Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
статья по математике
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
Математическая грамотность – одна из основных составляющих функциональной грамотности. Интерес к заявленной теме обуславливается необходимостью реализации федеральных государственных стандартов, определяющих перечень планируемых результатов, а именно: предметные, метапредметные, личностные.
В настоящее время Россия принимает участие в следующих программах, предназначенных для проверки уровня достижения планируемых результатов:
- Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS);
- Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA);
- Международное исследование по вопросам преподавания и обучения (TALIS).
Наиболее актуальным вопросом является формирование функциональной математической грамотности у учащихся пятнадцатилетнего возраста, получивших обязательное общее образование, в рамках исследования PISA.
Задача данного исследования – установить, обладают ли учащиеся данного возраста необходимыми знаниями и умениями для полноценного функционирования в современном мире.
А именно, способны ли ученики:
- определять и формулировать проблемы, которые встречаются в окружающем мире;
- сформулировать поставленную задачу на математическом языке;
- решать задачу с помощью средств, методов и алгоритмов математики;
- анализировать применяемые методы;
- оценивать полученные результаты.
Достижение вышеупомянутых результатов планируется на уроках математики посредством решения нестандартных задач, а также задач, для решения которых требуется применение приближенных методов вычислений или оценка полученных результатов.
Ниже изложены подходы к составлению заданий, предназначенных для оценки и формирования математической грамотности. Апробация разработанных заданий позволила уточнить некоторые особенности и требования к разрабатываемым заданиям.
1. Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
2. Для выполнения задания требуется целостное, а не фрагментарное, применение математики.
3. Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.
4. Для выполнения заданий требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам, выделенным в PISA.
5. Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в проблему), к которой предлагаются два связанных с ней вопроса.
6. Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы. Введение не должно содержать информацию, которая носит отвлекающий характер. Важно: уровень овладения читательской грамотностью не должен отражаться на проверке математической грамотности.
Информация, сообщаемая в задании, даётся в различных формах: числовой, текстовой, графической (график, диаграмма, схема, изображение и др.), она может быть структурирована и представлена в виде таблицы.
Наличие визуализации обязательно. Оказать помощь учащимся в части мысленной визуализации и погружения в сюжет должны фото и рисунки. Графические средства визуализации математического содержания проблемы окажут учащимся помощь на этапе её моделирования, послужат опорой для проведения рассуждений.
Если введение содержит слова, которые могут быть не известны учащимся, то в нём можно дать краткое пояснение, определение и/или иллюстрацию к ним.
7. Вопрос позволяет раскрыть приведённую ситуацию с определённой стороны.
Каждый самостоятельный содержательный шаг фиксируются; все основные элементы выделяются для оценивания.
8. Учитывается, что задания предлагаются учащимся на компьютере, и ответы они вносят, используя его клавиатуру. При разработке заданий используются возможности компьютера, позволяющие проводить построение заданных математических объектов, переносить на плоскости заданные объекты, выполнять вычисления с заданными числами и др.
9. Используются задания разного типа по форме ответа:
- с выбором одного или нескольких верных ответов из предложенных альтернатив;
- со свободным кратким ответом в форме конкретного числа, одного-двух слов;
- со свободным полным ответом, содержащим запись решения поставленной проблемы, построение заданного геометрического объекта, объяснение полученного ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-212273-1490706815.jpg)
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС 5 класс
РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС) Типичные ошибки входной контрольной работы: 1. Вычислительная ошибка. 2. Выпол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-883199-1486121121.jpg)
Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-1254320-1591290129.jpg)
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/30/picture-1322836-1730318865.jpg)
Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...
Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-1440778-1669980369.jpg)
"Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях. Она включа...
Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее...