Мониторинговые исследования как средство повышения качества образования обучающихся Амурского муниципального района
статья по теме

Ровнова Людмила Викторовна

В настоящее время на всех уровнях системы образования, мы все, пытаемся найти ответы на вопросы:

- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы для каждого субъекта образовательного процесса?

- В какой мере плановые мероприятия, проводимые на различных уровнях, обеспечили достижение полученных результатов?

- Какие меры надо принять по полученным результатам?

            Мы понимаем, что каждый субъект образовательного процесса несет ответственность за качество предоставляемых услуг, а значит, возникает необходимость принятия и решения управленческих задач, и как следствие, возникает потребность в объективной, достоверной информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих. Поэтому, столь актуальным и необходимым является построение целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях 

Данная система должна быть направлена на комплексную оценку индивидуального прогресса и внеучебных достижений обучающихся, это в свою очередь создает основу для анализа результатов, выявления положительной и отрицательной динамики, определения путей решения проблем, а в целом, способствует повышению качества образования.

Такую целостную систему мониторинга в Амурском муниципальном районе мы начали выстраивать в ходе реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

            Анализ результатов итоговых диагностических работ по оценке соответствия уровня учебных достижений обучающихся 2-х классов, участвующих в апробации реализации ФГОС начального общего образования, проведенных по линии РЦОКО в 2012 году был положен в основу муниципального и школьного мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rovnova_l.v_o_monitoringe.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинговые исследования как средство повышения качества образования обучающихся

Амурского муниципального района.

Ровнова Людмила Викторовна,

директор МБОУ ИМЦ г. Амурска

        В настоящее время на всех уровнях системы образования, мы все, пытаемся найти ответы на вопросы:

- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы для каждого субъекта образовательного процесса?

- В какой мере плановые мероприятия, проводимые на различных уровнях, обеспечили достижение полученных результатов?

- Какие меры надо принять по полученным результатам?

        Мы понимаем, что каждый субъект образовательного процесса несет ответственность за качество предоставляемых услуг, а значит, возникает необходимость принятия и решения управленческих задач, и как следствие, возникает потребность в объективной, достоверной информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих. Поэтому, столь актуальным и необходимым является построение целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях  

Данная система должна быть направлена на комплексную оценку индивидуального прогресса и внеучебных достижений обучающихся, это в свою очередь создает основу для анализа результатов, выявления положительной и отрицательной динамики, определения путей решения проблем, а в целом, способствует повышению качества образования.

Такую целостную систему мониторинга в Амурском муниципальном районе мы начали выстраивать в ходе реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

        Анализ результатов итоговых диагностических работ по оценке соответствия уровня учебных достижений обучающихся 2-х классов, участвующих в апробации реализации ФГОС начального общего образования, проведенных по линии РЦОКО в 2012 году был положен в основу муниципального и школьного мониторинга.

        Результаты выполнения итоговых работ позволили дифференцировать продемонстрированные способности по уровню достижений: на базовом или повышенном уровнях. Была определена «группа риска» (Приложение 1), это обучающиеся, которые не достигли уровня базовой подготовки (или находились на рубеже низкого и базового уровня) за курс 2 класса и не сумели применить полученные знания в нестандартной учебной или практической ситуации. В 3 классе была проведена работа по повторению, организована коррекционная работа по формированию предметных умений, необходимых для дальнейшего обучения. Такая же работа была проведена и в 4 классе.

На первом этапе, на основе полученных результатов диагностических работ по линии РЦОКО  на уровне муниципалитета и школ проведены:

- обсуждение на заседаниях РМО и ШМО;

- составлен план проведения диагностических работ на муниципальном и школьном уровнях;

- разъяснительная работа с родителями обучающихся «группы риска».

Также, в рамках подготовки обучающихся 3 классов к итоговой диагностической работе на муниципальном уровне был составлен план повышения профессиональных компетенций учителя, который включал в себя вопросы подготовки учителя:

по использованию приемов работы со слабоуспевающими учениками:

- алгоритмизация деятельности обучающегося;

- использование средств невербального общения;

- рациональное распределение учебного материала

по применению активных форм обучения с целью повышения познавательного интереса:

- создание проблемных ситуаций;

- использование исследовательского подхода в обучении;

- связь учебной информации с жизненным опытом ученика;

- организация сотрудничества, использование командных форм работы;

- индивидуальная и групповая работа над проектом.

В таком же формате была спланирована работа с учителями в рамках подготовки к итоговым работам за курс начальной школы. Результаты положительные. Далее эти классы отслеживаются в основной школе. 

Представленная таблица наглядно показывает повышение показателя качества обученности в течение трех учебных лет. Данная система мониторинга позволила своевременно корректировать образовательный процесс учителю, не получить  отрицательный результат от обучающихся, отнесенных к «группе риска», так как была правильно организована работа со слабоуспевающими на уроке и во внеурочное время.

В 2013 году на региональном уровне был апробирован мониторинг оценки уровня готовности первоклассников к обучению в школе (инструментарий и методика Центра оценки качества образования ИСМО РАО, Г.С. Ковалева).

Формально это направление не имеет отношения к оценке индивидуального прогресса достижений школьников, а является стартовой диагностикой, но без результатов этого мониторинга нельзя говорить об управлении качеством образования в начальной школе. В результате, школьные психологи предоставили учителям и родителям,  реальную картину уровня подготовки детей школе. На основе полученных данных была спланирована система работы педагога-психолога и учителя. По итогам диагностики психологом были сформированы  группы детей с недостаточным развитием познавательной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи, мышления, с которыми проводились коррекционно-развивающиеся занятия, направленные на компенсацию выявленных нарушений. Учитель в процесс учебного занятия включал задания, направленные на развитие не сформированных и слабо сформированных умений и навыков. По окончанию 1 класса психологи провели итоговую диагностику. На примере задания «Графический диктант» (Приложение 2) можно сказать, что учащиеся достигли возрастного уровня: внимание, память, воображение, восприятие приобрели характер большей произвольности. Также отмечено развитие умения самостоятельной деятельности по заданным правилам.

В результате индивидуальной работы с отдельными категориями учащихся, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, качество обученности в первом полугодии второго класса составляет более 90%. (Приложение 3).

Также была проведена работа по отслеживанию результатов обучения учащихся, набравших на входной диагностике максимальное количество баллов их у нас в районе в прошлом году было – 10. По итогам 1 класса и начала 2 - учащиеся успешны в обучении (берут повышенный уровень), имеют хорошие достижения в олимпиадах и конкурсах, являются призерами (Всероссийского и муниципального уровней – Иванова Дарья, Овчаров Денис сош № 9)

В июне 2014 года по итогам работы 3-х лет был проведен круглый стол по теме: «Эффективность работы учителей начальных классов по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговым диагностическим работам».

Опыт работы педагогического коллектива МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан неоднократно был представлен педагогической общественности Хабаровского края. На базе школы стажировку по теме «ФГОС нового поколения – основа повышения качества общего образования» прошли педагоги и руководители школ Солнечного и Амурского районов.

Опыт работы по формированию целостной системы мониторинга на начальном этапе выявил необходимость подготовки педагогов и руководителей по проблеме «Управление качеством образования». С этой целью была разработана программа постоянно – действующего семинара по теме «Управление качеством образования», где были представлены различные модели управления качеством:

  • Управление качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно – воспитательном процессе (МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан).
  •  Управление качеством образования в контексте компетентностного подхода (МБОУ ИМЦ).
  • Управление качеством образования на диагностической основе  (МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан).
  • Управление качеством образования через повышение профессиональной компетентности педагогов (МБОУ ООШ № 5 г. Амурска).

Работа по формированию целостной системы мониторинга оценки качества образования на уровне муниципалитета продолжается. Опыт начальной школы используется на муниципальном уровне для мониторинга освоения обучающимися II  и III ступеней общеобразовательных программ.

Приведу пример по предмету Физика

Результаты мониторинговых исследований по физике, начато обучение в 2013 году.

Учебный год

Уровень

ОУ

Класс

Кол-во

 обуч-ся, выполнявших работу

«2»

«3»

«4»

«5»

Успев-сть

%

Качество %

Средний оценочный балл

ФИО учителя,

кв. кат.

Группа риска

2013 - 2014

ММС

итоговая

МБОУ СОШ  г. Амурск

7

73

1

45

20

7

98, 6

37

3,45

23 %

2014-2015

ОУ

промежуточная

8

71

1

42

18

10

98,6

39

3,51

17%

2014-2015

ММС

итоговая

8

2013 - 2014

ММС

итоговая

МБОУ СОШ г. Амурск

7

81

0

35

37

9

100

56,8

3,67

8,6%

2014-2015

ОУ

промежуточная

8

83

0

37

36

10

100

55,42

3,67

14%

2014-2015

ММС

итоговая

8

2013 - 2014

ММС

итоговая

МБОУ СОШ  г. Амурск

7

23

0

18

4

1

100

22

3,26

30%

2014-2015

ОУ

промежуточная

8

25

1

17

7

0

96

28

3,24

16,6 %

2014-2015

ММС

итоговая

8

В данной таблице, я представила общую картину.  Для развёрнутого, полного содержательного анализа предметным МО учителей или рабочей группой разрабатываются схемы поэлементного анализа работы и бланков для обработки результатов тестового контроля, также используем и бланки, которые предлагаются нам РЦОКО. Учитель – предметник, используя эти схемы и бланки, ведёт мониторинг контрольных, тестовых работ по классам, по каждому ученику с поэлементным анализом, обрабатывает результаты, составляет подробные протоколы, и выносит на изучение и анализ на ШМО, направляет методисту ММС.

Методист получает возможность проанализировать полученные результаты, более точно выявить пробелы в предметных знаниях, провести анализ допущенных ошибок, проследить динамику качества знаний. На основании анализа на уровне муниципалитета формируется сводный банк данных по результатам, вырабатываются методические рекомендации для педагогов по предупреждению типичных ошибок, в план обучения включаются вопросы по выявленным проблемам. В качестве рекомендаций для разрешения выявленных проблем проводятся мастер-классы педагогами, где они раскрывают основные методические приемы, обеспечивающие выход на новые образовательные результаты учащихся. Приложение 4.

Поэлементный анализ результатов мониторинга за несколько лет позволил нам определить степень устойчивых типичных ошибок обучающихся, оценить качество работы педагогов. Так, например, по результатам диагностических работ по математике было выявлено, что педагоги сами слабо владеют умениями решать задания части С и последних заданий части В. С целью их подготовки организована совместная работа с преподавателями АмГПГУ (Сумина Галина Николаевна, зав. кафедрой математики, Дектеренко Валентина Альбертовна, проректор по учебной работе) по решению заданий части В, С.

На муниципальном уровне спланирована серия тематических стажировок с привлечением опыта педагогов, учащиеся которых показывают хороший уровень подготовки на государственной итоговой аттестации.

 Для учителей физики, ежемесячно проводятся практикумы по решению заданий повышенного уровня на уровне РМО. На сегодняшний день ведется работа по организации практикума через сетевое сообщество педагогов. С этого учебного года запланировано продолжить проведение олимпиад для педагогов по предметам, но при этом, помимо индивидуального решения задач, предполагается проведение мастер-классов и публичный разбор олимпиадных задач.

Для получения объективной картины результативности работы педагогов по достижению базового уровня знаний обучающихся и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности проводится и будет продолжена на всех уровнях в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля на каждой ступени обучения.

Мониторинговые исследования по линии РЦОКО дополняются и продолжаются на муниципальном уровне. Процедуры внешней оценки качества образования в Амурском районе можно представить следующей схемой (Приложение 5). Муниципалитет несет ответственность за качественное проведение исследований на местах, за интерпретацию результатов и организацию работы с ними, вносит предложения по улучшению качества образования.

В этом году столкнулись с проблемой проведения диагностических работ по английскому языку в 5-х классах. Уровень подготовки пятиклассников не с чем было сравнить. Поэтому было принято решение провести итоговую диагностическую работу по оценке соответствия уровня учебных достижений требованиям ФГОС НОО в 4 классе. Также, было принято провести итоговую диагностическую работу по оценке соответствия уровня учебных достижений требованиям ФГОС ООО в 6 классе пилотных школ.

В  целом, в список диагностических работ входят стартовый, итоговый контроль, краевые и муниципальные работы. Чтобы избежать перегрузки учащихся, мониторинг уровня обученности обязательно согласовывается с планом проведения школьных работ.

Наша задача – обеспечить интеграцию региональной и муниципальной оценки качества образования, продолжить формирование единого информационного банка «Мониторинг качества образования в Амурском муниципальном районе», создать банк КИМов для оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования.

С  целью создания банка КИМов запущен сетевой проект педагогическая мастерская «Проектирование учебного занятия на компетентностной основе», куда включен раздел - проектирование компетентностно – ориентированного задания для проверки ключевых компетенций обучающихся.

Мониторинговые исследования действительно являются одним из самых эффективных способов выявления пробелов в знаниях обучающихся. Полученная информация по линии РЦОКО, ММС и ОУ о достижениях учащихся позволяет составить представление о текущем положении дел, увидеть некие перспективы и является основой для мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса обучения.

Мы понимаем, что сложившаяся система мониторинговых исследований  за последние 3 года в рамках реализации стандартов нового поколения не совершенна, есть необходимость ее доработки. Но при этом, мы видим заинтересованность в этой работе всех субъектов образовательного процесса.

Проблемы, которые возникают в ходе работы по данному направлению:

- отсутствие единой системы оценивания в итоговых работах (пример: ФГОС – предусматривает достижение результатов обучения на базовом и повышенном уровне, а оценка работ предусматривает 3, 5 уровней – могут быть в разных предметах одного года обучения разные уровни, а могут быть 2 и 3 класс одного года набора по одному и тому же предмету - разные);

- отсутствуют пояснения по определению итоговой оценки (критериально – видно, но когда суммируются баллы БУ и ПУ, выводится среднее, каким образом, отсутствует градация по %);

- несоответствие заданий планируемым результатам выпускника начальной школы (иногда задания повышенного уровня даются в заданиях базового уровня);

- задания для 1,2,3 классов составляются единые, независимо от программы обучения (у каждого класса на конец учебного года свои планируемые результаты по разным программам);

- Корректность составления форм для внесения результатов мониторинга (в период проведения работы  меняются по 3-5 раз, каждый раз приходят измененные формы).

Предлагаем:

 - разработку КИМов для начальной школы осуществлять в соответствии с ФГОС НОО (базовый и повышенный уровень).

- в принципе, нужно сказать, что мы научились использовать новые методы оценки качества, но теперь нам нужно научится грамотно интерпретировать полученные результаты, принимать эффективные управленческие решения. С этой целью необходимо организовать обучение специалистов управлений образования, методистов ММС на уровне края.

- любой мониторинг требует разработки качественного инструментария. Разработка профессиональных педагогических тестов требует значительных интеллектуальных и временных затрат. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы обеспечить наших учителей тестами (чтобы они четко видели усвоение каких знаний и умений они проверят и для какой категории учащихся может использовать тест), которые бы облегчили работу учителя.

- необходимо организовать систематическое повышение квалификации педагогов и руководителей по вопросам использования тестовых методик, чтобы они могли определять качество тестов, грамотно интерпретировать результаты. (т.к. сейчас в продаже очень много различных сборников).

Приложение 1

Результаты контрольных работ обучающихся в 2012 -13-14 учебных годах

МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан

Результаты контрольных работ по математике обучающихся 2-4 Акласса (СРО Л.В. Занкова)

Учебный год

Уровень

Класс

Кол-во обучающихся, выполнявших работу

Уровни знаний

Успеваемость

Качество обученности

ФИО учителя, специальность по диплому, образование,

кв. кат.

Группа риска

Базовый

Повышенный

Высокий

Низкий

Пониженный

2011-2012

РЦОКО

2 А

итоговая

29

16,7%

13,3%

40%

23,3%

6,7%

70%

БУ+ПУ+ВУ=

70%

30%

2012-2013

ОУ

входная

30

19%

12%

37%

26%

6%

68%

БУ+ПУ+ВУ=

68%

32%

2012-2013

ММС

полугодовая

28

24%

15%

36%

22%

3%

75%

БУ+ПУ+ВУ=

75%

25%

2012-2013

РЦОКО

3 А

итоговая

28

18%

21%

43%

18%

0

82%

БУ+ПУ+ВУ=

82%

18%

2013-2014

ОУ

входная

30

28%

17%

38%

17%

0

83%

БУ+ПУ+ВУ=

83%

17%

2013-2014

ММС

полугодовая

27

15%

27%

49%

9%

0

91%

БУ+ПУ+ВУ=

91%

9%

2013-2014

РЦОКО

4 А

итоговая

30

3%

40%

57%

0

0

100%

БУ+ПУ+ВУ=

100%

0%

МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан

«5»

«4»

«3»

«2»

Ср/б

2014-2015

ОУ

5А входная

30

9

13

8

0

4,0

100%

73,3%

  • Итоговые контрольные работы – работы по линии РЦОКО, которые пишут учащиеся по окончании учебного года
  • Входные контрольные работы – это те итоговые тексты и задания работы, которые писали обучающиеся в конце прошедшего учебного года (работы РЦОКО). Цель работы: определить уровень достижения обучающимися текущего учебного года предметных результатов конца прошедшего учебного года («остаточные» знания и умения). Эта работа пишется на уровне ОУ.
  • Полугодовые контрольные работы (муниципальные)- показывают уровень сформированности предметных результатов за полугодие.

Данные виды контроля описаны в ООП НОО учреждения (в «Системе оценки  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»).

Приложение 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «Графический диктант» 2013-2014учебный год

1 класса МБОУ НОШ № 1 п. Эльбан

Входная диагностика/ Итоговая диагностика ( фрагмент таблицы)

Код учащегося

Выполнение диктанта

Общий балл (диктант)

Продолжение узора

Общий балл (продолжение узора)

Общий балл

1 задание

2 задание

3 задание

1 задание

2 задание

3 задание

Максимальный балл

4

4

4

8

4

4

4

8

16

27-2017-0101-1

4/4

1/3

2/3

5/7

4/4

2/4

4/4

6/8

11/15

27-2017-0101-2

4/4

4/4

4/4

8/8

4/4

4/4

4/4

8/8

16/16

27-2017-0101-3

4/4

4/4

4/4

8/8

4/4

4/4

4/4

8/8

16/16

27-2017-0101-4

4/4

4/4

4/4

8/8

4/4

3/4

0/3

4/7

12/15

27-2017-0101-5

4/4

4/4

4/4

8/8

4/4

4/4

4/4

8/8

16/16

Приложение 3

Результаты контрольных работ обучающихся в 2013-15 учебных годах

Учебный год

Уровень

Класс

Результаты контрольных работ по математике обучающихся 1-4 А класса МБОУ НОШ

(Образовательная система «Школа 2100»)

Кол-во обучающихся, выполнявших работу

Уровни знаний

Успеваемость

Качество обученности

ФИО учителя, специальность по диплому, образование,

кв. кат.

Группа риска

Базовый

Повышенный

Высокий

Низкий

Пониженный

2013-2014

 РЦОКО

1 А

итоговая

29

10%

46%

37%

7%

0%

93%

БУ+ПУ+ВУ=

93%

7%

2014-2015

 ОУ

входная

27

34%

35%

21%

10%

0%

90%

БУ+ПУ+ВУ=

90%

10%

Приложение 4

Сравнительный анализ выполнения заданий по математике

Приложение 5

Процедуры внешней оценки качества образования

Литература

1. От мониторинга учебных достижений к корректировке деятельности учителя начальной школы (на основе анализа типичных затруднений обучающихся 2-3 классов)/авт.-сост. Н.С. Абраменко, И.В. Крайняя. – Хабаровск: ХК ИРО, 2014. – 105с.

Интернет-ресурсы

http://tnu.podelise.ru/docs/index-382136.html - доклад на августовском совещании работников образования «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Каа-Хемском районе на период 2012 – 2015 годов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».

Школа – это часть большого мира. Ребенок,  попадая  в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...

«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.

"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации  контроля школьников, в работе со...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...