Куклы на уроках бурятского языка
статья
Предварительный просмотр:
Статья «Кукла на уроке бурятского языка»
Скажи мне что-то, и я забуду.
Покажи мне это, и я буду это знать.
Позволь мне это сделать, и я пойму, что это.
Основной целью обучения бурятскому языку является формирование коммуникативных умений. Поэтому очень важно пробуждать в учащихся потребность в общении на бурятском языке, развивать и совершенствовать способности, умения и навыки в речевой деятельности.
Детям и подросткам нужны фигуры для идентификации, с которыми они могут общаться. Использование персонажей в виде кукол на уроке бурятского языка облегчает процесс обучения.
Прежде всего, целесообразно использовать ручные куклы на раннем этапе обучения. Исследования говорят о том, что при использовании кукол речевые и языковые навыки развиваются постоянно. Разумеется, что младшие школьники проявляют большой интерес к игре с куклами. Но можно также утверждать, что и старшие школьники также получают радость и удовольствие от игры с куклами.
Хорошим примером является тот факт, что применяем на уроке куклы, которые смастерили сами. Так они могут придать кукле характер, который соответствует их намерениям и учебным планам и целям.
Существует много видов кукол и много возможностей, чтобы изготовить эти куклы. Очень охотно дети мастерят куклы сами по соответствующей инструкции. Рукоделие доставляет детям удовольствие, появляется несколько кукол, с которыми можно проигрывать большое количество коммуникативных ситуаций.
На уроке кукла может выступать в различных ролях. Перечислим наиболее употребительные:
- Кукла, управляемая учителем, разговаривает с учениками или обращается к ним.
- Кукла, управляемая учеником, разговаривает с другими учениками.
- Учитель общается с куклой, ученики смотрят и слушают.
- Один ученик общается с куклой, остальные смотрят и слушают.
- В беседе «Ученики - Учитель» принимает участие кукла, управляемая учителем или учеником.
Эффективным средством обучения является ролевая игра, которая помогает создать атмосферу учебного сотрудничества и преодолеть психологический барьер, самоутвердиться.
В центре внимания коммуникативного урока бурятского языка стоит языковое понимание партнёров в простейших ситуациях общения.
С учётом этой цели обучения применение кукол предоставляет учителю большие возможности для развития коммуникативных навыков учащихся.
Учитель может проигрывать краткие диалоги с куклой или куклами, а впоследствии уже ученик вместо учителя может принимать участие в диалоге. Темы для ролевых игр достаточно разнообразны: «Мы представляемся», «Мы извиняемся», Нам нужна информация», «Мы просим о помощи», «Мы делаем покупки», «Мы планируем путешествие», «Мы заказываем еду» и т.д. Также в классе могут возникнуть другие ситуации.
Учителю перед уроком с использованием куклы нужно продумать вопросы:
- Какие роли будут представлены в диалоге?
- Какие роли будет играть кукла (будут играть куклы)? Почему?
- Как должна вести себя кукла, что она должна говорить, чтобы быть убедительной?
- Как я буду их вводить? Как закреплять?
- Какие задания я должна дать ученикам для подготовки сцены?
- Как я распределю роли в классе?
Кукла на уроке может выполнять много функций: она хвалит, помогает, исправляет, вносит предложения, шутит, веселится, представляет правила, напоминает о правилах, руководит дискуссией.
Использование кукол в обучении бурятскому языку оказывает учителю помощь и поддержку:
• Кукла облегчает учителю его оценивающую и руководящую (направляющую) деятельность на уроке;
• Ученики ведут себя с куклой свободнее, чем с учителем;
• Ученики учатся поведению и общению в группе;
• Ученики учатся точно слушать.
Так же, как и в ролевых играх, учитель может сначала проиграть упражнение с куклой, потом ученики перенимают роли на себя.
Также на уроке бурятского языка большую роль играет кукольный театр. Ученики смотрят представление кукольного театра или сами готовят спектакль на бурятском языке. В кукольном спектакле, который дети ставят сами, они переживают осознанные и неосознанные желания и состояния и могут в игровой форме вникнуть в них, разобраться и преодолеть это. Роли распределяются с учётом желания, психологических особенностей ребёнка. В этом отношении кукольный театр имеет большое значение в трудном процессе самоопределения ребёнка.
Кукольный спектакль на бурятском языке может проходить в различных формах. Представление может проходить с заранее запланированным действием. Зрители воспринимают игру, и их реакция ограничивается одобрением, неприятием, аплодисментами. Иногда актёры дают импульс игре. Зрители управляют игрой, они предлагают, какие персонажи будут играть, что они будут делать. Также игровое действие может быть спланировано.
И в заключение несколько слов о том, как нужно работать с куклами.
Во-первых, кукла должна иметь своё определённое место в классе, откуда она всегда появляется: коробка, шкаф, чемодан, сумка и т.д. Она не должна лежать где-то в помещении. Кукла не должна оставаться на руке учителя, если она не задействована в данный момент на уроке.
Во-вторых, куклу нужно держать так, чтобы её голова была немного выше головы учителя. Тогда она смотрит со слегка наклонённой головой на игроков и зрителей.
В-третьих, важно также вертикальное положение куклы. Только из этого положения возможны наклоны, кивания и т.д. Все движения должны соответствовать размеру и двигательным возможностям маленькой куклы. Особенно важны минимальные движения головы и рук во время говорения. Если кукла не говорит и не производит никаких действий, она должна занять нейтральное положение.
И наконец, игрок должен продумать, как его действия должны ясно и чётко отличаться от действий куклы. Чем чётче прослеживаются эти отличия, тем убедительнее ситуация.
Таким образом, использование кукол является одним из способов повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся на уроке бурятского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка
Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....
Урок бурятского языка "Тэмдэгэй нэрын бэхижуулгын хэшээл"
Урок бурятского языка направлен на закрепление знаний по етме "Имя прилагательное". В ходе урока учащиеся заполняют схему "Имя прилагательное", вставляя пропущенные признаки прилагательных....
Инновационный проект "Использование ИКТ-технологий на уроках бурятского языка"
В данном проекте описывается опыт использования электронных учебников, сайтов бурятского языка и Интернет-технологий на уроках бурятского языка и литературы....
Урок бурятского языка "Антонимууд"
Урок бурятского языка "Антонимууд" в 5 классе по ФГОС....
"Игровая деятельность на уроках бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в сист...
Технологическая карта урока бурятского языка по ФГОС в 3 классе
Конспект урока по ФГОС в 3 классе на тему "Мишкада айшалаабди"("В гостях у Мишки")...
Урок бурятского языка в 8 Б классе "Урок с видом на Байкал"
Конспект урока...