РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ на уроках математикина
материал

Вдовенко Нина Васильевна

Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителями стоит важная задача – научить школьников разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии знания могут стать подвижными и действенными.  Содержание школьных учебников математики (теоретический и практический материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении  учащихся и его слабой реализацией в современной  школе из-за отсутствия соответствующей базы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_na_urokah_matematiki.docx341.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях

уголовно-исполнительеой системы»

ГКОУ «СОШ при УУИС»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

на уроках математикина

( Выступление на МО УПКР ТСП г.Кемерово ФКУ ИК-22)

Учитель математики  Вдовенко Н.В.

г.Кемерово 2020

Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителями стоит важная задача – научить школьников разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии знания могут стать подвижными и действенными.  Содержание школьных учебников математики (теоретический и практический материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении  учащихся и его слабой реализацией в современной  школе из-за отсутствия соответствующей базы.  

Научить детей любить свою Отчизну – святая обязанность каждого учителя. Введение элементов краеведения в преподавание предметов способствует расширению кругозора учеников, связывает предмет с окружающей действительностью. Задания с краеведческим содержанием не просто интересны, они знакомят школьников с историей края, с фактами, которыми школьник может гордиться. А нам есть чем гордиться.

Опыт показывает, что ученики всех классов,с большим интересом выполняют задания, в которых говорится об их родном крае. Приобщение школьников к истории, культуре и традициям малой Родины позволяет решать на уроках не только образовательные, но и духовно-нравственные задачи, реализуя принцип развивающего обучения.

Изучение родного края в рамках регионального компонента уроков становится основой для всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Работа называется Задачи с региональным компонентом.
Кемеровская область. Предствлена в виде сборника задач с ответами и историческими справками.

В соей работе мы применяем наработки учителей Кузбасса и свои личные.

Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко - краеведческую  направленность и экологическую информацию.

Задачи с региональным компонентом.

Кемеровская область.

______________________________________________________

№ 1.

В  2013г. на территории Кемеровской области введены в эксплуатацию 15876  квартир,  из них примерно 79,4 % построены в городах.  Сколько квартир введено в эксплуатацию в городах Кемеровской области? Ответ округлите до целых.http://dsko.ru/images/stories/11a_kemerovo.jpgАдминистративная карта Кемеровской обл. Подробная административная карта Кемеровской обл масштаба 1см:26км, A0 -

№2.

Площадь Кемеровской области составляет 95,5 тыс. км2. Найдите сколько процентов площади Кемеровской области занимает г. Кемерово, если площадь г. Кемерово равна  278,6  км2. Ответ округлите до десятых.

№ 3.

В этом году яровой сев зерновых и зернобобовых культур в Кузбассе запланировано провести на площади 589,4 тыс. га. В том числе планируется  засеять 302,8 тыс. га яровой пшеницей, 128 тыс. га ячменем и  130, 4 тыс. га - овсом. Сколько  планируется засеять прочими  зерновыми культурами? Составьте круговую диаграмму распределения зерновых культур.Посевная зерновых в Таджикистане проходит с опережением планов

№ 4.

По данным УМВД России по г. Кемерово за 12 месяцев 2013 года было зарегистрировано 15820 преступлений. При этом 320 из них совершенных несовершеннолетними. Какой процент преступлений приходится на несовершеннолетних. Ответ округлите до сотых.

Ответы и решения.

______________________________________________________

№1.

Решение:

15876  - 100%

х            -  79,4 %

  х=15876*79,4/100=12605,544≈12606 квартир.

Ответ:  ≈12606 квартир.

№2.

Решение:

95500  - 100%

278,6    -      х    

  х=278,6*100/95500 ≈0,3%

Ответ: ≈0,3%

№3.

Решение:

589,4 - (302,8 +128 + 130,4)= 589,4 - 561,2 = 28,6 га

589,4 - 100%              3600 - 100%

302,8 - хп        хп=302,8*100/589,4=51,4%        

        51,4*360/100=1850

128 - хя        хя=128*100/589,4=21,7%        

        21,7*360/100=780

130,4 - хо        хо=130,4*100/589,4=22,1%        

        22,1*360/100=800

28,6 - хпр        хпр=100 - (51,4 + 21,7 + 22,1) =4,8%        

        360 -185-78-80=170

№ 4.

Решение:

15820 - 100 %

320      - х

х = 320*100/15820= 2,02%

Ответ:   2,02% преступлений приходится на несовершеннолетних.

  1. Задачи на натуральные числа

№ 1

    Площадь Кемеровской области девяносто пять тысяч семьсот квадратных километров. Хвойные леса занимают шестьдесят тысяч двести девяносто один квадратный километров.  Среди хвойных пород деревьев в Кемеровской области произрастают: пихта, сосна, ель и кедр. Известно, что пихта занимает тридцать две тысячи пятьсот пятьдесят семь квадратных километров; сосна занимает тысячу пятьсот семь квадратных километров;  кедр занимает две тысячи четыреста   двенадцать квадратных километров,  а ель сто двадцать один квадратный километр.

 а ) Запишите цифрами данные числа;

 б ) Проанализируйте эти данные и ответьте на вопросы:

  • Деревьев каких хвойных пород меньше всего в Кузбассе?
  • Что можно сделать для того чтобы увеличить число этих деревьев?

            №2

   По данным переписи населения, проведенной 14 октября 2010 года, численность населения нашей области составляла два миллиона семьсот шестьдесят три тысячи сто человек. На территории Кемеровской области проживают люди различных национальностей. Национальная структура населения такова:

  • Русские - два миллиона пятьсот восемьдесят девять тысяч человек;
  • Татары – сорок одна тысяча пятьсот человек;
  • Украинцы – двадцать две тысячи сто пять человек;
  • Немцы – двадцать четыре тысячи восемьсот шестьдесят восемь человек;
  • Чуваши – восемь тысяч двести восемьдесят девять человек;
  • Шорцы - одиннадцать тысяч пятьдесят два человека;
  • Белорусы – пять тысяч пятьсот двадцать шесть человек;
  • Другие национальности – шестьдесят тысяч семьсот восемьдесят восемь человек.

Запишите цифрами данные числа.

№3

     По данным переписи населения, проведенной 14 октября 2010 года, в Кемеровской области проживает два миллиона семьсот шестьдесят три тысячи человек. Городское население составляет два миллиона триста пятьдесят девять тысяч семьсот человек, а сельское население четыреста три тысячи четыреста человек.

                  а ) Запишите цифрами данные числа;

                  б ) Сравните числа и выясните, какое население преобладает в Кемеровской области;

                    в ) На сколько численность городского населения превышает сельское?

                   

№4  

       Административные границы Кемеровской области сухопутные. На севере область граничит с Томской областью, на востоке – с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на юге – с республикой Алтай и Алтайским краем, на западе – с Новосибирской областью. Общую протяженность административных границ нашей области вы узнаете, вычислив значение числового выражения:

         ( 2309 + 1219 ) . 10 :14 =       Ответ:2520 км

№5

      В Кемеровской области 30109 рек малых, средних, больших. Решите уравнения и вы узнаете названия и  длины самых крупных рек нашей области:

     а )  х + 12896 = 12896;                                      ( х= 827, Томь )

     б ) х : 13 =  51;                                                     (х = 663, Иня )

     в )142 . х = 47996;                                             ( х = 338, Мрассу )

     г ) х . 203 = 111244;                                           ( х = 548, Кия)

     д ) х – 199 = 193;                                                ( х = 392, Кондома )

     е ) 11936 – х = 11556;                                      ( х= 380, Яя ).

  1.  Единицы площади

№1

     Земельные ресурсы Кемеровской области:

  • Всего земель – 9,6 млн. га, из них:
  • Леса и кустарники – 6,2 млн. га;
  • Земли сельскохозяйственного назначения – 2,7 млн. га;
  • Прочие земли – 0,7 млн. га.

   Выразите га в квадратных километрах ( 1 га = 1 000 м2).

№2

  Лесные ресурсы Кемеровской области:

  • Общая площадь лесного фонда – 5,4 млн. га;
  • Общий запас древесины основных лесообразующих пород – 666 млн. куб.м.;
  • Расчетная лесосека – 7531,2 тыс. куб.м.;  

Составьте текстовые задачи, используя данные  лесных ресурсов Кемеровской области.

  1.  Задачи на проценты

№1

Хвойные леса Кузбасса занимают 63% площади Кемеровской области. Узнайте, какова площадь  хвойных лесов, если площадь Кемеровской области 95700 км.

№2

 Хвойные леса в Кемеровской области занимают 60291 км2   .  Пихта занимает 54% от площади хвойных лесов, сосна занимает 2,5%, кедр занимает 4%, а ель 0,2% от площади хвойных лесов. Узнайте, какую площадь занимает пихта, сосна, ель и кедр.

№3

   По данным переписи населения, проведенной14 октября 2010 года, в Кемеровской области проживает 2763,1 тыс. человек. Городское население составляет 85,4%, а сельское население 14,6% от общей численности людей, проживающих в нашей области.

Проанализируйте эти данные и ответьте на вопросы:

 а ) Какого населения больше?

б ) Сколько человек проживает в городах и сколько проживает в сельской местности ( округлить ответ до единиц )?

№4

   Численность населения Кемеровской области 2763,1 тыс. человек ( по данным переписи населения 14.10.10г. ). Мужчины составляют 45,8%, а женщины 54,25. Сколько мужчин и сколько женщин проживает в нашей области ( ответ округлить до единиц)?

№5

  Площадь Кемеровской области 95700км2  , а численность населения  ( по данным переписи населения, проведенной 14.10.2010г. ) 2763,1 тыс. человек. Какова плотность населения в Кемеровской области?  ( Плотность населения: количество человек на 1 км2    ).

№6

   На территории Кемеровской области проживают люди различных национальностей. По данным переписи населения, проведенной 14 .10.2010г., национальная структура населения такова:

  *    русские – 93,7%;

  *    татары – 1,5%;

  *     украинцы – 0,8%;

  *     немцы – 0,9%;

  *     чуваши – 0,3%;

  *     шорцы – 0,4%;

  *     белорусы – 0,2%;

  *     другие – 2,2%.

Проанализируйте эти данные и ответьте на вопросы:

  а ) Население какой национальности преобладает в Кемеровской области?

  б ) Сколько человек каждой национальности проживает в нашей области, если численность всего населения составляет 2763,1 тыс. человек.

№7

   Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири. Площадь области—95,7 тыс.кв. км, что составляет 4% территории Западной Сибири и 0,6% территории России. Узнайте площадь Западной Сибири и площадь России.

№8

   Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири. Площадь Западной Сибири 23952,5 тыс.кв.км, а площадь Кемеровской области составляет 4 % от площади Западной Сибири.  Определите площадь нашей области.

IY.   Задачи на движение

№1

  Расстояние от Кемерово до Новокузнецка автомобиль проехал за 3 часа. Определите:  с какой скоростью двигался автомобиль, если расстояние между городами 222 км.

№2

  От Новокузнецка до Кемерово автомобиль ехал 3 часа. Определите среднюю скорость автомобиля, если первый час он ехал со скоростью 76км/ч, второй час со скоростью 78 км/ч, а третий час со скоростью 68 км/ч.

№3

   Расстояние между городами Кемерово и Новокузнецк – 222 км.

   Определите, сколько литров бензина потребуется, если автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км?

    Сколько потребуется израсходовать денег на бензин, если 1 литр бензина стоит 31 рубль?

№4

    Школьники во время летних каникул совершили велосипедный поход из города Кемерово в город Ленинск – Кузнецкий. Расстояние между городами 74 км. Первые 48,6 км они двигались со скоростью 12,15 км/ч, сделали привал 2,5 часа, а потом ехали со скоростью 12,7 км/ч. Сколько времени школьники были  в походе?

№5

  Расстояние между городами Кемерово и Новокузнецк  222 км.

  Определите, сколько литров бензина потребуется грузовому автомобилю, если автомобиль расходует 30 литров на 100 км?

  Сколько потребуется израсходовать денег на бензин, если 1 литр бензина стоит 29 рублей?

Y.  Задачи на части

№1

  Расстояние по шоссе от Кемерово до Новокузнецка составляет 244км. Маршрут между этими городами проходит через следующие населенные пункты: Ленинск – Кузнецкий, Прокопьевск, Новокузнецк. Расстояние от Кемерово до Новокузнецка равно:

¼ пути Челябинск – Казань;

3 расстояниям от Новоуральска до Екатеринбурга;

1/5 маршрута между Волгоградом и Ростовым.

Используя данные, найдите расстояние между Челябинском и Казанью; между Новоуральском и Екатеринбургом; расстояние от Волгограда до Ростова.

     

 Литература

1.Кацюба Д.В. История Кузбасса. Изд.4-е, Кемерово: кН.изд.,1983.

2.Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. -М.: Галс плюс,1998.

2.http://kemoblast. Ru  Кем. обл. Инфор.партал.

____________________________________________________________________

Статистические данные взяты на сайте:

http://www.kemerovostat.gks.ru/   -  Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент на уроках ИЗО

Статья опубликованная в сборнике  материалов   Межрегионального научно-методического семинара (г.Саранск  2010 г)...

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Обобщение опыта по теме "Региональный компонент на уроках французского язык- как средство развития межкультурной компетенции учащихся"

Описание опыта в виде ИПМ: теоритическое обоснование опыта, цели, задачи педагогической деятельности, принципы и формы организации деятельности....

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Региональный компонент на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются следующие задачи:·       дать основы знаний о регионе;·       раскрыть значимость окружающего мира для жизнед...

реализация регионального компонента на уроках литературы

Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...