Национально-региональный компонент на уроках ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Статья опубликованная в сборнике материалов Межрегионального научно-методического семинара (г.Саранск 2010 г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolevam.n.-statya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Королева М.Н.
учитель ИЗО МОУ «Гимназия № 20»
г. Саранск
Национально-региональный компонент на уроках
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов, населяющих необъятные просторы нашей родины. Они раскрывают исконные истоки духовной жизни каждого народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Человек, не знающий родной язык, историю, культуру, отчужден от своей нации.
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Этнокультурный компонент эффективно реализуется в преподавании многих дисциплин: «Родной язык», «Родная литература», «История родного края», «Основы языка родного края», «Музыка», «МХК» и др.
Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности на уроках ИЗО обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью преподавания ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладные искусства) является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.
В Республике Мордовия традиционная система обучения существенно дополняется национально-региональным компонентом. Большинство школ и гимназий внедряют и дополняют свои школьные программы национально-региональным компонентом. Вводят учебные предметы, направленные на изучение истории, культуры и природы родного края, готовят курсы краеведческого содержания, разносторонне отражающие специфику республики.
Учителя ИЗО, работающие и знающие программу Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», также легко вводят национальный компонент в свои уроки. Так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся, уже с первого класса начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во второй четверти с Мастером Украшения они впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и находить на предметах быта, одежде, головных уборах. А в третьей четверти, вместе с другим Мастером - Мастером Постройки, они путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности родного города. И во втором, и в третьем классе учителю необходимо обращаться к искусству своей малой Родины. Так в третьем классе темы четвёртой четверти рассказывают о музеях и жанрах изобразительного искусства, и учитель может рассказать не только о нашем знаменитом музее имени Степана Эръзи , но и о художниках и скульпторах Мордовии, ведь наша республика богата знаменитыми самобытными мастерами, а Эрьзя известен на весь мир. В 4 классе, после изучения культуры России, учитель в конце первого полугодия, может обобщить и повторить полученные знания об национальных особенностях мордовского народа, добавив темы праздников и рассказы о древних обрядах.
Начальная школа закончит один цикл национального компонента, а средняя школа эти темы может дополнить и раскрыть новыми элементами, предназначенными для учащихся старшего возраста. Каждый урок по своему содержанию должен быть логически связан как с предшествующими уроками, так и с последующими, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Главное не потерять тот стержень, те цели и задачи, которые заложены автором в программе. В художественной культуре мордвы народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Произведения его выделяются совершенством форм, особой красочностью, богатством орнамента, придающим облику художественных изделий особую живописность, приподнято праздничный характер. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные художественные и технические приемы формообразования и узоротворчества.
Так пятый класс расскажет не только об особенностях исконно русского жилья, но и найдёт параллель с избой мордвы, а женский костюм «мокшанки» будет соперничать с красотой русского сарафана и с головным украшением «эрьзянской»девушки. Мифы Древней Греции седьмого класса переплетутся с мифами мордвы о «виряве» и «ведяве», а исторические эпизоды Суворова и Кутузова с морскими боями нашего знаменитого земляка Фёдора Ушакова. Ведь история Мордовии неразрывно связана с историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей не только к русскому, но и к мордовскому фольклору, его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам, учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению национальной художественной культуры. Через уроки ИЗО у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков
Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...
Урок английского языка в 5м классе с введением национально-регионального компонента
Данный урок предназначается учащимся 5 класса. Урок повторения по теме "Еда". Тут включается лексика названий якутск...
Урок биологии 6 класс (национально-региональный компонент)
Краеведческий компонент содержания школьного биологического образования является составной частью государственного стандарта общего образования на второй ступени обучения, содержание которого...
Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"
Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...
Урок "Сервировка стола к ужину с использованием национально-регионального компонента."
Итоговый урок по теме "Кулинария"...
Разработка урока английского языка для 6 класса с использованием ИКТ и национально-регионального компонента по теме «Еда. Особенности национальной кухни» («Food. The Peculiarities of National Cuisine»)
Разработка урока английского языка с использованием ИКТ и национально-регионального компонентапо теме "Еда"...