Элективный курс "Мой выбор"
элективный курс (9 класс) на тему

Булатова Вероника Валерьевна

Элективный курс направлен на профориентационную работу с выпускниками основной школы. Учтена специфика сельской инфраструктуры.

Данная работа может быть использована классными руководителями, специалистами по профориентации, педагогами дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_moy_vybor.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

         

Содержание

Пояснительная записка                                                                   3

Учебно-тематический план                                                            5

Содержание программы                                                                  7

Список литературы, используемой при составлении

программы и организации учебного процесса                              8

Список рекомендуемой литературы для обучающихся              10

Список ключевых слов                                                                   11

Приложение                                                  

Алгоритм выполнения итоговой творческой работы                  13

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования старшеклассников относится профориентационная деятельность.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого во многом зависит его будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Зачастую подростки по причине незнания правил выбора профессии, из-за отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. В основном школьники руководствуются мнением родителей, престижем профессии или выбирают профессию «за компанию» с одноклассниками и друзьями. Это связано с тем, что подростки недостаточно владеют информацией о мире профессий, им не хватает знаний о самих профессиях и требованиях, которые им предъявляются.

Введение данного курса обусловлено тем, что старшеклассники не способны сделать самостоятельный выбор своей дальнейшей профессиональной деятельности либо сомневаются в его правильности.

Программа курса «Мой выбор» ориентированна на применение широкого комплекса психологических методик, деловых и ролевых игр, тестов, способствующих профессиональному самоопределению подростков.

Базой данного курса является программа «Я и моя профессиональная карьера» под общей редакцией С.Н. Чистяковой, а также программы «Трамплин», департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области и департаментом молодежной политики администрации Кемеровской области в сотрудничестве с департаментом международного развития правительства Великобритании.

Программа адресована учащимся 8 – 9 классов.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о личности, самопознании, профессиональной сфере, рынке труда; знает требования предъявляемые к определенным профессиям; умеет соотнести свои возможности, способности с предъявляемыми требованиями к профессии.

В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития личности, способной к профессиональному самоопределению в современном обществе.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  1. способствовать формированию умений и навыков самоанализа и ответственного отношения к выбору своего жизненного пути;
  2. помочь овладеть способами самоопределения на рынке труда;
  3. определить свои индивидуальные возможности для выполнения основных типов профессиональной деятельности.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. «Познай себя»;
  2. «Попробуй сам»;
  3. «Сделай выбор».

Программа предусматривает проведение лекций, дискуссий, экскурсий, тестирования, ролевых и деловых игр.

Освоение курса предполагает, помимо посещения занятий, выполнение внеурочных заданий по анализу различных типов профессий.

Курс завершается творческой аналитической работой «Путеводитель по миру профессий»

Курс рассчитан на 18 часов.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Лекции

Практика

Раздел 1. Познай себя

   Тема 1. Интересы и склонности в профессиональном выборе

   Тема 2. Возможности личности в профессиональной деятельности

   Тема 3. Профессиональная сфера, необходимые пути и средства достижение цели

   Тема 4. Путь к самопознанию

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего по разделу

8

4

4

Раздел 2. Попробуй сам

   Тема 1. Социальные, экономические, технологические и психологические аспекты выбора профессии

   Тема 2. Пути продолжения образования и получения профессий Кемеровской области

   Тема 3. Поиск решений различных ситуаций в профессиональной деятельности

1

1

2

1

1

2

Всего по разделу

4

2

2

Раздел 3. Сделай выбор

   Тема 1. Профессии сельского хозяйства

   Тема 2. Профессии промышленного комплекса

   Тема 3. Профессии бюджетной сферы

   Тема 4. Рынок труда в Кемеровской области

2

1

1

2

2

1

1

2

Творческая работа «Путеводитель по   миру профессий»

Всего по разделу

6

6

Всего

18

6

12

Содержание программы

Раздел 1. Познай себя

Тема 1. Интересы и склонности в профессиональном выборе

Тема 2. Возможности личности в профессиональной деятельности

Тема 3. Профессиональная сфера, необходимые пути и средства достижение цели

Тема 4. Путь к самопознанию

Раздел 2. Попробуй сам

Тема 1. Социальные, экономические, технологические и психологические аспекты выбора профессии

Тема 2. Пути продолжения образования и получения профессий Кемеровской области

Тема 3. Поиск решений различных ситуаций в профессиональной деятельности

Раздел 3. Сделай выбор

Тема 1. Профессии сельского хозяйства

Тема 2. Профессии промышленного комплекса

Тема 3. Профессии бюджетной сферы

Тема 4. Рынок труда в Кемеровской области

Список литературы, используемой при составлении программы

и организации учебного процесса.

  1. Все о 120 стандартах перспективных работ на рынке труда.// Завуч. – 2000. - № 3. – С. 116 – 141.
  2. Все о 120 стандартах перспективных работ на рынке труда.// Завуч. – 2001. - № 2. – С. 109 – 142.
  3. Высшее образование Сибири. Справочник абитуриента. Под редакцией В. Борейша. – Томск: «Компания Ясон», 2002. – 156 с.
  4. Дневник выбора профессии (Пособие для старшеклассников). Под редакцией С.Н. Чистяковой. – Кемерово, 1994. – 43 с.
  5. Кемеровский государственный университет. Информационный проспект. Под редакцией Ю.А. Захарова, Б.П. Невзорова. – Кемерово: КемГУ, 1999. – 67 с.
  6. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. Под редакцией С.Н. Чистяковой. – Томск, 2003. – 83 с.
  7. Методика преподавания программы «Трамплин» (Основные навыки поведения на рынке труда). Пособие для преподавателей.  Часть 2. – Кемерово, 2002. – 128 с.
  8. Методы преподавания программы «Трамплин» (Основные навыки поведения на рынке труда). Пособие для преподавателей.  Часть 1. – Кемерово, 2002. – 104 с.
  9. Программа «Трамплин» (основные навыки поведения на рынке труда). Пособие для учащихся. – Кемерово, 2002. – 96 с.
  10. Профессиональная ориентация в средней общеобразовательной школе: Методические рекомендации о работе школ Кемеровской области по профориентации. Под редакцией Н.Н. Чистякова. – Кемерово, 1978. – 86 с.
  11. Твоя профессия – твой выбор. Руководство к действию. – Кемерово, 2002. – 40 с.
  12. Я и моя профессиональная карьера: Книга для старших школьников. Под редакцией С.Н. Чистяковой. – Кемерово, 1994. – 50 с.

        Список рекомендуемой литературы для обучающихся        

  1. Высшее образование Сибири. Справочник абитуриента. Под редакцией В. Борейша. – Томск: «Компания Ясон», 2002. – 156 с.
  2. Дневник выбора профессии (Пособие для старшеклассников). Под редакцией С.Н. Чистяковой. – Кемерово, 1994. – 43 с.
  3. Кемеровский государственный университет. Информационный проспект. Под редакцией Ю.А. Захарова, Б.П. Невзорова. – Кемерово: КемГУ, 1999. – 67 с.
  4. Программа «Трамплин» (основные навыки поведения на рынке труда). Пособие для учащихся. – Кемерово, 2002. – 96 с.
  5. Твоя профессия – твой выбор. Руководство к действию. – Кемерово, 2002. – 40 с.
  6. Я и моя профессиональная карьера: Книга для старших школьников. Под редакцией С.Н. Чистяковой. – Кемерово, 1994. – 50 с.

Список ключевых слов

Анализ

Аспект

Биржа труда

Карьера

Личность

Профессиональная сфера

Профессия

Рынок труда

Самопознание

Социальный запрос

Функционал

Приложение

Алгоритм выполнения итоговой творческой работы

  1. Профессия, функциональные обязанности
  2. Описание видов работ
  3. Положительные и отрицательные стороны работы по данной профессии
  4. Требуемые личностные качества
  5. Образование
  6. Место работы
  7. Возможная карьера
  8. Социальный запрос
  9. Вероятная заработная плата
  10. Выдающиеся люди данной профессии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Как сделать правильный выбор"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ  Согласовано:На заседании РМО педагог...

Программа элективного курса "Мой выбор-мое будущее"

Программа по избирательному праву для учащихся 9 класса....

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...

Элективный курс "Выбор профессии"

Реализация идеи профильности ставит учащихся старших классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении дальнейшего образования.Практической ц...

Элективный курс "Выбор профессии"

Элективный  курс "Выбор профессии", 9 класс...

Элективный курс " Выбор профессии"

Материал может быть полезен выпускникам школы, классным руководителям и родителям....

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...