Значимость международных исследований для повышения качества образования
статья
Сравнительный анализ основных международных исследований функциональной грамотности, в которых принимают участие российские школьники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisa.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость международных исследований (в том числе PISA) для повышения качества образования
В настоящее время в России реализуется Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования». Программа призвана обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения.
Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг - листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).
Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области образовательных услуг.
Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению с школьниками других стран в части овладения важными, признанными на международном уровне компетенциями: читательской, математической и естественно – научной грамотностью. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Современные технологии мониторинговых исследований качества образования позволяют повысить объективность и педагогическую эффективность проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях
В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. 3 основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста). Проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. Участие в исследовании принимают обучающиеся 4-х классов. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия входит в тройку (даже двойку) лидеров.
TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного школьного образования). Проходит циклично – раз в 4 года. Участие в исследовании принимают учащиеся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам. В исследовании участвуют более 60 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия уверенно входит в десятку лидеров.
Очевидно, что за последнее десятилетие Россия улучшила свои показатели и результаты PIRLS и TIMSS.
К сожалению, результаты международного исследования PISA явно хуже. Что такое PISA? PISA в дословном переводе означает Международную программу оценки образовательных достижений учащихся. Участие в программе принимают государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также страны, сотрудничающие с этой организацией. Сейчас в данном исследовании участвует порядка 80 стран, в том числе и Россия. Исследование проводится с 2000 года, циклично – раз в 3года. Участвуют в нем 15 – летние подростки. Результативность: в разные годы Россия занимала места с 22 по 43 по различным направлениям исследования: читательской, математической, естественнонаучной грамотности.
Так в чем же проблема? Почему Россия показывает такие низкие результаты PISA? Кто виноват: учитель – ученик – система образования? Или что – то не в порядке с самим исследованием?
Анализируя итоговые результаты исследований можно прийти к выводу, что имея неплохие, а зачастую даже отличные теоретические знания, учащиеся не могут применить их на практике. То есть теория далека от практики. Учащиеся сталкиваются с нестандартной формулировкой заданий, теряются в нестандартных ситуациях (при решении заданий с избыточным или недостаточным условием), им не хватает практического опыта применения полученных знаний. Также сказывается отсутствие критического мышления, обучающиеся редко проявляют инициативу и креативность мышления. Для обучающихся привычнее типичные, четко сформулированные задания единой направленности.
Конечно исследования не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами образования, но позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути эффективного достижения поставленных целей. Кроме того, исследования дают информацию о состоянии образования, позволяют соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения.
Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия практических, прикладных умений, то есть подготовку к реальной жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых является проверка предметных знаний и умений с помощью выполнения учебных заданий, практически не связанных с реальной жизнью.
Важным условием успешности обучающихся становится не только наличие теоретических знаний, но и умение применять их в незнакомой ситуации, при решении практико – ориентированных, метапредметных заданий. В 2020 году задания в формате PISA вошли в ОГЭ по математике. Также планируется введение подобных заданий в ЕГЭ.
Таким образом, участие в международных исследованиях позволяет решить следующие задачи: оценить влияние мировых тенденций на развитии Российского образования; определить реальный уровень соответствия содержания математического образования с планируемыми результатами; понять, отвечают ли современному содержанию образования учебники, учебные планы, методические пособия, уровень подготовки учителей? житейских ситуациях. В итоге, дается ответ на вопрос: хватает ли молодым людям знаний и умений для полноценной жизни в современном обществе и могут ли они решать задачи, с которыми придется сталкиваться в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать.
Хочется надеяться, что модернизация современного образования будет опираться на опыт работы отечественной школы в прошлом и в настоящем; сохранять все позитивные традиции и достижения российской школы, заимствовать из зарубежной школы всё лучшее и применимое в современных условиях.
Источники информации:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Статья на тему: PISA – Международное исследование в области качества образования
Исследование в области качества образования....
СТАТЬЯ "Развитие международных связей как эффективное средство повышения качества образования и мотивации к изучению немецкого языка"
Развитие международных связей....
Мониторинговые исследования как средство повышения качества образования обучающихся Амурского муниципального района
В настоящее время на всех уровнях системы образования, мы все, пытаемся найти ответы на вопросы:- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы для каждого субъекта образовательного процесса?- В ...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
Значимость международных исследований качества образования
Тема спича: значимость международных исследований качества образования...
"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...