Рабочая программа логопедических занятий в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. ) на 2024-2025 учебный год
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Буданова Елена Васильевна

Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ “Починковская школа-интернат”

Рассмотрена на

заседании МО

№__1__ от «__28»__08__2024г.

Утверждена

протоколом педсовета

№__1__от «__30__»___08_2024г.

 Рабочая программа логопедических занятий  по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. )

на 2024-2025 учебный год

Разработчик:

Буданова Елена Васильевна

Учитель-логопед

                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Логопедия» ,5-9класс  составлена на основании:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря  2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего ,основного общего ,среднего общего, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».

.

  • Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат»  на 2024/25учебный год.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
  • С учётом авторской  программы Н.Н.Яковлевой по коррекции дисграфии у детей с нарушением интеллекта,

 

  • Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью      

                    Задачи и ожидаемые результаты

                                               

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Р.И Лалаева(1998)отмечает, что преобладающим  в структуре речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью является семантический дефект,и расстройстав речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности,аномального психического развития в целом.

У учащихся с системным недоразвитием речи при интеллектуальной недостаточности отмечается мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического  анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

Данная программа  составлена  с учётом  принципа от «простого к сложному»; принципа поэтапного формирования умственного  действия ;принципа опоры на сохранные психические функции.  Она рассчитана на детей с интеллектуальной недостаточностью , у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени  .

В связи с этим,  коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

 Данная рабочая программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей школьников  разных возрастных групп;

количество часов на изучение тем варьируется  с учётом  индивидуальных особенностей.

Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

 Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

                                      Планируемые результаты :

 Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Лексико-грамматический строй речи.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.

Предложение и связная речь.

Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста,составлять рассказ-описан

 Специфика программы заключается  в возможности  интегрировать  детей  с тяжёлой речевой  патологией (алалия, дизартрия)  в  подгруппы  ,занимающиеся  по коррекционному плану того или иного класса. Это играет большую роль в их дальнейшей адаптации и социализации в жизни.

При реализации данной рабочей программы я использую современные педагогические технологии: информационные ,организация самостоятельной работы ,организация группового взаимодействия, анализ конкретных ситуаций.

                               Методологические и теоретические основы программы

  Рабочая программа «Коррекция сложной дисграфии у детей с системным нарушением речи в 2-9 классах школы VIII  вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного  подхода - опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально - дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретические положения программы:

Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)

Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.

Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.

Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).

 Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).

Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).

Принцип дифференцированного подхода.

 Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе.

                                         Организация работы по программе

 Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

 Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся.  Основной формой являются подгрупповые и индивидуальные  занятия.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение  тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Программа состоит из следующих разделов:

 -  коррекция звукопроизношения;

 - коррекция фонематических процессов;

 - коррекционная работа на лексическом уровне;

 - коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 -  совершенствование связной речи.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 5 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии,  акустической  дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходcтво. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в каждом классе с целью расширения словаря, развития процессов словообразования и словоизменения. Учитывается  уровень развития группы детей  данного класса. Постепенно усложняется лексический материал ,например, у уч-ся 2 класса в программе по теме «Слово» даются разделы «Согласование существительных и глаголов», «Согласование прилагательных и существительных в роде ,числе и падеже». В  3-м классе в теме «Слово»  работа ведётся уже над темой «Образование прилагательных суффиксальным способом», «Образование прилагательных от существительных».

В 5 классе даётся тема «Однокоренные слова, подбор однокоренных слов». Работа на синтаксическом уровне усложняется от темы «Двусоставное предложение» во 2 классе до темы «Распространение предложений прямым дополнением и определением» в 5 классе.

Связная речь представлена в программе 2 класса темами «Составление рассказа по опорным словам и схемам», пересказ  по плану логопеда. В 3-м классе «Составление описательных рассказов», в 5-7 классе уже устные сочинения на заданную тему.

         Ожидаемые результаты.5 класс

-уметь выделять гласные звуки из слогов,слов,предложений;

-уметь выделять согласные звуки из слогов,слов,предложений;

-уметь анализировать прямой и обратный слог;

-уметь делить слова на слоги;

-проводить слоговой анализ слов;

-различать твердые и мягкие согласные;

-различать согласные по звонкости-глухости;

-определять буквы,смягчающие согласные(ь,я,е,ё,ю,и);

-уметь ставить ударение в словах;

-уметь составлять двусоставное предложение;

-уметь распространять предложение по вопросам;

-составлять предложение по картинке;

-составлять рассказ по серии картин;

-уметь пересказывать с помощью плана.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5  КЛАСС

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

фактически

1 ЧЕТВЕРТЬ

12часов

01.09-15.09

обследование

1

Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха),звук и буква А

1

17.09

2

Звук и буква О

1

           18.09

3

Звук и буква У

1

24.09

4

Звук и буква И

1

           25.0 9

5

Звук и буква Ы

1

            01.10

6

Звук и буква Э

1

02.10

7,8

Вычленение гласных звуков из слогов ,слов, предложений.

2

08.10,09.10

9

Согласные звуки (узнавание согласного  звука на слух и по артикуляции; вычленение согласного звука в слове)Звук и буква  Б.

1

15.10

10

Звук и буква Д

1

16.10

11

Звук и буква З

1

22.10

12

Звук и буква Ж

1

23.10

                       2 четверть

1

Звуковой анализ слогов (СГ)

1

05.11

2

Звуковой анализ слов типа (мак, вол)

1

06.11

3,4

Анализ слов различной слоговой

структуры(утро ,паук ,волк, стол)

2

12.11,13.11

5,6,7

Анализ слов с опорой на числовой ряд

3

19.11,20.11,26.11

8

Деление слов на СГ и букву вне слияния

1

27.11

9

Составление слов из СГ и букв вне слияния

1

03,12

10

Составление предложений из слов из СГ и букв вне слияния

1

04.12

11,12

Твёрдые и мягкие согласные в словах .Обозначение мягкости согласных буквой Я.

2

10.12,11.12

13,14,15,16

Обозначение мягкости согласных буквой Ю

4

17.12,18,12,24.12,25.12

                    3 четверть

1-3

Обозначение мягкости согласных буквой Е

3

14.01,15.01,21.01

4-6

Обозначение мягкости  согласных буквой Ё

3

22.01,28.01,29.01

7,8

Обозначение мягкости  согласных  буквой ь

2

04.02,05.02

9,10

Звонкие и глухие согласные. П-Б

2

11.02,12.02

11,12

Дифференциация К-Г

2

18.02,19.02

13,14

Дифференциация  Т-Д

2

25.02,26.02

15,16

Дифференциация В-Ф

2

04.03,05.03

17,18

Дифференциация С-З

2

11.03,12.03

1,2

Дифференциация Ш-Ж

2

18.03,19.03

4 четверть

      5

Слова ,обозначающие действие,что делать? что сделать?

1

01.04

6

Слова. обозначающие признак предмета, какой? какая? какое?

1

02.04

7

Согласование существительных и глаголов

1

08.04

8,9

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

2

09.04,15.04

10,11

Предложение .Двусоставное  предложение (П+С).

2

16.04,22.04

11

Составление предложения по картинке

1

23.04

12,13,14

Составление рассказов по опорным словам и схемам.

3

29.04,30.04,06.05

15,16

Пересказ

2

07.05,13.05

17

Проверочная работа

1

14.05

18

Обследование

20.05,21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе в 6 классе «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год

Рабочая  программа для 6 классов «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год  составлена на основе:1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;2. Примерные программы начал...

Рабочая программа воспитания 9а класса МБОУ СОШ с.Семилетка на 2020-2021 учебный год

Программа воспитания  является организационной основой воспитательной деятельности классного коллектива и направлена на  создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, ...

Рабочая программа воспитания 10 класса МБОУ СОШ с.Семилетка на 2021-2022 учебный год

В центре  программы воспитания в соответствии с ФГОС  находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из рез...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа 5-9 класс по новым стандартам ФГОС ООО 2023-2024 учебный год

Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Хомусчаан» (для детей старшего дошкольного возраста) на 2024 – 2025 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Хомусчаан» (для детей старшего дошкольного возраста) на 2024 – 2025  учебный год...