Элективный курс "Это мой выбор"
календарно-тематическое планирование

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Предпрофильная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_eto_moy_vybor._obmen_opytom.docx51.17 КБ

Предварительный просмотр:

Второй год ведется элективный курс «Это мой выбор». Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 8-9 классов. Базируется на четырех направлениях: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.

Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А.Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В.Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Элективный         курс состоит из теоретической и практической части. Практическая часть представлена в виде тестирования, деловых и ролевых игр, упражнений и т.д.

По окончании 8 класса ребята рисовали, кем они представляют себя через 10 лет. А в конце 9 класса мы напишем письменную работу в форме составления резюме и сочинение «Я через 10 лет…».

Теоретический материал, например, такой. В основе успешной трудовой деятельности и профессионального успеха лежат три компонента: желание и интерес к выполняемой деятельности («хочу»), возможности для выполнения данного вида деятельности, включая имеющиеся навыки и состояние здоровья («могу»), востребованность данного вида деятельности на рынке труда («надо»).

Эти три элемента составляют основу профессионального выбора. Психологи заметили: чем больше опыт подростка и чем больше разных видов работ он пробовал выполнять, тем больше у него возможностей для совершения осознанного выбора. Ни один из параметров  в этой схеме не является ни ведущим, ни определяющим, поэтому, что значимо и первостепенно для человека, может решить только он сам. Но стоит также учесть, что потребности общества имеют обыкновение постоянно меняться.

Так как эти занятия требуют активного участия всего класса, то применяется диалоговый подход. Выполнялись разные упражнения, разыгрывались ситуации, сказки, где каждый мог высказать свое мнение о той или иной профессии. Например «Дерево судьбы». Ребята срывают импровизированный листочек с дерева с какой- либо профессией. Они рассказывают об этой профессии все, что знают. А также представляют, что сама судьба сделала за него выбор. Что он чувствует?

Продолжение сказки «Хочу-могу-надо». Я начинаю рассказывать сказку, а они продолжают и заканчивают.  При этом важно, чтобы сказка отражала возможный карьерный путь героя. После сказки – общее обсуждение сложностей, как их избежать.

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно. Мы живем в обществе, поэтому принимая любое решение, мы советуемся с важными для нас людьми, вспоминаем опыт наших близких, знакомых.

Существует восемь факторов выбора профессии, описанных Е.А.Климовым:

  1. Наличие склонностей, интересов. Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна.
  2. Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось.
  3. Уровень притязаний. Это то, чего человек хочет достичь в процессе своей профессиональной жизни.
  4. Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессии, надо основательно познакомиться со многими из них.
  5. Мнение учителей. Также немаловажный фактор, влияющий на выбор профессии учащимися.
  6. Мнение сверстников, конечно, очень важно, так оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примерять» на себе самые разные профессии.
  7. Мнение родителей, семьи. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но в то же время, это не единственный фактор выбора. Стоит учитывать мнение родителей и их аргументы, но профессиональный путь человек выбирает сам.
  8. Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть и т.д. Выстраивание личного профессионального плана – основа успешного выбора профессии.

Я провела очень легкое тестирование по определению факторов выбора профессии.

Поднимите правую руку при ответе «Да», левую – при ответе «Нет» и встаньте при ответе «Не знаю». В тестировании приняли участие 21 ученик.

  1. Я уже выбрал себе профессию
  2. Я точно знаю, кем буду
  3. Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники
  4. Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители
  5. Я прислушаюсь к совету родителей и сверстников, но выберу сам
  6. Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе
  7. Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.

1

2

3

4

5

6

7

Да

18

9

0

8

19

20

20

Нет

1

2

21

5

0

0

0

Не знаю

2

10

0

8

2

1

1

Мотивы выбора профессии.

Все мотивы, которыми руководствуется человек при выборе профессии, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние – это общественная и личная значимость; удовлетворение от работы, от профессии, связанное с личностным развитием, общественным одобрением, социально значимой деятельностью. Это может быть творчество, спокойный труд, общественная помощь или офисный труд с низкой моральной ответственностью, возможность руководства другими людьми или самостоятельное выполнение своей работы, постоянное получение новых знаний, возможность обучаться или одинаковый труд по образцу и т.п.

Внешние мотивы – это заработная плата, стремление к престижу, должности и т.п. Внешние мотивы, в свою очередь, делятся на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность карьерного роста, одобрение коллектива и т.д. К отрицательным – осуждение, наказание, легкость поступления на работу и т.п.

Внешние мотивы, как правило, связаны с факторами окружающей среды: влиянием друзей, родителей, желанием добиться успеха или страхом осуждения.

За внутренние мотивы отвечает сам человек – их определяет он сам, в соответствии со своими склонностями, способностями. Можно выбирать востребованную профессию, а можно стать востребованным специалистом в рамках интересующей профессии.

Упражнение по профориентации «Основной мотив твоего выбора» помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.

Список включает 16 мотивов. Задание: вычеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует вычеркнуть еще 4. Далее – вычеркнуть еще 2 менее важных из четырех оставшихся мотивов. Затем удаляем еще один из двух. Остается тот самый единственный мотив.

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Легкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11. Обогащает знаниями
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13. Романтичность, благородство профессии.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная сложная профессия
  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Анализируя диаграмму, можно сказать, что самый важный мотив – заработок (7ч). На втором месте – перспективная работа (5ч), 3 человека выбрали мотив – творческий характер, возможность делать открытия; 2 человека – чистая, легкая и спокойная работа, по 1 человеку выбрали такие мотивы: продолжение семейных традиций и обогащение знаниями.

Внутренние мотивы – творческий характер, чистая и легкая работа, продолжение семейных традиций и обогащение знаниями.

Внешние мотивы – заработок, перспективная работа – положительные, отрицательных мотивов нет.

В зависимости от предмета все профессии подразделяются на 5 типов (по Е.А.Климову):

  1. «Человек – природа». Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как: микробиолог, геолог, фермер, орнитолог, зоотехник, эколог, егерь и др.
  2. «Человек-техник». Профессионалы данного типа имеют дело с техническими объектами труда. Это обслуживание, эксплуатация, контроль, наладка и т.д. это такие профессии, как газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, водитель, механик и др.
  3. «Человек – человек». Это любые профессии, где основным элементом, на которого направлен труд, являются люди. Это такие профессии, как медсестра, врач, соцработник, фельдшер, адвокат и т.д.
  4. «Человек – знаковая система». Это люди, основным элементом работы которых, является знаковая информация. Это профессии связанные с текстами, цифрами, формулами и т.д. Переводчик, программист, бухгалтер, экономист и т.д.
  5. «Человек – художественный образ». Это профессии творческого характера: журналист, художник, дизайнер, архитектор, актер и др.

Тест "Определение типа будущей профессии" Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру. 

Утверждения для самооценки

1. Природа

2. Техника

3. Знак

4. Искусство

5. человек

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

1

 

 

9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

 

 

1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

 

 

 

1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах

 

 

 

1

 

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

2

 

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

 

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

 

 

 

 

1 7. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

2

 

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

2

 

 

 

20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

1

 

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

 

1

 

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 

 

1

 

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2

 

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

 

 

 

1

 

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2

 

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

1

 

 

 

 

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

 

 

 

 

1

 

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

 

 

 

 

 

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

 

 

1

 

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

 

 

 

1

 

 

Результаты

 

 

 

 

 

 

По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку "Результаты". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце — 8.

В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1   —"Человек-природа";

2   —"Человек-техника";

3   —"Человек- знаковая система";

4   — "Человек- художественный образ";

5   — "Человек-человек"

По итогам тестирования «Определение типа будущей профессии» выявлены такие результаты:

Человек – природа – 2 человека

Человек – техника – 6 человек

Человек – знак – 0 человек

Человек – искусство – 1 человек

Человек – человек – 10 человек

 Человек – природа, техника, человек – 1 человек

Человек – природа, знак, человек – 1 ч.

Человек – знак, искусство, человек – 1ч.

Итого:                        22 уч-ся

На протяжении всего обучения учащимся надо говорить, насколько важно сделать правильный выбор. Это, действительно, очень ответственный и значимый шаг в жизни учащегося, который в дальнейшем определяет его судьбу и может сделать путь проще или сложнее. Но не стоит считать этот выбор фатальным и возлагать всю ответственность на учащегося за каждую дальнейшую минуту его жизни. Основные мифы «преследующие» школьника в процессе самоопределения:

  1. Профессию выбираешь одну, на всю жизнь! Люди должны уметь приспосабливаться и быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Но здесь важно помнить, что проще продвигаться и повышать квалификацию в том профессиональном направлении, которое было избрано изначально, чем менять профессию кардинально. На это уйдет не только большое количество усилий, но и немало времени. Кроме того, по окончании ВУЗа можно устроиться не по специальности. Именно это происходит сейчас с большей частью выпускников.
  2. Нужно выбирать наиболее высокооплачиваемую и престижную профессию. Оценивать престижность и величину зарплат нужно не настоящий момент, а на предстоящие перспективы. Престиж – это мода, которая приходит и уходит. Востребованность профессии в будущем можно приблизительно оценить по числу абитуриентов и «предложениям» ВУЗов.
  3. Важней всего, чтобы профессия нравилась. «Нравится» требует серьезной и грамотной расстановки приоритетов, когда выбирающий оценивает как все плюсы и минусы будущей профессии. чтобы профессия нравилась или к ней был интерес недостаточно. Стоит учитывать еще и способности, талант, востребованность и др.
  4. В выборе профессии нужно руководствоваться только собственным мнением. Окончательное решение всегда должно быть только за выбирающим.
  5. Самое главное – это поступить, чтобы не терять время. Поступить важно, но не менее важно сделать это осознанно. Поступив на не подходящую для него специальность, студент подвергает себя риску стать вечным студентом или быть отчисленным. Или закончить учебное учреждение и понять, что это совсем не то, что хотел.

Закончить хочу свое выступление словами Игоря Шевелёва: «Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Мой выбор-мое будущее"

Программа по избирательному праву для учащихся 9 класса....

Элективный курс "Мой выбор"

Элективный курс направлен на профориентационную работу с выпускниками основной школы. Учтена специфика сельской инфраструктуры.Данная работа может быть использована классными руководителями, специалис...

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения  клетки» является составной час...

Элективный курс "Мой выбор" для 9 класса

Составленная  рабочая программа элективного курса "Мой выбор" поможет  преподавателям донести до учащихся немного нового о себе при выборе профессии ....

программа элективного курса по выбору познание мира по картам

программа, тематическое планирование элективного  курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс  для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...

Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...