Рабочая программа логопедических занятий в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. ) на 2024-2025 учебный год
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа логопеда 5 класс 2 вариант | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ “Починковская школа-интернат”
Рассмотрена на заседании МО №__1__ от «__28»__08__2024г. | Утверждена протоколом педсовета №__1__от «__30__»___08_2024г. |
Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. )
на 2024-2025 учебный год
Разработчик:
Буданова Елена Васильевна
Учитель-логопед
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Логопедия» ,5-9класс составлена на основании:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего ,основного общего ,среднего общего, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».
.
- Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2024/25учебный год.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
- С учётом авторской программы Н.Н.Яковлевой по коррекции дисграфии у детей с нарушением интеллекта,
- Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
Задачи и ожидаемые результаты
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Р.И Лалаева(1998)отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью является семантический дефект,и расстройстав речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности,аномального психического развития в целом.
У учащихся с системным недоразвитием речи при интеллектуальной недостаточности отмечается мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
Данная программа составлена с учётом принципа от «простого к сложному»; принципа поэтапного формирования умственного действия ;принципа опоры на сохранные психические функции. Она рассчитана на детей с интеллектуальной недостаточностью , у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени .
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Данная рабочая программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей школьников разных возрастных групп;
количество часов на изучение тем варьируется с учётом индивидуальных особенностей.
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Планируемые результаты :
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.
Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста,составлять рассказ-описан
Специфика программы заключается в возможности интегрировать детей с тяжёлой речевой патологией (алалия, дизартрия) в подгруппы ,занимающиеся по коррекционному плану того или иного класса. Это играет большую роль в их дальнейшей адаптации и социализации в жизни.
При реализации данной рабочей программы я использую современные педагогические технологии: информационные ,организация самостоятельной работы ,организация группового взаимодействия, анализ конкретных ситуаций.
Методологические и теоретические основы программы
Рабочая программа «Коррекция сложной дисграфии у детей с системным нарушением речи в 2-9 классах школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально - дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
Принцип дифференцированного подхода.
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Основной формой являются подгрупповые и индивидуальные занятия.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 5 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходcтво. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в каждом классе с целью расширения словаря, развития процессов словообразования и словоизменения. Учитывается уровень развития группы детей данного класса. Постепенно усложняется лексический материал ,например, у уч-ся 2 класса в программе по теме «Слово» даются разделы «Согласование существительных и глаголов», «Согласование прилагательных и существительных в роде ,числе и падеже». В 3-м классе в теме «Слово» работа ведётся уже над темой «Образование прилагательных суффиксальным способом», «Образование прилагательных от существительных».
В 5 классе даётся тема «Однокоренные слова, подбор однокоренных слов». Работа на синтаксическом уровне усложняется от темы «Двусоставное предложение» во 2 классе до темы «Распространение предложений прямым дополнением и определением» в 5 классе.
Связная речь представлена в программе 2 класса темами «Составление рассказа по опорным словам и схемам», пересказ по плану логопеда. В 3-м классе «Составление описательных рассказов», в 5-7 классе уже устные сочинения на заданную тему.
Ожидаемые результаты.5 класс
-уметь выделять гласные звуки из слогов,слов,предложений;
-уметь выделять согласные звуки из слогов,слов,предложений;
-уметь анализировать прямой и обратный слог;
-уметь делить слова на слоги;
-проводить слоговой анализ слов;
-различать твердые и мягкие согласные;
-различать согласные по звонкости-глухости;
-определять буквы,смягчающие согласные(ь,я,е,ё,ю,и);
-уметь ставить ударение в словах;
-уметь составлять двусоставное предложение;
-уметь распространять предложение по вопросам;
-составлять предложение по картинке;
-составлять рассказ по серии картин;
-уметь пересказывать с помощью плана.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | фактически | |||
1 ЧЕТВЕРТЬ | 12часов | 01.09-15.09 обследование | ||
1 | Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха),звук и буква А | 1 | 17.09 | |
2 | Звук и буква О | 1 | 18.09 | |
3 | Звук и буква У | 1 | 24.09 | |
4 | Звук и буква И | 1 | 25.0 9 | |
5 | Звук и буква Ы | 1 | 01.10 | |
6 | Звук и буква Э | 1 | 02.10 | |
7,8 | Вычленение гласных звуков из слогов ,слов, предложений. | 2 | 08.10,09.10 | |
9 | Согласные звуки (узнавание согласного звука на слух и по артикуляции; вычленение согласного звука в слове)Звук и буква Б. | 1 | 15.10 | |
10 | Звук и буква Д | 1 | 16.10 | |
11 | Звук и буква З | 1 | 22.10 | |
12 | Звук и буква Ж | 1 | 23.10 | |
2 четверть | ||||
1 | Звуковой анализ слогов (СГ) | 1 | 05.11 | |
2 | Звуковой анализ слов типа (мак, вол) | 1 | 06.11 | |
3,4 | Анализ слов различной слоговой структуры(утро ,паук ,волк, стол) | 2 | 12.11,13.11 | |
5,6,7 | Анализ слов с опорой на числовой ряд | 3 | 19.11,20.11,26.11 | |
8 | Деление слов на СГ и букву вне слияния | 1 | 27.11 | |
9 | Составление слов из СГ и букв вне слияния | 1 | 03,12 | |
10 | Составление предложений из слов из СГ и букв вне слияния | 1 | 04.12 | |
11,12 | Твёрдые и мягкие согласные в словах .Обозначение мягкости согласных буквой Я. | 2 | 10.12,11.12 | |
13,14,15,16 | Обозначение мягкости согласных буквой Ю | 4 | 17.12,18,12,24.12,25.12 | |
3 четверть | ||||
1-3 | Обозначение мягкости согласных буквой Е | 3 | 14.01,15.01,21.01 | |
4-6 | Обозначение мягкости согласных буквой Ё | 3 | 22.01,28.01,29.01 | |
7,8 | Обозначение мягкости согласных буквой ь | 2 | 04.02,05.02 | |
9,10 | Звонкие и глухие согласные. П-Б | 2 | 11.02,12.02 | |
11,12 | Дифференциация К-Г | 2 | 18.02,19.02 | |
13,14 | Дифференциация Т-Д | 2 | 25.02,26.02 | |
15,16 | Дифференциация В-Ф | 2 | 04.03,05.03 | |
17,18 | Дифференциация С-З | 2 | 11.03,12.03 | |
1,2 | Дифференциация Ш-Ж | 2 | 18.03,19.03 | |
4 четверть | ||||
5 | Слова ,обозначающие действие,что делать? что сделать? | 1 | 01.04 | |
6 | Слова. обозначающие признак предмета, какой? какая? какое? | 1 | 02.04 | |
7 | Согласование существительных и глаголов | 1 | 08.04 | |
8,9 | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. | 2 | 09.04,15.04 | |
10,11 | Предложение .Двусоставное предложение (П+С). | 2 | 16.04,22.04 | |
11 | Составление предложения по картинке | 1 | 23.04 | |
12,13,14 | Составление рассказов по опорным словам и схемам. | 3 | 29.04,30.04,06.05 | |
15,16 | Пересказ | 2 | 07.05,13.05 | |
17 | Проверочная работа | 1 | 14.05 | |
18 | Обследование | 20.05,21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе в 6 классе «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа для 6 классов «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год составлена на основе:1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;2. Примерные программы начал...
Рабочая программа воспитания 9а класса МБОУ СОШ с.Семилетка на 2020-2021 учебный год
Программа воспитания является организационной основой воспитательной деятельности классного коллектива и направлена на создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, ...
Рабочая программа воспитания 10 класса МБОУ СОШ с.Семилетка на 2021-2022 учебный год
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из рез...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа 5-9 класс по новым стандартам ФГОС ООО 2023-2024 учебный год
Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Хомусчаан» (для детей старшего дошкольного возраста) на 2024 – 2025 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Хомусчаан» (для детей старшего дошкольного возраста) на 2024 – 2025 учебный год...