Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.

1

Развитие анализа структуры текста

24

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».

1

25

Составление текста из деформированных предложений.

1

26

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

1

27

План. Пересказ текста по составленному плану.

1

28

Подробное изложение повествовательных текстов.

1

29

Подробное изложение с творческими дополнениями.

1

30

Сжатое изложение. Выборочное изложение.

1

31

Проверка результативности коррекционной работы.

1

32

Работа над ошибками.

1

33

Устная и письменная речь. Значение речи в жизни человека как средства общения, передачи и усвоения информации.

1

34

Речевые единицы: предложение, слово, слог, звук. Оформление речевых единиц в устной и письменной речи.

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Парные глухие и звонкие.

1

35

Соотнесение звуков и букв.

1

36

Структура предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

37

Правописание слов с непроизносимой согласной.

1

38

Правописание слов с удвоенной согласной

1

39

Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова.

1

40

Правописание предлогов с словами.

1

41

Правописание приставок; классификация по группам: на О, на А, на Е.

1

42

Дифференциация предлогов и приставок

1

43

Правописание слов с Ъ. Употребление особенностей написания твердого знака.

1

44

Правописание суффиксов. Смысловая и грамматическая роль суффиксов

1

45

Синтаксическая роль окончаний.

1

46

Правописание безударных гласных в корне слова

1

47

Лексическое значение имени существительного

1

48

Грамматическое значение имени существительного

1

49

Склонение имен существительных.

Изменение имен существительных по числам.

1

50

Лексическое значение имени прилагательного

1

51

Грамматическое значение имени прилагательного: число, род, падеж

1

52

Изменение прилагательного по родам.

1

53

Изменение прилагательного по числам

1

54

Склонение прилагательных в единственном числе

1

55

Склонение прилагательных во множественном числе

1

56

Однозначные и многозначные слова

1

57

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

1

58

Прямое и переносное значение слова

1

59

Образные слова и выражения.

1

60

Загадки

1

61

Фразеологизмы. Фразеология. Обороты.

1

62

Крылатые слова и выражения.

1

63

Пословицы и поговорки

1

64

Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение».

1

65

Смысловая и интонационная закон честность повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.

Конструирование предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

1

66

Конструирование предложений из слов, данных в начальной форме.

1

67

Грамматическое оформление предложений – ответов на вопросы:

1

68

Деление текста на предложения.

1

2. Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий в 8 классе

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Дата

1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.  

2

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи звукопроизношения..

2

Работа над предложением

3

Уточнение представлений о предложении.

2

4

Типы предложений по цели высказывания.

2

5

Главные и второстепенные члены предложений.

2

6

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

2

7

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

2

8

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

2

9

Конструирование предложений с однородными членами.

2

10

Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.

2

11

Способы передачи чужой речи.

2

12

Прямая и косвенная речь.

2

13

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

2

14

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

2

15

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

2

16

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

2

17

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.

2

18

Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.

2

Работа над текстом

19

Пересказ по серии сюжетных картинок.

1

20

Пересказ по сюжетной картинке.

2

21

Что такое план.

2

22

Виды планов.

2

23

Пересказ по плану.

2

24

Изложение текста по вопросам и опорным словам.

2

25

Изложение текста по коллективно составленному плану.

2

26

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1

27

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

28

Текст – повествование. Составление рассказа.

1

29

Текст – описание. Составление рассказа.

1

30

Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.

1

31

Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.

1

32

Замена в тексте лица рассказчика.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1

35

Смысловая, интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.

1

36

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

1

37

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1

38

Составление предложений – полных и кратких ответов на вопросы. Грамматическое оформление предложений.

1

39

Обозначение границ предложения.

1

40

Работа с деформированными предложениями.

1

41

Пересказ текста с опорой на вопросы.

1

42

Пересказ текста с опорой на серию картинок, картинный план.

1

43

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа, по концу, по середине рассказа.

1

2.Календарно-тематическое планирование

  логопедических занятий в 9 классе

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Дата

1

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.  

2

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи звукопроизношения..

1

Работа над предложением

3

Уточнение представлений о предложении.

2

4

Типы предложений по цели высказывания.

1

5

Главные и второстепенные члены предложений.

2

6

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

2

7

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

8

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

2

9

Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.

1

10

Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.

2

11

Конструирование бессоюзных сложных предложений.

1

12

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

2

13

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в  роде.

1

14

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

2

15

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

2

16

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.

2

17

Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.

1

Работа над текстом

18

Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.

1

19

Типы текстов.

2

20

Структура текста. Понятие о микротеме.

1

21

План. Виды плана.

1

22

Составление планов разных видов.

2

23

Составление плана по данному тексту.

1

24

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

1

25

Редактирование изложения.

2

26

Типы текста. Сравнительное описание.

1

27

Сочинение – сравнительное описание.

2

28

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1

29

Типы текста. Повествование.

2

30

Типы текста. Рассуждение.

1

31

Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.

1

32

Редактирование сочинения.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1

35

Устная и письменная речь.

1

36

Язык – средство общения. Речь – язык в действии.

1

37

Единицы речи: слог, слово

1

38

Гласные и согласные звуки и буквы. Сходство, различие. Слогообразующая функция гласных звуков.

2

39

Оглушение и озвончение согласных. Проверка написания сомнительных согласных.

1

40

Ударение в слове. Правописание безударных гласных в корне слова.

2

41

Морфемный анализ слов.

1

42

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

2

43

Правила переноса слов с двойными согласными

1

44

Имена существительные 1 склонения.

2

45

Использование им.сущ. в разных падежах в предложении

1

46

Имена сущ. 2 склонения

2

3.Содержание по программе№ «Логопедические занятия» в  5 классе

№ по учебно темат. плану

№ п/п

Тема

Содержание

Лингвистическая база речи

Психологическая база речи

Кол –во уроков

лексика

грамматика

I

1

Отличия и сходства устной и письменной речи

Ознакомление с видами речи, её значением в жизни человека, ролью в совершенствовании умственной деятельности.

Понятия: речь, мысли, сознание.

Закрепление грамматических связей (управление и согласование)

Развитие мыслительных операций абстрагирования, обобщения. Развитие вербального запоминания. Стимулирование активности речевых высказываний.

4

II

2

3

Гласные и согласные звуки и буквы

Различение мягких и твердых согласных

Обучение различению звуковой и смысловой сторон слов. Овладение способами выражения в слове определенного содержания, выражение мыслей более точно и полно. Соотнесение звуковой и графической – схем слов.

Слова – паронимы. Времена года. Окружающий мир.

Изменение числа существительных, падежные формы существительных.

Развитие мыслительных операций сравнения и обобщения. Активизация внимания, наблюдательности, сообразительности.

2

5

III

4

Употребление мягко знака в словах различной слоговой структуры и позиционного расположения.

Отработка написания мягкого знака в конце слов (односложных, двусложных), в середине слов (двусложных, трехсложных). Совершенствование фонематического восприятия.

Сад. Огород. Лес. Поле.

Изменение существительных по числам. Суффиксальный способ образования. Употребление неопределенной формы глаголов.

Развитие умения обобщать, улавливать существенный скрытый смысл и строить логические умозаключения.

3

5

Шипящие согласные звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Совершенствование фонематического слуха и восприятия. Закрепление знаний об акустических признаках шипящих. Применение правила написания гласных после шипящих. Составление рассказа «Гласные в гостях у шипящих».

Окружающий мир. Растительный мир.

Изменение существительных по числам. Согласование существительных с глаголами. Употребление предлогов.

Совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, слухового внимания (переключения, концентрации).

5

IV

6

Сопоставление произношения и написания согласных звуков и букв на конце слов и перед гласными в формах одних и тех же слов.

Ознакомление с особенностями проверяемых и проверочных слов. Развитие умения сопоставлять произношение, и написание, подбирать родственные слова.

Звонкие, глухие согласные. Парные, непарные согласные. Родственные слова различных частей речи.

Изменение существительных по числам. Образование родственных слов.

Формирование устойчивости внимания, осмысленности восприятия.

4

7

Анализ морфемного состава слов с удвоенными согласными.

Наблюдения за произношением и написанием слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, корня и суффикса,  в корне слова.

Окружающий мир.

Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов.

Расширение объема и осмысленности восприятия. Совершенствование мыслительных операций абстрагирования, обобщения.

2

8

Образование однокоренных слов различных частей речи.

Подбор родственных слов для проверки написания слов с непроизносимой согласной. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Охрана здоровья. Улица.

Словоизменение. Словообразование: прилагательных от существительных, глаголов от прилагательных.

Формирование произвольного внимания, расширение объема и возможностей распределения внимания. Развитие мыслительных операций анализа синтеза, сравнения.

2

9

Слогообразующая и смыслообразующая роль гласных.

Наблюдение за ритмическим рисунком слов. Составление графических схем слов с указанием ударного слога. Изменение положения ударения в слове, лексического значения слов.

Профессии. Поле. Лес. Огород. Водоемы.

Словоизменение (число существительных). Словообразование (использование уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Совершенствование конкретно – образного мышления, осмысленного запоминания.

4

10

Нахождение проверочного слова путем изменения формы слова и образования родственных слов.

Развитие умения сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слоге форм одного и того же слова. Соотнесение гласных букв и звуков в безударном позиции.

Окружающий мир.

Изменение существительных по числам. Образование родственных слов.

V

11

Составление предложений со словами, обозначающими предметы.

Различение слов – предметов по вопросам. Смысловое значение слов – предметов. Установление логической связи слов в предложении.

Конкретные предметы, живые существа, явления

природы, события, качества, состояния.

Смысловые и грамматические признаки предложений.

Формирование мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

12

Ознакомление со словами, обозначающими признаки предметов.

Уяснение смыслового значения слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Их роль в речи. Составление описательных рассказов о предметах.

Слова – признаки, обозначающие цвет, вкус, запах, форму, величину, материал, назначение, принадлежность, качества.

Смысловая и грамматическая зависимость между словами. Согласование существительного с прилагательным в числе, роде, падеже.

Формирование элементов смысловой памяти. Совершенствование мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения.

5

13

Лексическое значение слов, обозначающих действия и их употребление в речи

Формирование умения ставить вопрос к слову. Наблюдение за употреблением слов – действий в единственном и множественном числе; в настоящем, будущем, прошедшем времени; 1, 2, 3 лице. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Предикативная лексика по темам: «Школа» «Магазин» «Овощи» «Больница» Употребление синонимов и антонимов.

Изменение слов – действий по вопросам. Согласование глаголов с существительными.

Совершенствование  мышления. Формирование организованности памяти.

 

5

14

Предлог как слово, его роль в речи.

Выделение предлога из потока речи. Формирование навыка графически правильного начертания предлогов. Развитие умения правильно употреблять предлог в предложении.

Составление телеграммы (поздравительной, информационной)

Употребление предлога для связи слов в предложении.

Совершенствование мыслительного процесса сравнения. Формирование элементов абстрактного мышления.

3

15

Составление предложений с родственными словами

Осознание морфемного состава слова; связи между лексическим значением слова и его структурой. Уяснения корней родственных слов.

Лексика по темам:

«Зима»

«Резким дня»

Образование слов различных частей речи с помощью суффиксов и приставок.

Совершенствование мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения: процесса концентрации и переключения внимания.

4

VI

16

Использование окончаний и предлогов для связи слов в предложении.

Наблюдение над близостью функций предлогов и окончаний в речи. Углубление знаний о связи слов в предложении. Подготовка к пониманию падежных форм существительных с предлогами.

Лексика по темам:

«Рыбы»

«Насекомые»

«Птицы»

Влияние предлога на изменение окончания и смысл существительных.

Формирование устойчивости внимания. Овладение элементами абстрактного мышления: суждения, умозаключения.

2

17

Смысловая и грамматическая связь слов в предложениях.

Установление связи слов в предложении и последовательности предложений. Составление рассказа по картинному плану.

Лексика по темам:

«Времена года»

«Профессии»

«Режим дня»

«Охрана здоровья»

Падежные формы существительных (предложные и беспредложные). Закрепление грамматических связей глаголов (согласование), существительных (управление).

Формирование умений устанавливать причинно – следственные, временные связи; процессов концентрации и переключения внимания; смысловой памяти.

5

1

3. Содержание по программе: «Логопедические  занятия» в  6 классе

№ п/п

Тема

Содержание

Лингвистическая база речи

Психологическая база речи

Кол –во уроков

лексика

грамматика

1.

Обследование всех сторон речи

3

1

Отличие, сходство, значение, применение устной и письменной речи.

Значение слова в жизни человека. Сопоставление: речи и языка. Способы выражения мысли в устной и письменной форме. Применение и использование языковых средств.

Язык – средство общения. Речь – средства в действии. Единицы речи.

Реализация речевого замысла в устной и письменной речи.

Стимуляция мотива высказывания. Установление и поддержание целенаправленного общения

1

2

Акустические и артикуляционные свойства гласных и согласных звуков.

Составление и сравнение группы гласных и согласных звуков. Уяснение их признаков и роли в речи. Различие на слух и правильное воспроизведение в речи смысло – различительных звуковых единиц.

Гласные (ударные, безударные), согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие шипящие, свистящие, соноры). Фонетический разбор.

Использование изученных грамматических форм и их смысловых возможностей.

Расширение границ поля слухового восприятия, развитие произвольности, концентрации внимания. Совершенствование мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

1

3

Способы оглушения и озвончения согласных.

Овладение умением подбирать родственные слова с целью проверки сомнительных согласных. Сравнение произношения и написания слов с сомнительными согласными.

Лексика по темам:

«Школа»

«Обувь»

«Одежда»

Согласование существительных и глаголов в числе, лице. Закрепление грамматической связи управление.

Активизация процесса обобщения. Нормализация эффективной сферы. Формирование прочности сохранения и точности воспроизведения

1

4

Звуко – буквенный анализ слогов с мягкими и твердыми согласными.

Усвоение слогового принципа обозначения твердости и мягкости согласных, различение на слух и по кинестетическим ощущениям.  

Лексика по темам:

«Продукты»

«Деревья»

«Мебель»

«Учебные вещи»

Дописывание предложений подходящими по смыслу словами.

Совершенствование процессов анализа и синтеза, сравнения т обобщения. Расширение границ слухового восприятия.

1

5

Сравнение слов по смыслу, произношению и написанию.

Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Формирование умственных действий по анализу слов. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы.  

Название месяце, учебных и бытовых действий, числительные, качества человека.

Лексика по темам:

«Профессии»

«Дикие и домашние животные и птицы»

Изменения существительных по числам. Неопределенная форма глаголов. Образование глаголов от прилагательных и существительных.

Совершенствование процессов анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Формирование прочности сохранения к точности воспроизведения.

1

6

Сравнение произношения и написания корней родственных слов.

Обоснование написания гласных в ударной и безударной  позиции. Закрепление навыков фонематического анализа. Составление предложений с родственными словами. Установление логической связи между предложениями.

Лексика по теме:

«Окружающий мир».

Изменение формы слов. Употребление грамматических связей согласование, управление.

Развитие чувства ритма. Формирование целенаправленной деятельности, самоконтроля. Расширение границ слухового восприятия.

1

7

Корень как показатель лексического значения.

Роль корны как значимой части слова. Общее лексическое значение родственных слов. Связь лексического, значения слов и его структуры. Сопоставление написания корней родственных слов.

Родственные слова различных частей речи. Лексика по темам:

«Лес»

«Сад»

«Поле»

«Огород»

«Водоемы»

Словообразование на основе речевой практики.

Совершенствование процессов анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

1

8

Образование новых слов с помощью приставок.

Осознание структуры слов. Определение смыслового значения приставок. Изменение лексического значения слов с помощью приставок. Составление предложения с приставочным глаголами

Однокоренные слова. Антонимы.

Префиксальный способ образования новых слов (глаголов прилагательных). Составление предложений (двусоставных, распространенных). Употребление сложных предложений.

Развитие умения сравнивать, делать умозаключения, выводы.

1

9

Образование новых слов с помощью суффиксов

Определение смыслового, значения суффиксов. Изменение лексического значения слов с помощью суффиксов. Наблюдения за изменением содержания предложений.

Родственные слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами и суффиксами, обозначающими профессии.

Суффиксальный способ образования слов. Составление рассказа с однокоренными словами.

Совершенствование мыслительного процесса сравнения. Активизация слухового внимания. Расширение границ восприятия.

1

10

Синтаксическая роль окончаний.

Уточнение знаний об окончании как части слова. Передача грамматического значения слова с помощью окончаний.

Лексика по темам:

«Школа»

«Учебные вещи»

«Улица»

«Транспорт»

«Магазин»

«Продукты»

«Мебель»

Связь слов в предложении с помощью окончаний. Понимание падежных форм существительных. Изменение прилагательных по родам, глаголов по временам.

Отработка целенаправленности восприятия (слухового, зрительного)

1

11

Употребление в предложении существительных 1 – го склонения в разных падежах.

Изменение существительных по падежам. Связь слов в предложении с помощью окончаний и смысловых вопросов. Составление рассказа окартинному плану.

Лексика по темам:

«Семья»

«Ягоды»

«Деревья»

Закрепление грамматической связи управление.

Автоматизация произвольности и устойчивости внимания. Отработка моторного темпа выполнения заданий.

1

12

Употребление в предложении существительных 1 – го склонения в разных падежах.

Изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами. Обучение постановке вопроса. Определение главного и зависимого слова.

«Домашние и дикие животные»

«Домашние и дикие птицы»

«Растения»

Разбор по членам предложения. Смысловая и грамматическая связь слов. Составление описательного рассказа.

Осуществление мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. Формирование целенаправленности деятельности.

1

13

Составление рассказа с существительными 3 – го склонения в разных падежах.

Наблюдение за изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса и связи с другими словами. Уяснение смысла предложения в зависимости от изменения окончания существительного

Лексика по теме:

«Лес»

Соотнесение главных и второстепенных членов внутри предложения. Конструирование предложений.

Осуществление мыслительной работы во внутреннем плане.

1

14

Закрепление грамматической связи (управление) в предложениях при составлении рассказа

Употребление предлогов и окончания для связи слов в предложении. Наблюдение за изменением формы существительного в зависимости от предлога. Сходство предлога и окончания.

Лексика по теме:

«Продукты»

«Овощи»

«Фрукты»

«Транспорт»

Выражение в слове круга взаимоотношений между предметами мысли. Усложнение структуры предложения.

Стимуляция активности произвольного внимания, вербального запоминания, осмысления восприятия, логического мышления

1

                                           3.Содержание по программе: «Логопедические  занятия» в  7 классе

по

учеб. темат.

плану    

п/п

Тема

Содержание

Лингвистическая база речи

психологическая база речи

количество

уроков

лексика

грамматика

I

1.

Речь-средство общения и познания

Основные функции речи. Средства речи. Части речи. Значения речи (передача и усвоение информации, воздействие на мысли, чувства, поведение).

Устное слово. Произносимое слово. Живое слово. Звучащее слово.

Грамматические конструкции. Простое

распространенное предложение. Сложное предложение.

Стимуляция речевой мотивации. Создание условий для общения

2.

Единицы речи (текст, предложения, слово, слог, звук)

Синтаксическая и грамматическая роль речевых единиц. Составление повествовательного рассказа.

Простые и сложные предложения. Главные члены предложения, второстепенные. Знаки препинания. Заголовок.

Употребление союзов,  предлогов, флексий для связи слов в предложении

Совершенствование зрительного, слухового внимания и восприятия. Совершенствование мыслительной деятельности

II

3.

Состав слова.

Морфологический разбор слов. Осознание структуры слов. Лексическое значение. Пользование морфемным составом слова в целях раскрытия его смысла.

Однокоренные слова. Корень. Приставка. Суффикс.Окончание Единообразное написание значимых частей слова в разных фонетических условиях

Смысловое грамматическое значение частей слов. Связь между лексическим значением и морфемным составом.

Осознание закономерностей словопроизводства в  процессе сравнения и анализа слов по морфемному составу. Организация речевой практики.

3.Содержание по программе: «Логопедические  занятия» в  8 классе

по

учеб. темат.

плану    

п/п

Тема

Содержание

Лингвистическая база речи

психологическая база речи

количество

уроков

лексика

грамматика

Лексическое значение и грамматические формы имени прилагательного.

Роль прилагательного в предложении. Правописание родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам и родам. Распространение предложений однородными определениями

Окончания – грамматическое средство выражения связи. Число и род прилагательных. Синонимы. Антонимы. Прямое, переносное значение прилагательных.

Смысловая и грамматическая связь имен прилагательных и существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

Развитие произвольного долговременного  внимания  к слову. Наблюдение за изменением значения прилагательного в зависимости от способа образования и употребления.

Склонение имен прилагательных в единственном числе.

Изменение прилагательных по падежам. Установление грамматической связи слов в предложении с помощью окончаний и вопросов. Определение главного и зависимого слова.

Антонимы. Синонимы. Прямое -переносное значение прилагательных. Прилагательные цвета, формы, величины, качеств предметов, явлений, человека, материала. Однокоренные прилагательные.

Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Усложнение структуры предложения однородными определениями. Конструирование

предложений.

Развитие логического мышления, умения сравнивать, классифицировать и обобщать

3.Содержание по программе: «Логопедические  занятия» в  9 классе

по

учеб. темат.

плану    

п/п

Тема

Содержание

Лингвистическая база речи

психологическая база речи

количество

уроков

лексика

грамматика

Лексическое значение и грамматические формы имени прилагательного.

Роль прилагательного в предложении. Правописание родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам и родам. Распространение предложений однородными определениями

Окончания – грамматическое средство выражения связи. Число и род прилагательных. Синонимы. Антонимы. Прямое, переносное значение прилагательных.

Смысловая и грамматическая связь имен прилагательных и существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

Развитие произвольного долговременного  внимания  к слову. Наблюдение за изменением значения прилагательного в зависимости от способа образования и употребления.

Склонение имен прилагательных в единственном числе.

Изменение прилагательных по падежам. Установление грамматической связи слов в предложении с помощью окончаний и вопросов. Определение главного и зависимого слова.

Антонимы. Синонимы. Прямое -переносное значение прилагательных. Прилагательные цвета, формы, величины, качеств предметов, явлений, человека, материала. Однокоренные прилагательные.

Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Усложнение структуры предложения однородными определениями. Конструирование

предложений.

Развитие логического мышления, умения сравнивать, классифицировать и обобщать

                                                     4. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся

Динамика развития устной и письменной речи

Ф.И. ребенка

Начало/

конец учебного года

Разделы обследования

Логопедическое заключение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

начало

конец

2

начало

конец

3

начало

конец

4

начало

конец

5

начало

конец

6

начало

конец

7

начало

конец

8

начало

конец

9

начало

конец

10

начало

конец

11

начало

конец

12

начало

конец

1.Фонематический слух и восприятие

2.Артикуляционная и мелкая моторика

3.Звукопроизношения

4.Слоговая

5.Навыки языкового анализа

6.Словарь

7.Грамматический строй

8.Связная речь

9.Зрительноевосприятие

10.Пространственные восприятие

11.Временные  представления

12.Дисграфич ошибки

13.Орфографич ошибки

14.Списывание

15.Диктанты

16.Изложения

17.Чтения

                                                                   

Параметры оценки речевого развития ребенка

1 балл – низкий уровень. Навык не сформирован. (Ребёнок не обращается за помощью. Плачет, замыкается, гневается или привлекает внимание с помощью плохого поведения)

2 балла – ниже среднего, навык  сформирован, владеет не в полной мере, требует помощи, ребенок пользуется знаниями при умеренной помощи взрослого.

3  балла – средний уровень. Неустойчивость и недостаточная чёткость произношения и дифференциации звуков.

4 балла – высокий уровень. Навык устойчиво развит. Правильное ,отчётливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки ( различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

Система оценки результатов включает в себя начальную и итоговую оценку.

Входящая (начало года) оценка обучающихся включает в себя результаты начального уровня освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка.

Итоговая (конец года) аттестация освоения отраженных в программе результатов и развития жизненных компетенций обучающегося на конец года.

Система оценки результатов включает усвоение обучающимися трех разделов программы:

- коммуникация;

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;

- чтение и письмо.

Что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Коммуникация с использованием невербальных средств общения, которые, либо замещают речь, либо являются вспомогательными

0 баллов - не прислушивается к речи педагога, не реагирует на свое имя, отсутствует глазной контакт после стимульной помощи (позвенеть игрушкой, указать жестом, похлопать в ладоши и т.д.);

1 балл – глазной контакт отсутствует, либо «взгляд насквозь», негативное отношение к любому взаимодействию, но реагирует на свое имя, звучащий предмет;

2 балла – глазной контакт отсутствует, отрицательное отношение к общению отсутствует, отсроченное проявление реакции на взаимодействие (взгляд в сторону педагога, поворот головы, улыбка и т.д.);

3 балла - глазной контакт устанавливает после стимульной помощи, адекватная реакция на привлечение внимания звуком, именем (взгляд в сторону педагога, поворот головы, улыбка и т.д.);

4 балла – глазной контакт устанавливает, реагирует на имя (использует мимику), звук, которым педагог привлекает внимание, но контакт не поддерживает, реакция на дальнейшее общение неадекватная (не реагирует на просьбы, не выполняет простые инструкции бытового характера);

5 баллов - глазной контакт устанавливает, реагирует на имя (использует мимику), звук, которым педагог привлекает внимание, поддерживает контакт некоторое время, используя при этом мимику, жесты (указательный жест), но контакт не завершает;

6 баллов - глазной контакт устанавливает, реагирует на имя (использует мимику), звук, которым педагог привлекает внимание, поддерживает контакт некоторое время, используя при этом не только мимику и жесты, но и другие альтернативные средства коммуникации (фотографии, графические символы, глобальное чтение, осмысленное письмо), но контакт не завершает;

7 баллов - глазной контакт устанавливает, реагирует на имя (использует мимику), звук, которым педагог привлекает внимание, поддерживает контакт некоторое время, используя при этом доступные средства альтернативной коммуникации и завершает взаимодействие;

8 баллов – самостоятельно инициирует общение, используя при необходимости доступные средства альтернативной коммуникации, но испытывает затруднения в выражении своего намерения (просьбы), завершает контакт с помощью педагога;

9 баллов - самостоятельно инициирует общение, используя при необходимости доступные средства альтернативной коммуникации, способен выразить свое намерение (просьбу) доступными средствами, завершает взаимодействие;

10 баллов - самостоятельно инициирует общение, используя при необходимости доступные средства альтернативной коммуникации, способен выразить свое намерение (просьбу) доступными средствами, завершает взаимодействие и способен применить навык общения в любой коммуникативной ситуации.

Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь)

0 баллов - не прислушивается к речи педагога, отсутствует глазной контакт после стимульной помощи (позвенеть игрушкой, указать жестом, похлопать в ладоши и т.д.)

1 балла – глазной контакт устанавливает, но не понимает инструкции, проговаривания, использование мимики, жестов не дает положительных результатов;

2 балла - трудные инструкции недоступны, выполнение простых бытовых инструкций после повторных проговариваний с применением средств альтернативной коммуникации;

3 балла - трудные инструкции недоступны, выполнение простых бытовых инструкций после повторных проговариваний без использования средств альтернативной коммуникации;

4 балла - трудные инструкции недоступны, выполнение легких после повторных проговариваний и показа с применением средств альтернативной коммуникации;

5 баллов - трудные инструкции недоступны, выполнение лёгких после проговаривания без применения средств альтернативной коммуникации;

6 баллов - трудные инструкции недоступны, правильное выполнение легких (повторное проговаривание и средства альтернативной коммуникации не требуются);

7 баллов - выполнение трудных инструкций после повторных проговариваний, с направляющей помощью и с применением средств альтернативной коммуникации;

8 баллов - выполнение трудных инструкций после повторных проговариваний, без применением средств альтернативной коммуникации;

9 баллов - выполнение трудных инструкций после повторных проговариваний, без применения средств альтернативной коммуникации;

10 баллов - выполнение трудных инструкций с незначительной помощью.

Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)

0 баллов - речь отсутствует;

1 балл - речь представлена одним звуком и не может быть понятной вне контекста и без использования альтернативной коммуникации;

2 балла - речь представлена аморфными словами, не может быть понятной вне конкретной ситуации и без применения средств альтернативной коммуникации;

3 балла - речь представлена звукоподражаниями, смысл которых не всегда понятен собеседнику;

4 балла - речь автоматизированная - эхолалия, носит непродуктивный характер;

5 баллов - речь автоматизированная-эхолалия, может быть понятной собеседнику с применением средств альтернативной коммуникации и в конкретной ситуации;

6 баллов - ребенок произносит свое имя, простые по звуковому составу слова, которые не всегда понятны собеседнику без применения средств альтернативной коммуникации;

7 баллов - ребенок может произносить несколько простых фраз, которые не всегда понятны собеседнику («Мама иди», «Дай пузыри» и т.д.) и требуют вспомогательных средств коммуникации;

8 баллов - ребенок произносит простые фразы с целью коммуникации, знает и называет предметы бытового назначения, употребляет в речи глаголы, но речь не всегда понятна собеседнику;

9 баллов - ребенок произносит простые фразы с целью коммуникации, знает и называет предметы бытового назначения, употребляет в речи глаголы, речь понятна собеседнику;

10 баллов - ребенок произносит простые фразы с целью коммуникации, знает и называет предметы бытового назначения, употребляет в речи глаголы и прилагательные, речь понятна собеседнику и практически не требует дополнительных средств коммуникации.

Чтение

0 баллов - не узнаёт буквы, не запоминает, не владеет глобальным чтением;

1 балл - знает ограниченное количество букв, звукосочетания, слоги не читает;

2 балла - знает большинство (все) буквы алфавита, слоги не читает;

3 балла - буквы знает, имеет навык глобального чтения, но не понимает прочитанное;

4 балла - имеет навык глобального чтения, соотносит прочитанные слова с картинками;

5 баллов - имеет навык глобального чтения, читает фразы, но не понимает прочитанное;

6 баллов - имеет навык глобального чтения, читает фразы, понимает прочитанное;

7 баллов - знает буквы, читает обратные слоги;

8 баллов - знает буквы, читает обратные и прямые слоги, простые слова, но не понимает прочитанное;

9 баллов - читает простые слова, понимает прочитанное;

10 баллов - читает слова со стечение согласных, простые фразы, понимает прочитанное.

Письмо

0 баллов - не понимает обращенных слов, звукоподражаний, не различает неречевые звуки;

1 балл - различает неречевые звуки;

2 балла - выделяет речевой звук, соотносит его с символом (буквой);

3 балла - выделяет речевой звук из ряда предложенных, может соотнести с символом (буквой), читает звукоряд, состоящий из 2- 3 гласных звуков, обводит (печатает, выкладывает) буквы;

4 балла - соотносит звуки с символами (буквами), читает звукосочетания из гласных и обратные слоги, обводит (печатает, выкладывает) буквы;

5 баллов - читает с помощью символов или букв обратные и прямые слоги, обводит (печатает, выкладывает) буквы;

6 баллов - на слух составляет с помощью символов (букв) обратные и прямые слоги (печатает, выкладывает).

7 баллов - выделяет наличие заданного звука в слове, подбирает символ (букву);

8 баллов - выделяет в слове первый и последний гласный звук (пользуется помощью), подбирает символ (букву);

9 баллов - выделяет последний согласный звук, подбирает символ (букву);

10 баллов - читает простые слова и составляет их из букв разрезной азбуки, печатает (обводит, выкладывает).

6. Циклограмма проведения занятий

День недели

Класс

Время

понедельник

7 класс,1 урок, (групповое)

2 класс 2 урок, (групповое)

9 класс, 4 урок (групповое)

вторник

8 класс, 1 урок, (групповое)

5 класс, 2 урок, (групповое)

9 класс 5 урок, (групповое)

7 класс, 6 урок, (подгрупповое)

среда

3 класс, 1 урок, (подгрупповое)

5  класс 2 урок, (подгрупповое)

9 класс, 4 урок (подгрупповое)

8 класс 6 урок, (подгрупповое)

четверг

8 класс, 1 урок,(подгрупповое)

2 класс,  2 урок, (подгрупповое)

7 класс, 3 урок, (подгрупповое)

6 класс ,4 урок (индивидуальное) Хайдарова А.

5 класс, 6 урок (групповое)

пятница

6 класс, 1 урок  (групповое)

8 класс, 2 урок, (подгрупповое)

9 класс, 5 урок, (подгрупповое)

7.Сведения об авторе

Ф.И.О.

Савченко Татьяна Викторовна

Дата рождения

02.12.1977

Образование

Высшее

Что окончил, когда, специальность

Комсомольский- на- Амуре государственный педагогический университет по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед.  

Дата окончания: 24.06.2000

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Стаж работы

Общий

22 года

Педагогический – 22 года

В данном учреждении – 9лет

Квалификационная категория

Не имею

Срок действия категории

Методическая тема работы

 «Развитие произносительной стороны умственно отсталых обучающихся через активные формы педагогической деятельности»

Курсы повышения квалификации за последние 3 года

С 25.02.2019-06.03.2019  прошла обучение в Федеральном государственном бюджетном образовавтельном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»

По программе повышения квалификации: «Организация комплексного сопровождения обучающихся в рамках освоения АООП НОО РАС (3,4 вариант) в объеме 72 часа

 

8. Список литературы для обучающихся и учителя

 1. Аксенова,  А. К. Методика обучения русскому языку в специальной

(коррекционной) школе /  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 320 с.

 2.  Алябьева, Е. А.  Итоговые дни по лексическим темам : Планирование и конспекты: Кн. 1. / – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. – (Программа развития). – Ч.1. с. 224

         3. Ванюхина, Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга первая. Издание третье, переработанное, дополненное. / Екатеринбург «Сократ», 2000. – 104 с.

4. Ванюхина, Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга вторая. Издание третье, переработанное, дополненное. / Екатеринбург «Сократ», 2000. – 88 с.

5. Ванюхина, Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга третья. Издание третье, переработанное, дополненное. /  Екатеринбург «Сократ», 2001. – 88 с.

6. Ванюхина, Г. А.  Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. Книга четвертая. Издание третье, переработанное, дополненное. /  Екатеринбург «Сократ», 2001. – 104 с.

7.  Волина, В. В. Учимся играя. / – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

8.Волкова, Л С. Логопедия: Учеб.для студентов дефектол. фак. пед. инст. / - 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М. : Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.

9.  Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб.для студентов дефектол. фак. пед. инст. / - 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга II. / М. : Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.

10.  Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя. / Москва «Школа-Пресс», 1994. - 416с.

11. Дьячкова, А. И. Вопросы обучения и изучения аномальных детей (Психолого-педагогические и методические исследования). / – М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 112 с.

12. Ефименкова Л. Н.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. /– М. : Просвещение, 1991.

          13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. /– М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

 14.  Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Изд. Академии Педагогических наук РСФСР/ Москва 1950. – 84 с.

 15. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития письма. /– СПб. : Дельта, 1998. – 208 с. Специальное образование: Научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т; ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2009. - №1-108 с.  

 16.Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебн. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

 17. Репина, З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией: Учебное пособие к спецкурсу / Свердловский педагогический институт. – Свердловск, 1988. – 79 с.

 18. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З.А. Репина – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с.

 19. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. / - М. : Просвещение. 1970. – 200 с.

 20. Садовникова,  И. Н.  Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие /– М. :Владос, 1995. – 256 с.

  21. Успенская, М.Б. Успенский Учитесь правильно говорить. /– М. : «Просвещение», 1963.- с. 224.

  22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения /М., «Просвещение» 1989. - с. 233

           23.  Ярош, Е. А.  Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. / – Екатеринбург : Форум-книга, 2008. – 400 с.

            24. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Книга для учителя-логопеда. 2-е изд. дополн.- М.: Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 1 год обучения

Общее недоразвитие речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану  90 часовИз них на:1...

Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения

Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  2-ой год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2

программа логопедической коррекции АООП вариант 2,  5-8 класс...

Рабочая программа по домоводству (АООП вариант 2)

Данная рабочая программа разработана на основе:- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного...

Рабочая программа логопедических занятий в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. ) на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант....