Формирование функциональной математической грамотности обучающихся
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из опыта участия школы в региональной оценке по модели PISA в 2019 г.
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям: Количество Неопределенность и данные Изменение и зависимости Пространство и форма
Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков 21 века: Критическое мышление Креативность Исследование и изучение Саморегуляция, инициативность и настойчивость Использование информации Системное мышление Коммуникация Рефлексия
Уровни достижения функциональной математической грамотности и успешности выполнения тестовых вопросов Уровень 1 - могут отвечать на вопросы, содержащие простые задания, где преподнесена вся соответствующая информация, и вопрос четко сформулирован ; - могут отождествлять информацию и применять общепринятые методы в соответствии с определенными ситуациями .
Уровни достижения функциональной математической грамотности и успешности выполнения тестовых вопросов Уровень 2 - могут истолковать и распознать ситуацию в задании, где не требуется ничего, кроме логического рассуждения; - могут извлечь важную информацию из одного источника и использовать один репрезентативный метод; - способны направлять мышление и составить точное истолкование данных; - могут использовать основные алгоритмы; формулы процедуры для решения задач с целыми числами.
Уровни достижения функциональной математической грамотности и успешности выполнения тестовых вопросов Уровень 3 - могут четко выполнить задания, включая те, что требуют последовательного выполнения ; - могут выбрать и применить легкое стратегическое решение проблемы и могут истолковать и использовать факты , основанные на разных информационных источниках ; - могут объяснить некоторые процессы, результаты рассуждения.
Уровни достижения функциональной математической грамотности и успешности выполнения тестовых вопросов Уровень 4 - могут эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации ; - могут развивать и интегрировать разные задания, включая символические обозначения и направлять их в аспекты реальной мировой ситуации ; - могут демонстрировать хорошо выработанные навыки и легко справляются с заданиями.
Уровни достижения функциональной математической грамотности и успешности выполнения тестовых вопросов Уровень 5 - могут работать с моделями сложных заданий ; - могут определить, сравнить, оценить, создать определенную стратегию решения проблем, относящуюся к этой модели ; - демонстрируют широкое, хорошо развитое мышление , логические навыки для выполнения того или иного задания.
Уровни достижения функциональной математической грамотности и успешности выполнения тестовых вопросов Уровень 6 - способны математически мыслить и считать оперативно ; - могут приводить новые методы решения задач ; - разрабатывают стратегии для новых, ранее не встречавшихся ситуаций ; - могут связывать различные источники информации.
Где, когда и как формировать математическую грамотность? На уроках (уровни 1-4) Во внеурочной деятельности (уровни 4-6)
Основные проблемы: Недостаточный уровень предметных знаний, умений и навыков (все уровни) Низкий уровень читательской грамотности (все уровни) Недостаточный уровень владения навыками математического моделирования и аналитического мышления (4-6 уровни) Отсутствие опыта решения практико-ориентированных задач
Из опыта участия школы в РДР по модели PISA в 2020 г. Из чата родителей 8 класса
Источники (базы) практико-ориентированых задач государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный социально-гуманитарный университет http://gukolomna.ru/obrazovanie/funktsionalnaya-metmaticheskaya-gramotnost.php https://4ege.ru/materials_podgotovka/51665-zadaniya-pisa-po-matematike.html Задачи №№1-5 ОГЭ по математике 9 класс https://math-oge.sdamgia.ru/ https://yandex.ru/tutor/uroki/oge/matematika/02-04-matematika-podgotovka-k-ogeh-1-prakticheskie-zadachi-zadaniya-1-5-chast-1_445f7065ea93f209b8db2e29c8e44642/ Различные сборники нестандартных математических задач разного уровня
Место практико-ориентированных задач в школьном курсе математики. На уроке изучения нового материала 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия
Например: изучение темы «Пропорциональные отношения. Решение задач с помощью пропорций» на этапе постановки задачи и мотивации можно начать с задачи «Велосипедисты» из базы PISA: Длина окружности покрышки колеса велосипеда Петра равна 96 см или 0,96 м. У его велосипеда три скорости, которые устанавливаются с помощью нижней, средней и верхней передач. У этого велосипеда следующие передаточные соотношения: Нижнее 3:1 среднее 6:5 верхнее 1:2 Сколько раз надо Петру повернуть педали, чтобы проехать 960 м на средней передаче? А уже на этапе рефлексии предложить обучающимся придумать и составить свои задачи с практическим содержанием на изучаемую тему с последующим решением в классе.
Место практико-ориентированных задач в школьном курсе математики. На уроке комплексного применения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Например: при изучении темы «Теорема Пифагора» на этапе закрепления материала в творческой измененной ситуации можно предложить задачу « парусные корабли » из базы PISA:
Место практико-ориентированных задач в школьном курсе математики. На уроке систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний 5)Подготовка учащихся к обобщенной деятельности 6)Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 7) Применение знаний и умений в новой ситуации 8)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 10) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Например: при изучении темы «Прогрессии» на этапе обобщения и систематизации можно поработать над задачей «Пингвины» из базы PISA: Фотограф-анималист Джин Баптист отправился в годичную экспедицию и сделал множество фотографий пингвинов и их птенцов. Особенно его интересовал рост размеров различных колоний пингвинов. Джин задается вопросом, о том, как изменится размер колонии пингвинов в течение следующих нескольких лет. Он делает следующие предположения: в начале года колония состоит из 10 000 пингвинов (5 000 пар); каждый год весной каждая пара пингвинов выращивает одного птенца; в начале каждого года колония состоит из равного числа самцов и самок, которые образуют пары; к концу каждого года 20% всех пингвинов (взрослых и птенцов) умирают; годовалые пингвины также будут выращивать птенцов. Исходя из данных предположений, вычислите количество пингвинов в колонии через 7 лет.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Математический инструментарий формирования функциональной математической грамотности обучающихся
Текст выступления на РМО по теме "Математический инструментарий формирования функциональной математической грамотности обучающихся" (12_11_2021)...
Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...
Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся
Формы и средства, направленные на формирование у обучающихся функциональной математической грамотности...
"Разбор заданий, технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся" (Бурмистрова Е.Ю.)
quot;Разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся"...
«Практико-ориентированные задачи №1-5 ОГЭ как один из элементов развития функциональной математической грамотности обучающихся»
Одним из эффективных способов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Это задачи, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действитель...
Формирование функциональной математической грамотности обучающихся (открытое занятие кружка)
Формирование функциональной математической грамотности обучающихся (открытое занятие кружка)...