«Современный урок на основе инновационного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе:ключевые позиции современного урока; отличия современного урока от традиционного; структура педагогического процесса на уроке; деятельность учителя при разработке и проведении урока; деятельность учащихся на уроке; учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребёнка проблемную ситуацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на ШМО34.32 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №127» городского округа САМАРА

Выступление на тему:

«Современный урок на основе инновационного

 подхода в условиях внедрения ФГОС ООО»

                                                                                                                                                                           

                                                                                Подготовила:

                                                                                руководитель ШМО

                                                                                   гуманитарного цикла  

Жидкова Л.И.

 

2019

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

ФГОС нового поколения представляет собой совокупность требований при реализации образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования.

Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует принципиальных изменений в деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, использовать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В основу ФГОС нового поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Важным в ФГОС является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог, др.;
  • создание условий для развития рефлекии – способности осознавать свои мысли, действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, др.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Системно-деятельностный подход предполагает соблюдение следующих принципов:

  1.  Принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2.  Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3.  Принцип целостности, предполагающий формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4.  Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  5. Принцип вариативности, предполагающий формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  6.  Принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

        Все эти принципы и идеи должны быть учтены при построении урока. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

        Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. 

         Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода: 

  1.  Учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам.
  2.  Умение осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие формируется у учащихся поэлементно.

 Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность, 
  • готовность к  самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  •  готовность к социальному взаимодействию - коммуникативная компетентность.

Выделяются следующие особенности современного урока:

  • Комплексное планирование задач урока;
  • Особое внимание уделяется формированию мотивации (на выполнение учебных заданий, на получение нового знания или овладение новым способом действия);
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала;
  • Создание как можно большего числа проблемных ситуаций;
  • Формулировка (кроме темы) «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающих в сжатом виде главной идеи, сути урока;
  • Практическая направленность, опора в основном на деятельность учащихся;
  • Знание разных технологий развивающего обучения и только дифференцированное их применение;
  • Осуществление максимально дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений, дифференциация домашних заданий;
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся;
  • Включение компьютеров в педагогические технологии;
  • Значительное внимание уделяется рефлексии учебных достижений, соотнесению результата деятельности с поставленной целью, определению своего знания и незнания, личностной значимости нового знания.

        Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижение и переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый этап;
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

        Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят  план достижения цели и определяют средства: алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.         Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.         Таким образом, введение стандартов нового поколения требует иной метологической основы и научно-методического обеспечения.

        Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.

        Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦЕЙСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Я, как и другие педагоги, столкнулась с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы  являются такие предметы как математика, русский яз...

Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.Проект...

Методическая разработка по теме «Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»

В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, спос...

Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»

Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....

Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС

ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...