Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка
статья (9 класс) на тему
Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся.
Использование в преподавании бурятского языка проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика в классе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность школьников, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информацинно-коммуникационных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению бурятского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А.Жабуева, учитель
бурятского языка,
МОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ
Активизация творческого мышления
посредством проектной технологии
на уроках бурятского языка
Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа активно включается во внедрение новых технологий. Сегодня в каждом учебном заведении есть компьютерные классы, выход в Интернет. Это большое подспорье в организации учебных занятий, в том числе и по бурятскому языку.
Разумное внедрение информационных технологий поможет сделать занятие более ярким, наглядным, запоминающимся. Начинать можно с создания презентаций, которые помогут рассказать о традициях бурятского народа, о национальной кухне; в презентацию можно включать видеофрагменты экранизаций художественных произведений, музыкальное сопровождение, авторское или актерское чтение; интерактивное тестирование, создание кроссвордов.
Школьникам всегда хочется выступить перед одноклассниками, чтобы вызвать интерес, внимание и услышать заслуженную похвалу. Исследования трудных, дискуссионных проблем пробуждает у школьников серьезности их деятельности.
Задача учителя – грамотно организовать все этапы деятельности школьников по подготовке к созданию проекта. Первый этап работы – подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей проектной деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением ее формулировки ученик вместе с учителем планирует дальнейшую траекторию своих действий. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, последовательно доказать ее решение.
Учитель консультирует ученика, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на занятии.
Конечно, более наглядно, интересно будет выглядеть защита исследовательского проекта, подготовленная с использованием компьютерных технологий.
Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения (если они необходимы). Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений, сопровождающиеся компьютерной презентацией-проектом.
Результатом изучения темы «Улан-Удэ» явилась проектная работа. Было решено составить электронный справочник про Улан-Удэ (слайдовые презентации). Класс делится на шесть групп. Каждая группа выбирает себе раздел справочника:
-Улан-Удэ (справка о городе);
-Площади города;
-Памятники города;
-Театры и музеи города;
-Гостиницы города;
-Ночной город;
Выбор тем и проектная группа. Общая тема - «Улан-Удэ» - была нами выбрана. Но вот что предложить каждому ученику? При выборе проектов я исходила из того, что тема, во-первых, должна быть интересной автору, актуальной и, в-третьих, проектной. Поскольку критерий личностного интереса был поставлен мною на первое место, учитывались интересы и увлечения, особенности характера и воспитания. То есть группы разошлись «по интересам». Тему «Ночной Улан-Удэ» выбрали Сарюна Д. и Ханда Д. – самые творческие натуры класса; тему памятников выбрали Булат Б. и Стас Г. – ребята, которые заинтересованы новыми памятниками нашего города. Про Улан-Удэ принялись выполнять проект девочки, которые не один год выходят на НПК с темами про историю города. Это Сэсэгма Р., Наташа Н., то есть они знают историю города не по наслышке. Театры и музеи выбрали Оля Т. и Владимир Д., они распределили, что Оля будет готовить про театры , а Владимир про музеи. Илья Б. и Марина А. выбрали тему площадей города. Александра Б. и Михаил П. оставили за собой тему гостиниц, куда они самостоятельно решили внести также и торговые центры города.
Начинание . Девятиклассники, которые стали работать над выбранными темами, составили единую проектную группу – их объединяла и общая улан-удэнская тематика, и общий подход к анализу собранных материалов, и составление текстов на бурятском языке.
Планирование. Планирование – это и выделение этапов выполнения проекта, и составление плана предстоящей работы (планирование в узком смысле), и, наконец, структурирование самого проекта.
План каждой конкретной группы составлялся индивидуально: давались задания, намечались примерные сроки исполнения и предполагаемы результат. Вот, например, какой план был составлен с Сэсэгмой Р. И Наташей Н.: 1. Прочитать литературу про город. 2. Изложить содержание прочитанного в виде конспекта. 3. Подобрать необходимую лексику для предстоящей работы с текстом на бурятском языке. 4. Составить текст на бурятском языке, так как Сэсэгма у нас является носителем языка. 5. Подобрать самые подходящие фотографии, изображения, картинки про город.
Разумеется, не все из подобранного материала вошло в окончательный текст, однако такой широкий подход к теме является непременным условием ее глубокого и полного освещения. И напротив, кое-что из намеченного выполнено не было, в частности, не полностью освещена история про центр города.
Выполнение. Под выполнением здесь понимается собственно выполнение проекта, - вне всякого сомнения, самой важной части исследовательской деятельности. Выполнение проходит в два этапа: написание самой работы (подбор подходящей лексики, составление текста на бурятском языке), оформление проекта.
На обоих этапах помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Однако и учителю не до отдыха: приходится два-три раза читать черновики, отклонять написанное, если ученика «повело не туда», добавлять необходимое, осуществлять редакторскую правку. Но и это еще не все.Учитель также работает над проектом, готовит свои планы, подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый из проектантов, только в свернутом виде – он не пишет саму работу.
Поскольку все проектанты работали в одном русле, существовала опасность получить в итоге одинаковые проекты. Этого, однако, не произошло, композиция каждой работы была полностью оригинальная и определялась «своей» темой.
Интересен в этом смысле проект Булата Б. и Стаса Г., которые рассказывали нам про памятники города. Их работа распределялась на старые памятники, новые памятники и еще добавили они памятники, которые расположены на мостах. И интересен был рассказ про бегущих ланей, оказывается, не случайно выбрана столь необычная композиция. Конструкция самого моста, если посмотреть на мост снизу, сделана так, что похожа на прыжок данных животных. Такие конструкции есть только на Украине, у нас в России подобных нет. Ребята, обогатили свой проект фотографиями, сделанными самостоятельно.
В общем, каждая группа шла своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получилось шесть законченных проектов.
Отдельно стоит сказать об оформлении проектов, которое оценивалось на защите совершенно самостоятельно. Прежде всего оформление текста: грамотно должны быть составлены предложения, ведь текст составляется на бурятском языке.
Особое внимание уделялось культуре цитирования и оформления сносок. Ученики, привыкшие сплошь и рядом списывать, никак не могли отучиться от вредной привычки. Даже информация, скачанная с Интернета, сохранялась необходимыми ссылками.
Исследовательский проект, помимо текста, включает в себя различные иллюстрации, рисунки, схемы и т.п. Современные технические средства, прежде всего, конечно, компьютер, были использованы моими ребятами на все сто процентов. Мало того, что тексты были набраны на компьютере, они были еще украшены различными иллюстрациями, создающими зрительный образ темы.
Защита. К защите предъявлялась лишь видимая часть айсберга – сам выполненный проект. Никто не знал, что скрывалось под верхушкой айсберга. Вот почему в технологии проектной деятельности такое большое внимание уделяется критериям оценки проекта.
Ниже приведена таблица критериев оценки проектной работы, которую я использовала из статьи Кудрявцевой Н.Г. «Проектная деятельность учащихся».
Проект оценивается по следующим критериям.
- Обоснование и постановка цели, планирование путей его достижения:
Показатели | Баллы |
Цель выполнения проекта не сформулирована | 0 |
Цель определена, но не обозначены пути её достижения, нет плана работы | 1-2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей её достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом | 3-5 |
- Полнота использованной информации, разнообразие источников информации:
Показатели | Баллы |
Библиография отсутствует | 0 |
Библиография содержит незначительный объем подходящей информации | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников | 3 |
3. Творческий и аналитический подход к работе:
Показатели | Баллы |
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта | 0 |
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода | 2-4 |
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 5-7 |
4. Соответствие требованиям оформления отчета о работе над проектом:
Показатели | Баллы |
Отчет отсутствует | 0 |
Отчет представлен в виде устного сообщения | 1-3 |
Отчет представлен в виде презентации или текстового файла | 3-4 |
- Анализ процесса и результата работы:
Показатели | Баллы |
Анализ работы отсутствует | 0 |
Анализ работы выполнен формально | 1-2 |
Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций | 5-6 |
- Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу:
Показатели | Баллы |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 1-2 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора | 3-4 |
Также учитываться должны: актуализация проекта, дизайн проекта, техническое исполнение проекта, возможность практического применения проекта, навыки публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументированно говорить, отстаивать свою точку зрения, задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.
Я была убеждена, что и защита не должна проходить как обычный отчет. Слишком большой труд стоял за коротким выступлением и созданным диском – электронным справочником. Поэтому мы постарались превратить этот этап в настоящую PR-рекламу нашему родному городу. Михаил П., который отвечал за создание самого диска-справочника, т.е. по сути собирал все проекты воедино, сделал все возможное, чтобы справочник получился «самым-самым». Увлеченность, радость поиска, сознание завершенности хорошо выполненного дела читались на лицах девятиклассников.
Перспективы. Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.
Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная форма для активизации творческого мышления учащихся. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.
Таким образом, использование в преподавании бурятского языка проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика в классе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность школьников, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информацинно-коммуникационных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению бурятского языка.
Литература
1.Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы.// Литература в школе. – 2008. - №11 – С.36-37.
2. Кудрявцева Н.Г. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы - 2008. - №8 – С.45-56.
3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов// Наука и школа – 2007 - №7 – С.18
4. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся// Литература в школе - 2002.- №7 – С.35-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме : "Активизация творческого мышления учащихся начальных классов на уроках музыки с использованием технологии УДЕ посредством применения опорных сигналов, графических форм выражения информации"
Мастер-класс учителя музыки...
Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка
Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка...
Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»
Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:· образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...
Активизация творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы
Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей...
Синектика как метод активизациитворческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла
Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....
«Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках английского языка»
На сегодняшний день наиболее актуальной образовательной технологией является критическое мышление. Использование ее в групповой работе позволяет оживить процесс обучения, сделать его у...