Куклы на уроках бурятского языка
статья

Цыбикова Эльвира Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kukly_na_uroke_buryatskogo_yazyka.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Кукла  на уроке бурятского языка»

Скажи мне что-то, и я забуду.

Покажи мне это, и я буду это знать.

Позволь мне это сделать, и я пойму, что это.

   Основной целью обучения бурятскому языку является формирование коммуникативных умений. Поэтому очень важно пробуждать в учащихся потребность в общении на бурятском языке, развивать и совершенствовать способности, умения и навыки в речевой деятельности.

   Детям и подросткам нужны фигуры для идентификации, с которыми они могут общаться. Использование персонажей в виде кукол на уроке бурятского языка облегчает процесс обучения.

   Прежде всего,  целесообразно использовать ручные куклы на раннем этапе обучения. Исследования говорят о том, что при использовании кукол речевые и языковые навыки  развиваются постоянно. Разумеется,  что младшие школьники проявляют большой интерес к игре с куклами. Но можно также утверждать, что и старшие школьники также получают радость и удовольствие от игры с куклами.

   Хорошим примером является тот факт, что применяем на уроке куклы, которые смастерили сами. Так они могут придать кукле характер, который соответствует их намерениям и учебным планам и  целям.

   Существует много видов кукол и много возможностей, чтобы изготовить эти куклы. Очень охотно дети мастерят куклы сами по соответствующей инструкции. Рукоделие доставляет детям удовольствие, появляется несколько кукол, с которыми можно проигрывать большое количество коммуникативных ситуаций.

На уроке кукла может выступать в различных ролях. Перечислим наиболее употребительные:

  1. Кукла, управляемая учителем, разговаривает с учениками или обращается к ним.
  2. Кукла, управляемая учеником, разговаривает с другими учениками.
  3. Учитель общается с куклой, ученики смотрят и слушают.
  4. Один ученик общается с куклой, остальные смотрят и слушают.
  5. В беседе «Ученики  - Учитель» принимает участие кукла, управляемая учителем или учеником.

Эффективным средством обучения является ролевая игра, которая помогает создать атмосферу учебного сотрудничества и преодолеть психологический барьер, самоутвердиться.

   В центре внимания коммуникативного урока бурятского языка стоит языковое понимание   партнёров в простейших ситуациях общения.

   С учётом этой цели обучения применение кукол предоставляет учителю большие возможности для развития коммуникативных навыков учащихся.

   Учитель может проигрывать краткие диалоги с куклой или куклами, а впоследствии уже ученик вместо учителя может принимать участие в диалоге. Темы для ролевых игр достаточно разнообразны: «Мы представляемся», «Мы извиняемся», Нам нужна информация», «Мы просим о помощи», «Мы делаем покупки», «Мы планируем путешествие», «Мы заказываем еду» и т.д. Также в классе могут возникнуть другие ситуации.

   Учителю перед уроком с использованием куклы нужно продумать вопросы:

- Какие роли  будут представлены в диалоге?

- Какие роли будет играть кукла (будут играть куклы)? Почему?

- Как должна вести себя кукла, что она должна говорить, чтобы быть убедительной?

- Как я буду их вводить? Как закреплять?

- Какие задания я должна дать ученикам для подготовки сцены?

- Как я распределю роли в классе?

Кукла на уроке может выполнять много функций: она хвалит, помогает, исправляет, вносит предложения, шутит, веселится, представляет правила, напоминает о правилах, руководит дискуссией.

Использование кукол в обучении бурятскому языку оказывает учителю помощь и поддержку:

• Кукла облегчает учителю его оценивающую и руководящую (направляющую) деятельность на уроке;

• Ученики ведут себя с куклой свободнее, чем с учителем;

• Ученики учатся поведению и общению в группе;

• Ученики учатся точно слушать.

   Так же, как и в ролевых играх, учитель может сначала проиграть упражнение с куклой, потом ученики перенимают роли на себя.

   Также на уроке бурятского языка большую роль играет кукольный театр. Ученики смотрят представление кукольного театра или сами готовят спектакль на бурятском языке. В кукольном спектакле, который дети ставят сами, они переживают осознанные и неосознанные желания и состояния и могут в игровой форме вникнуть в них, разобраться и преодолеть это. Роли распределяются с учётом желания, психологических особенностей ребёнка. В этом отношении кукольный театр имеет большое значение в трудном процессе самоопределения ребёнка.

   Кукольный спектакль на бурятском языке может проходить в различных формах. Представление может проходить  с заранее запланированным действием. Зрители воспринимают игру, и их реакция ограничивается  одобрением, неприятием, аплодисментами. Иногда актёры дают импульс игре. Зрители управляют игрой, они предлагают, какие персонажи будут играть, что они будут делать. Также игровое действие может быть спланировано.

   И в заключение несколько слов о том, как нужно работать с куклами.

Во-первых, кукла должна иметь своё определённое место в классе, откуда она всегда появляется: коробка, шкаф, чемодан, сумка и т.д. Она не должна лежать где-то в помещении. Кукла не должна оставаться на руке учителя, если она не задействована в данный момент на уроке.

Во-вторых, куклу нужно держать так, чтобы её голова была немного выше головы учителя. Тогда она смотрит со слегка наклонённой головой на игроков и зрителей.

В-третьих, важно также вертикальное положение куклы. Только из этого положения возможны наклоны, кивания и т.д.  Все движения должны соответствовать размеру и двигательным возможностям маленькой куклы. Особенно важны минимальные движения головы и рук во время говорения. Если кукла не говорит и не производит никаких действий, она должна занять нейтральное положение.  

И наконец, игрок должен продумать, как его действия должны ясно и чётко отличаться от действий куклы. Чем чётче прослеживаются эти  отличия, тем убедительнее ситуация.

   Таким образом,   использование кукол является одним из способов повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся на уроке бурятского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....

Урок бурятского языка "Тэмдэгэй нэрын бэхижуулгын хэшээл"

Урок бурятского языка направлен на закрепление знаний по етме "Имя прилагательное". В ходе урока учащиеся заполняют схему "Имя прилагательное", вставляя пропущенные признаки прилагательных....

Инновационный проект "Использование ИКТ-технологий на уроках бурятского языка"

В данном проекте описывается опыт использования электронных учебников, сайтов бурятского языка и Интернет-технологий на уроках бурятского языка и литературы....

Урок бурятского языка "Антонимууд"

Урок бурятского языка "Антонимууд" в 5 классе по ФГОС....

"Игровая деятельность на уроках бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС"

       Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в сист...

Технологическая карта урока бурятского языка по ФГОС в 3 классе

Конспект урока по ФГОС в 3 классе на тему "Мишкада айшалаабди"("В гостях у Мишки")...