Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
презентация к уроку по математике
Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_matematicheskoy_gramotnosti_na_urokah_matematiki_v_zheltom.pdf | 1.79 МБ |
doklad_po_fg_21-03.docx | 117.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ильина О.С. , учитель математики
Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я поделюсь с Вами моими средствами, методами и приемами формирования математической грамотности на уроках математики.
Слайд №2
Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
Слайд 3.
Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.
Это преобразование требует математических рассуждений и является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.
Структурные компоненты заданий на оценку математической грамотности
Контекст, в котором представлена проблема;
- Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.)
- Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.)
- Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография)
- Научная деятельность – Мир науки (рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения, или решение чисто математических задач, например, применение неравенства треугольника).
Математическое содержание, которое используется в заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):
- Изменения и зависимости (алгебра)
- Пространство и форма (геометрия)
- Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
Мыслительная деятельность (когнитивные процессы ) - формулировать ситуацию математически – описать ситуацию из реального мира математически, делать и осмысливать допущения;
- применять математические понятия, факты, процедуры - проводить арифметические вычисления, геометрические построения, переводить единицы измерения, решать уравнения, извлекать информацию из таблиц, графиков, представлять и манипулировать формами в пространстве, анализировать данные;
- интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты: способность размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы
- рассуждать - логика, рассуждение «над формулированием», рассуждение «над решением», рассуждение «над результатом»
Слайд 4
По предложению Сергеевой Татьяны Федоровны (доктора педагогических наук, профессора МГПУ) при составлении заданий учитываются критерии:
- Контекстность (личный, профессиональный, общественный, научный)
- Проблемность (противоречивая ситуация, неопределенность, неоднозначность)
- Соответствие возрастным особенностям (физическое и психологическое развитие, ценности, особенности поколения)
- Обогащение социального опыта (личный, профессиональный, общественный, научный)
- Познавательность (познавательный момент в задаче)
- Развитие компетенций (предметные, метапредметные + креативные, критическое мышление, коммуникация, кооперация);
- Комплексность (широкий спектр источников, средств и способов, интеграция, различные формы ответов: выбор одного, множественный выбор, свободная запись ответа и решения)
- Уровневость (задания различной сложности)
Что вызывает трудности у ребенка?
- многословность в описании контекста задания, который может включать материалы, не относящиеся к выполнению задания;
- математическое содержание представлено не в явном виде;
- ориентация на строгое математическое изложение материала, отсутствие метода проб и ошибок;
- сочетание в задании житейских и математических рассуждений;
- интеграция математического содержания
Стандартные ошибки
- распознавание величин, единиц их измерения и зависимостей;
- геометрический материал;
- оценка утверждений;
- различные виды представления информации
Конструирование задания:
Подходы к составлению заданий
- Предлагаются не учебные, а контекстуальные задачи, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики;
- Для выполнения задания требуется целостное применение математики: понимание, формулирование на языке математики, поиск и осуществление решения, сообщение и оценка результата;
- Мыслительная деятельность описывается в соответствии с концепцией PISA-2021;
- Для выполнения задания требуются знания и умения из разных разделов математики
- Структура задания: описание ситуации – и 2 связанных с ней вопроса;
- Введение в проблему – небольшой вводный текст мотивирующего характера, который не содержит лишней информации и не связан с заданием.
- Информация в задании дается в различных формах: числовой, текстовой, графической, в виде таблицы. Наличие визуализации обязательно.
- Вопрос раскрывает ситуацию с определенной стороны
- Учитывается, что задания выполняются на компьютере, ответы вносят, используя клавиатуру
- В заданиях можно использовать разные типы ответов: выбор одного или нескольких ответов, свободный краткий ответ, полный ответ, которые оцениваются экспертами
- Принимается во внимание психофизическое развитие детей
Виды заданий:
- Распознавание и нахождение значений величин
- Оценка утверждений
- Построение и обоснование математической модели
- Интерпретация
Быстро пролистать слайды 8-14
До собственной разработки комплексных заданий я только подошла, мной созданы и еще не апробированы 2 задания, которые находятся по ссылке в облаке.
Слайд 14.
В работе использую материалы для подготовки к ВПР, из открытого банка заданий по ФГ, и задания 1-5 из ОГЭ для проверки знаний в каких-либо областях. Используемые материалы обычно располагаю в виде форм на Гугл-диске. Их удобно открывать и провести актуализацию знаний по теме, закрепление темы, тестирование и корректировку, а также задать для самостоятельной работы.
Там же набираю банк заданий комплексного характера, который пополняю, для 7-9 классов в данное время там имеется около 20 тестов. Для обработки результатов там использую расширение Flubaroo, которое позволяет быстро выполнить оценивание и статистику по классу.
Для работы с заданиями на ФГ с 8,9 классами использую тетради сюжетных задач из ОГЭ, предложенные сообществом Подготовка к ОГЭ 2022: Математика в ВК.
Слайды 16-21 пролистать.
Также использую ресурсы РЭШ, банк заданий Института стратегий развития образования, Медиаматериалы с сайта Просвещение.
Слайд 22.
Другие ресурсы: смотрите слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Презентация к уроку по формированию функциональной математической грамотности
Презентация доступна и наглядно детям показывает все моменты урока.Очень наглядно, доступно и красиво....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: "ДИАГРАММЫ" (ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)...
«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»
laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...
Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...
"Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях. Она включа...
Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее...