Значимость международных исследований для повышения качества образования
статья

Короткевич Валентина Михайловна

Сравнительный анализ основных международных исследований функциональной грамотности, в которых принимают участие российские школьники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisa.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость международных исследований (в том числе PISA) для повышения качества образования

В настоящее время в России реализуется  Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования». Программа призвана обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения.

Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг - листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).

Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области  образовательных услуг.

Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению с школьниками других стран в части овладения важными, признанными на международном уровне компетенциями: читательской, математической и естественно – научной грамотностью. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Современные технологии мониторинговых исследований качества образования позволяют  повысить объективность и педагогическую эффективность проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях

В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. 3 основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.

PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста).  Проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. Участие в исследовании принимают обучающиеся 4-х классов. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия входит в тройку (даже двойку) лидеров.

TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного школьного образования).  Проходит циклично – раз в 4 года. Участие в исследовании принимают  учащиеся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам. В исследовании участвуют более 60 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия уверенно входит в десятку лидеров.

Очевидно, что за последнее десятилетие Россия улучшила свои показатели и результаты  PIRLS и TIMSS.

К сожалению, результаты международного исследования PISA  явно хуже. Что такое PISA? PISA в дословном переводе  означает Международную программу оценки образовательных достижений учащихся. Участие в программе принимают государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества  и развития, а также страны, сотрудничающие с этой организацией. Сейчас в данном исследовании участвует порядка 80 стран, в том числе и Россия. Исследование проводится  с 2000 года, циклично – раз в 3года. Участвуют в нем 15 – летние подростки. Результативность: в разные годы Россия занимала места с 22 по 43 по различным направлениям исследования: читательской, математической, естественнонаучной грамотности.

Так в чем же проблема? Почему Россия показывает такие низкие результаты PISA? Кто виноват: учитель – ученик – система образования? Или что – то не в порядке с самим исследованием?

Анализируя итоговые результаты исследований можно прийти к выводу, что имея неплохие, а зачастую даже отличные теоретические знания, учащиеся не могут применить их на практике. То есть теория далека от практики. Учащиеся сталкиваются с нестандартной формулировкой заданий, теряются в нестандартных ситуациях (при решении заданий с избыточным или недостаточным условием), им не хватает практического опыта применения полученных знаний. Также сказывается отсутствие  критического мышления, обучающиеся редко проявляют инициативу и креативность мышления. Для обучающихся  привычнее типичные, четко сформулированные задания единой направленности.

Конечно исследования не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами образования, но позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути эффективного достижения поставленных целей.   Кроме того, исследования дают информацию о состоянии образования, позволяют соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения.

Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия практических, прикладных  умений, то есть подготовку к реальной  жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых является  проверка предметных знаний и умений с помощью выполнения учебных заданий, практически  не связанных с реальной жизнью.

Важным условием успешности обучающихся становится  не только наличие теоретических знаний, но и умение применять их в незнакомой ситуации, при решении практико – ориентированных, метапредметных  заданий. В 2020 году  задания в формате PISA вошли в  ОГЭ по математике. Также планируется введение подобных заданий в ЕГЭ.

Таким образом,  участие в международных исследованиях позволяет решить следующие задачи: оценить влияние  мировых тенденций на развитии Российского образования; определить реальный уровень соответствия содержания  математического образования с планируемыми результатами;  понять, отвечают ли современному содержанию образования учебники, учебные планы, методические пособия, уровень подготовки учителей? житейских ситуациях. В итоге, дается ответ на вопрос: хватает ли молодым людям знаний и умений для полноценной жизни в современном обществе и могут ли они решать задачи, с которыми придется сталкиваться в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать.

Хочется надеяться, что модернизация современного  образования будет опираться на опыт работы отечественной школы в прошлом и в настоящем; сохранять все позитивные традиции и достижения российской школы, заимствовать из зарубежной школы всё лучшее и применимое  в современных условиях.

Источники информации:

https://fioco.ru/pisa

https://fioco.ru/pirls

https://fioco.ru/timss

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговые исследования как средство повышения качества образования обучающихся Амурского муниципального района

В настоящее время на всех уровнях системы образования, мы все, пытаемся найти ответы на вопросы:- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы для каждого субъекта образовательного процесса?- В ...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Значимость международных исследований качества образования

Тема спича: значимость международных исследований качества образования...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...