Методическая разработка по теме «Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»
методическая разработка по музыке (5, 6 класс) на тему
В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, способствуя формированию активной, самостоятельно мыслящей, творческой личности. В число современных методов обучения входят активные методы обучения (АМО), которые способствуют эффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся, обеспечивают активность их мыслительной и практической деятельности на всех этапах образовательного процесса, способствуют полноценному усвоению учебного материала, качественному овладению новыми знаниями и умениями. В данной методической разработке представлен урок музыки с применением активных методов обучения, показаны возможности использования технологии АМО на уроках музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФГКОУ «Московское суворовское военное училище МО РФ»
Методическая разработка
по теме
«Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»
Автор: Стефанова Ирина Владимировна,
преподаватель искусства (музыки)
Москва
2016 год
Аннотация
В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, способствуя формированию активной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
В число современных методов обучения, помогающих решить эту задачу, входят активные методы обучения (АМО), которые способствуют эффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся. В данной методической разработке описывается процесс создания урока музыки с использованием АМО. Данный материал показывает, что активные методы обучения очень эффективны на уроке, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного процесса, способствуя полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.
Содержание
Введение …………………………………………………………………4
Основная часть
Глава 1.
1.1 Характеристика темы, цели и задачи…………………………..6
1.2 Что такое технология АМО................................……………...7
1.3 Классификация активных методов обучения…………………..9
Глава 2.
2.1 Структура АМО-урока ………………………………………...12
2.2 Особенности урока музыки, разработанного
по технологии АМО……………………………………………14
Глава 3.
3.1 Технологическая карта АМО - урока музыки
«О подвигах, о доблести, о славе…»…………………...............16
3.2 Конспект АМО - урока музыки «О подвигах, о доблести,
о славе…»………………………………………………………..31
Заключение …………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………42
Введение.
Ориентация на реализацию парадигмы деятельностного развития – одна из важнейших особенностей введения нового ФГОС ООО. Основным результатом обучения в парадигме деятельностного развития становится развитие личности обучающегося на основе его активного и осознанного участия в учебной деятельности, направленной на овладение системой универсальных учебных действий и достижение предметных результатов – прежде всего, на изучаемом учебном материале.
Как известно, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования установлены три группы результатов обучения и соответствующих им учебных действий: личностные, метапредметные и предметные.
Овладение личностными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности обучающихся к смыслообразованию в познавательной сфере, к самоопределению, к приобретению системы ценностно-смысловых ориентаций.
Овладение метапредметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности обучающихся к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации и самостоятельной познавательной деятельности.
Достижение предметных результатов предопределяет формирование и развитие готовности и способности обучающихся к решению разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе приобретения опыта предметных знаний, преобразования и применения этих знаний. Здесь существенным элементом наряду с учебными действиями, специфическими для данного предмета, являются и универсальные учебные действия, преломленные через специфику объекта изучения.
Следует заметить, что тем самым в ФГОС ООО фактически смещаются акценты в расстановке приоритетов: от вопроса «Чему учить?» к вопросу «Ради чего мы изучаем ту или иную программу?» и проблеме технологии обучения – «Как учить, чтобы добиваться реализации и достижений требований ФГОС?»
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между педагогом и обучающимися, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы обучения. По сути, происходит переход от обучения, как преподнесения системы знаний, к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе целей, содержания и методов обучения. Решить эти задачи помогает технология активных методов обучения (АМО). В данной методической разработке показана методика изучения военно-патриотических песен на уроке музыки с помощью технологии АМО.
Основная часть
Глава 1.
- Характеристика темы, цели и задачи
Целью основного общего образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, является также раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных творческих способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создавать такую среду и на уроке, и во внеклассной деятельности. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Технология активных методов обучения нацелена на формирование у обучающихся учебных действий, направленных на постановку целей, выявление проблем, нахождение способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекцию. Технология АМО позволяет также эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и свою команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры обучающихся, отвечающие современным потребностям общества.
Целью данной разработки является раскрытие логики, смысла и эффективности применения АМО на уроках музыки.
Образовательные задачи темы:
- понять, что такое технология АМО;
- классификация АМО;
- показать возможности использования технологии АМО на уроках музыки;
- разработка урока музыки с применением АМО.
1.2 Что такое технология АМО.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, с помощью которых создаются условия для проявления активности обучающихся. Другими словами, активные методы обучения - это обучение деятельностью.
Активные методы обучения характеризуются:
- активизацией мышления обучающихся;
- обеспечением постоянной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, так как их активность должна быть устойчивой и длительной;
- самостоятельной выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности обучающихся;
- постоянным взаимодействием обучающихся и преподавателя в процессе диалогической и полилогической форм организации учебного процесса;
- проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности обучающихся. Активные методы обучения побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Внутреннее содержание активных методов обучения заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки; в наполнении каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией; в вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника; обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения; организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.
В данной технологии можно выделить две составляющих: структуру и содержание. По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения; интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге; использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы; вовлечении в процесс всех органов чувств и основных психических процессов (речи, памяти, воображения, мышления); деятельностном подходе к обучению и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией АМО, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
Одним из ключевых этапов является рефлексия. Завершение раздела урока рефлексией, осмыслением хода и результатов всего занятия, закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала, быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.
Таким образом, можно совершенно определенно констатировать полное соответствие образовательных эффектов технологии АМО требованиям ФГОС ООО к реализации общей образовательной программы в области формирования и развития универсальных учебных действий.
1.3 Классификация активных методов обучения.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Понятие АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры.
Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы методов. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимися. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса.
Условно все формы и методы разделяются на эвристические (творческие, непрограммируемые, ведущие к открытию новых путей) и программируемые (выполняемые по определенным предписаниям, программам). Для программируемых форм и методов используется определенный алгоритм, или правила, а для творческих – научно обоснованная модель, или схема.
В настоящее время в основу классификации активных методов обучения положены два признака:
- наличие модели процесса труда (трудовой деятельности);
- наличие ролей.
О.С. Анисимов, наряду с традиционными, выделяет новые (имитационные) и новейшие (развивающие) формы обучения.
Новые формы обучения (имитационные методы обучения) обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучающихся.
Новейшие формы обучения (инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры) обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться следующей классификацией методов активного обучения:
Дидактические цели занятия | Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала. | Тематическая дискуссия, мозговой штурм. |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала. | Мозговой штурм, деловые игры. |
Развитие способности к самообучению. | Игровые методы, анализ практических ситуаций. |
Повышение учебной мотивации. | Игровые методы, обучение с использованием компьютерных обучающих программ. |
Отработка изучаемого материала. | Тренинги. |
Применение знаний, умений и навыков. | Анализ практических ситуаций. |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала. | Тематическая дискуссия. |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности. | Игровые методы, анализ практических ситуаций. |
Обучение навыкам межличностного общения. | Ролевые игры. |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта. | Метод проектов. |
Развитие навыков работы в группе. | Метод проектов. |
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции. | Анализ практических ситуаций. |
Развитие навыков принятия решений. | Анализ практических ситуаций. |
Развитие навыков активного слушания. | Тематическая дискуссия. |
В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.
Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
АМ начала образовательного мероприятия.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
АМ презентации учебного материала.
АМ организации самостоятельной работы над темой.
АМ презентации результатов практической работы.
АМ подведение итогов занятия.
АМ релаксации (физкультминутка).
В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей.
Глава 2.
2.1 Структура АМО-урока.
По структуре, в соответствии с технологией АМО, урок делится на логически связанные фазы и этапы.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Этапы:
- инициация (приветствие, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (определение цели и задач урока);
- определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).
Фаза 2. Работа над темой.
Этапы:
- закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания);
- интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока).
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Этапы:
- эмоциональная разрядка (разминка);
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Каждый этап – это полноценный раздел урока. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока. Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Будучи логически связанными и дополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Именно поэтому, все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
2.2 Особенности урока музыки, разработанного по технологии АМО.
Урок музыки, не смотря на сходство со всеми другими уроками, имеет свои особенности. На уроке музыки достигается единство творческих устремлений учителя и обучающихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива обучающихся возникают именно благодаря музыке. Творческий замысел учителя реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения произведения, освоения песни, развития творческих способностей обучающихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом, приобщает ребят к тому, что, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых музыкальных произведений, пробуждает инициативу и творческую фантазию обучающихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать, сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся.
Задачи музыкального воспитания определяют и содержание, и форму занятий. Уроки музыки должны проводиться в разной форме. Современная педагогика подчеркивает, что структура урока не может быть стандартной. Учитель музыки не должен стремиться строить уроки по образцу других предметов, это приведет к снижению эмоциональности занятий. Деятельностный подход к взаимодействию обучающихся с творчеством композиторов, музыкантов, поэтов основывается на использовании активных форм обучения.
При разработке урока музыки по технологии АМО учитель должен в первую очередь определить цель и задачи урока. Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям, следовательно, цели должны быть реальны, достижимы (указывать на реальные результаты обучения); технологичны (определять конкретные действия для их достижения).
Необходимо определить тип и выбрать соответствующую структуру урока. Выбор этапов урока согласно технологии АМО будет зависеть от поставленных целей и задач.
Каждый из этапов урока необходимо наполнить активным методом обучения с учетом специфических целей этапа и всего урока. Все, используемые в процессе урока АМО, должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. Можно включать в урок заимствованные активные методы обучения или создавать собственные (авторские), тем самым формировать
личный банк активных методов обучения, которым можно воспользоваться при подготовке к урокам.
Глава 3.
3.1 Технологическая карта АМО - урока музыки
«О подвигах, о доблести, о славе…»
Организационная информация | ||
Разработчик АМО-урока | Стефанова Ирина Владимировна – преподаватель музыки | |
Предмет | Музыка | |
Класс, профиль класса, количество человек | 5 класс, общеобразовательный, 20 чел. | |
Продолжительность урока | 45 мин. | |
Методическая информация | ||
Тема урока | «О подвигах, о доблести, о славе…» | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка 5 класс». | |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) | Урок ознакомления с новым материалом. | |
Психолого – педагогическая характеристика класса | В классе обучаются 20 человек, ребята приехали из разных городов, из разных школ. Период адаптации и привыкания к новым условиям круглосуточного пребывания проходит успешно. 18 человек - с высокой мотивацией к обучению, 2 человека - со средней мотивацией к обучению. В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Воспитанники понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников. Ребята доброжелательно относятся друг к другу, активны, инициативны, проявляют живой отклик на новые дела и творческие начинания. По темпераменту класс не имеет преобладающего типа: имеются как холерики, так и сангвиники, флегматики и меланхолики. У воспитанников обнаружились следующие типы мышления: теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный. В классе много творчески одаренных детей. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, воспитанники дорожат честью класса. При решении коллективных задач дети быстро ориентируются, находят общий язык. Большинство ребят может оценить свою работу, проконтролировать своё поведение и свои действия. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, отдавать отчёт своим поступкам, умеют оценивать деятельность своих товарищей. | |
Цель урока | Ознакомить обучающихся с песнями ВО войны, с их авторами и историей создания. Помочь обучающимся глубже проникнуться атмосферой военных лет, понять значение и роль военных песен в формировании патриотических чувств русского народа. Способствовать воспитанию гражданских и патриотических чувств обучающихся. | |
Задачи урока | Основные учебные задачи: 1.Формировать основы музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части общей духовной культуры. 2.Способствовать изучению обучающимися песен Великой Отечественной войны 1941-1945гг., истории их создания. Развивающие задачи: 1.Развивать у обучающихся умение войти в мир музыкальных образов композитора, умение слушать и исполнять военные песни, понимать их значение. Знать названия песен и имена их авторов. 2.Развивать духовный мир, интеллектуальную сферу и творческий потенциал обучающихся. 3.Развивать умение высказывать своё мнение и аргументировать его. Воспитательные задачи: 1.Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к песням Великой Отечественной войны, к музыке военных лет, повествующей о героическом прошлом нашей Родины. 2. Воспитывать патриотические чувства обучающихся через постижение музыкальных образов высокого духовного смысла и содержания, формировать интерес и уважение к своим истокам, к истории России. Образовательные задачи: 1. Расширять кругозор в области музыкального искусства. 2.Пополнять музыкальные и художественные впечатления обучающихся с помощью прослушивания и исполнения песен ВОВ. 3.Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание, пение). | |
Знания, умения, навыки, которые приобретут обучающиеся ходе урока | После проведения урока учащиеся смогут: - назвать песни ВОВ, назвать авторов песен, рассказать об истории создания песен; - рассказать о значении и роли патриотических военных песен в жизни человека; - дать определение понятиям «песня», «солист», «хор», «дирижер», «аккомпаниатор»; - выразительно исполнять песни ВОВ хором, в ансамбле и сольно; - приобретут умение совместного творчества. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Песни Великой Отечественной войны 1941г.-1945г., история их создания, сведения об авторах этих песен, нотный материал. |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода | Подробное описание АМО | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО -Личностные -Регулятивные, включая действия саморегуляции -Познавательные -Знаково-символические Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО Информационная - Учебно-познавательная -Коммуникативная - Социальная |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | 1. Приветствие | Создание положительного настроя на работу | 1 мин. 1 мин. | "Поздоровайся глазами" | Адаптированный | Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу. Задачи: 1.создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; 2.создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: отсутствуют Предварительная подготовка (если требуется): отсутствует. Технология проведения: Учитель предлагает детям поздороваться взглядом: «Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение». | (Ребята стоят около своих мест). Ребята, перед началом урока принято здороваться, то есть желать друг другу здоровья, добра и успехов. Сегодня мы с вами поздороваемся немного другим способом – не словами, а глазами, и пусть ваши глаза покажут, какое у вас настроение. Посмотрите, пожалуйста, на меня, а я с каждым из вас поздороваюсь глазами. А теперь поздоровайтесь глазами друг с другом и постарайтесь передать своим взглядом максимум добра и хорошего настроения.
| Личностные: осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива, установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик. Осознание обучающимся того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему. Коммуникативные установление связей, способствующих взаимодействию. | Коммуникативная: умение взаимодействовать с учителем и своими товарищами, настрой на сотрудничество. Социальная: осознание себя как члена коллектива, общества. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | 2. Вхождение в тему урока (определение цели и задач урока) | Организовать мыслительную деятельность ребят, направленную на осознание значимости предлагаемой темы урока | 2 мин. | «Собери картинку» | Измененный | Цель и задачи метода: организовать мыслительную деятельность ребят, направленную на осознание значимости предлагаемой темы урока. Необходимые материалы: компьютер, проектор и экран. Предварительная подготовка (если требуется): скрытый слайд мультимедийной презентации с названием темы и соответствующей картинкой, открывающейся по частям. Технология проведения: учитель задаёт детям наводящие вопросы, определяющие тему, цель и задачи урока, при правильном ответе на слайде открывается часть картинки, которая отображает тему урока. Вопросы: 1. Что воодушевляло и помогало бойцам мужественно сражаться в годы ВОВ? 2. (Звучит фрагмент песни ВОВ). К какому жанру относится музыкальное произведение, которое вы сейчас прослушали? 2. Что значила песня для солдата в годы ВОВ? 3. О чем рассказывают песни ВОВ? 4. О чем мы можем узнать, слушая песни ВОВ? 5. Предположите, как будет звучать тема нашего урока. | (Ребята сидят за партами). Ребята, у меня на доске скрыта волшебная картинка, которая поможет вам узнать, о чем мы будем говорить на уроке, и определить тему нашего урока. Картинка открывается не сразу, а по частям. Для того, чтобы открыть картинку, нужно правильно ответить на вопросы. Вопросы: 1. Что воодушевляло и помогало бойцам мужественно сражаться в годы ВОВ? 2. (Звучит фрагмент песни ВОВ). К какому жанру относится музыкальное произведение, которое вы сейчас прослушали? 2. Что значила песня для солдата в годы ВОВ? 3. О чем рассказывают песни ВОВ? 4. О чем мы можем узнать, слушая песни ВОВ? 5. Предположите, как будет звучать тема нашего урока. | Личностные: осознание себя как гражданина России; осознание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие. Регулятивные, включая действия саморегуляции: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Познавательные, включая общеучебные и логические: понимание (определение объекта понимания, выделение смысловых частей); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; синтез — составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Знаково-символические: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Коммуникативные: умение сотрудничать, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Социальная: способность уважать мнение других, знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества. Учебно-познавательная: знания и умения организации целеполагания; решение нестандартных, занимательных задач; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативная: навыки работы в коллективе, знание способов взаимодействия с окружающими людьми. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | 3. Определение ожиданий и опасений учащихся | Определение эмоционального состояния детей, их ожиданий и опасений. | 3 мин. | "Что у меня на сердце" | Заимствованный | Цель: Определение эмоционального состояния детей, их ожиданий и опасений. Задачи: 1.выявить ожидания и опасения детей, причины тревожности детей. 2.создать благожелательную атмосферу в классе, рабочий настрой. Необходимые материалы: отсутствуют. Предварительная подготовка (если требуется): вырезать из бумаги сердечки по количеству детей в классе. Технология проведения: Учитель: «Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке». | (Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки). Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные, включая действия саморегуляции: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; понимание причины своего неуспеха и нахождение способов выхода из него. Познавательные, включая общеучебные и логические: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. | Учебно-познавательная: анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности. Коммуникативная: умение выражать свою позицию, умение написать письмо, описать свои чувства. |
Фаза 2 «Работа над темой» | 4. Закрепление изученного (обсуждение д/з) | Проверить знание пройденного материала, заинтересовать, активизировать мыслительную деятельность ребят. | 8 мин. мин. | "Верите ли вы…." | Измененный | Цели и задачи метода: проверить знание пройденного материала, заинтересовать, активизировать мыслительную деятельность ребят. Необходимые материалы: отсутствуют. Предварительная подготовка (если требуется): отсутствует. Технология проведения: Ребята делятся на пары, придумывают вопросы по пройденному материалу, начинающиеся словами: "Верите ли вы…", и задают их друг другу. Победителем станет тот, кто придумает самые лучшие и оригинальные вопросы. Варианты проведения метода: все участники упражнения встают в колонну в середине класса. С одной стороны от них на стене находится табличка «ДА», с другой «НЕТ». Ведущий читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». После того как вопрос прочитан, участники отходят к одной из табличек, в зависимости от своего мнения. По итогам каждого вопроса, те учащиеся, которые верно заняли позицию, получают по одному жетону. Все участники вновь встают в середину класса. Побеждает тот, кто в итоге всего упражнения наберет наибольшее количество жетонов. | Ребята, разделитесь на пары и придумайте для своего друга вопрос по материалу пройденного урока, начинающийся словами: «Верите ли вы…». Вы можете по очереди задавать друг другу вопросы, старайтесь не повторяться, вопросы должны быть разнообразными. Победителем станет тот, кто придумает самые лучшие и оригинальные вопросы. | Личностные: умение самостоятельно осуществлять деятельность учения, использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей; умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Регулятивные, включая действия саморегуляции: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные, включая общеучебные и логические: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата. Коммуникативные доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с товарищами, согласовывать с ними свои действия. | Информационная: умение формулировать вопрос, ставить проблему. Учебно-познавательная: самооценка учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов. Коммуникативная: способность вступать в контакт; умение слушать (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); умение говорить (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе). Социальная: способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе; способность уважать других; умение сотрудничать. |
Фаза 2 «Работа над темой» | 5. Инпут (интерактивная лекция) | Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. | 14 мин. | "Инфо-угадай-ка" | Адаптированный | Цели и задачи метода: представление нового материала по теме: «О подвигах, о доблести, о славе…», структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Необходимые материалы: компьютер, проектор и экран, подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Предварительная подготовка (если требуется): на доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы, остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Технология проведения: учитель называет тему своего сообщения. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и четко представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. | Ребята, перед вами на плакате изображена схема, которую вы должны будете полностью заполнить. Итак, вы видите, что схема состоит из секторов – это разделы нашей темы, которая вам уже известна: «О подвигах, о доблести, о славе…», я впишу ее в центр схемы. Подумайте, пожалуйста, о чем мы будем говорить, исходя из темы нашего урока. (Ребята предлагают свои варианты). Вы правильно предположили, мы будем говорить о героизме русского народа в годы ВОВ, воспетом в песнях. В первый сектор вписываю название 1 раздела нашей темы: «Роль военных песен в годы войны». Подумайте, какие аспекты может включать этот раздел (Ответы детей). Итак:1. Песня-друг и помощник солдата. 2.Фронтовые пословицы о песнях. («Без песни на войне труднее вдвойне»). 3.Песня – агитатор (объединяла народ и поднимала его на борьбу, придавала силы, укрепляла веру в победу). 4.Песня – хроника военных лет (отражение событий, переживаний, дум и надежд людей). 5.Песня – визитная карточка полка. 2 раздел: «Жизнь песни на войне». 1.Песня укрепляла боевой дух солдат. 2.Боевая песня - оружие в бою. 3.Песни, рожденные в окопах. | Личностные: чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, умение делать нравственный выбор; умение использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Регулятивные, включая действия саморегуляции: умение самостоятельно осуществлять деятельность учения, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные, включая общеучебные и логические: умение перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата; учебных задач; умение структурировать материал, выделять главное. | Информационная: умение формулировать вопрос, ставить проблему; планировать работу, планировать время; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт. Учебно-познавательная: умение целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; умение отличать факты от домыслов. Коммуникативная: способность слушать (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); умение ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе. Социальная: способность принимать ответственность; способность уважать мнение других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения. |
Фаза 2 «Работа над темой» | После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): инпут проходит с использованием мультимедийной презентации и прослушиванием песен ВОВ. | 3 раздел: «Жанры фронтовых песен». 1.Песни – призывы («Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.-1941г.). 2. Походно-боевые и маршевые песни («Марш артиллеристов» муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева-1943г.). 3. Песни о героях и подвигах. 4.Лирические военные песни. («В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова-1942г.) 5.Сатирические фронтовые песни (частушки). 4 раздел: «Песни из кинофильмов о войне». 1. «Марш защитников Москвы» муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова 1944г., фильм «В 6 часов вечера после войны». 2. «Смуглянка» муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова -1944г., фильм «В бой идут одни «старики». 5 раздел: «Современные песни о ВОВ» Дети называют свои любимые песни о ВОВ, о героях, о Победе. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. | Знаково-символические: умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения. Коммуникативные доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с товарищами, согласовывая с ними свои действия. | ||||||
Фаза 2 «Работа над темой» | 6. Проработка содержания темы | Закрепить пройденный материал теоретически и практически. | 10 мин. | "Спой любимую песню" | Авторский | Цели и задачи метода: закрепить пройденный материал теоретически и практически, формировать чувство патриотизма, гордости за героические подвиги русского народа, чувство гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества. Необходимые материалы: фортепиано, листы с текстами трех песен ВОВ по количеству детей. Предварительная подготовка (если требуется): разучить три песни ВОВ на предыдущих уроках. Распечатать на листах тексты трех песен ВОВ по количеству детей. Технология проведения: на столе лежат перевернутые листы с текстами трех военных песен, ребята берут листы со словами песен и, в зависимости от того, какая им песня досталась, делятся на три команды. Каждая команда рассказывает о своей песне и исполняет ее под аккомпанемент преподавателя. Побеждает та команда, которая лучше всех представила и исполнила песню. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): педагогу необходимо самому профессионально исполнять выбранные песни и аккомпанировать на фортепиано или другом музыкальном инструменте. Варианты проведения метода: можно увеличить количество песен и количество команд, если позволяет время. | Ребята, перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, каждый по одному листочку и переверните его. Вы увидите слова одной из ваших любимых песен, о которых вам нужно будет рассказать и вместе со своей командой спеть. Итак, те ребята, у кого слова песни «Священная война», садятся на первый ряд; у кого слова песни «Марш артиллеристов» - садятся на второй ряд, а у кого слова песни «День Победы» - садятся на третий ряд. Выберите, пожалуйста, капитана команды, который расскажет о вашей песне, а затем вы вместе споете ее. Победит та команда, которая лучше всех расскажет о своей песне и, конечно, выразительнее всех исполнит ее. После всех выступлений общим голосованием определяется команда – победитель. | Личностные: осознание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, умение делать нравственный выбор; умение использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Регулятивные, включая действия саморегуляции: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные, включая общеучебные и логические: умение перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать) для получения необходимого результата; Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Информационная: умение интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт. Учебно-познавательная: владение навыками продуктивной деятельности: владением приемами действий в нестандартных ситуациях; анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности. Коммуникативная: умение слушать и слышать (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); умение ясно выражаться, высказывать мнение, навыки работы в группе. Социальная: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; осознание себя как личности, как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | 7. Эмоциональная разрядка | Создать условия для физической, эмоциональной, психологической разрядки. | 3 мин. | "Электрическая цепь" | Заимствованный | Цели и задачи метода: создать условия для физической, эмоциональной и психологической разрядки; создать позитивный настрой и свободное неформальное общение; обеспечить двигательную активность обучающихся для профилактики гиподинамии. Необходимые материалы: стул и любой предмет, который прочно стоит (лежит) на нем. Предварительная подготовка (если требуется): отсутствует. Технология проведения: все участники делятся на две равные группы и встают друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки. В начале цепей на равном расстоянии от каждой ставится стул с любым предметом. В конце цепей стоит ведущий и держит за руку последнего участника каждой цепочки. Все играют молча. Ведущий по команде одновременно крепко сжимает за руки последних участников. Получив сигнал от ведущего, участник должен крепко сжать руку соседа. Так сигнал передается по всей цепи. Задача в том, чтобы сигнал был быстрее передан в начало цепи, первому участнику, который забирает предмет. | Ребята, рассчитайтесь на 1-й и 2-й. Первые номера встают в колонну справа от меня, а вторые номера в колонну слева от меня. Теперь первые номера повернитесь налево и возьмитесь за руки, а вторые номера повернитесь направо и тоже возьмитесь за руки. У нас с вами получились две электрические цепи. Все играют молча. Я по команде сжимаю ладони последних участников, которые, получив сигнал, должны крепко сжать руку соседа. Так сигнал передается по всей цепи. Задача в том, чтобы сигнал был быстрее передан в начало цепи, первому участнику, который забирает предмет, лежащий на стуле перед ним. | Регулятивные, включая действия саморегуляции: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные умение работать в команде, участвовать в коллективном действии; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Коммуникативная: умение слушать и слышать (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); умение работать в группе.
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | 8. Рефлексия | Вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся. | 4 мин. | «Что ты думаешь о...?» | Адаптированный | Цели и задачи метода: вернуться к вопросу об ожиданиях и опасениях учащихся, проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся. Необходимые материалы: сердечки с написанными на них ожиданиями и опасениями учащихся. Предварительная подготовка (если требуется): отсутствует. Технология проведения: Учитель раздает детям сердечки, просит сравнить ожидания и результаты: «Если вы считаете, что ваши ожидания оправдались, а опасения были напрасными, поднимите вверх раскрытую ладошку. Если вы считаете, что ваши ожидания не оправдались, и произошло то, чего вы опасались, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок. Каких ладошек у нас больше? Что это значит?» Учащиеся обсуждают результаты урока. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): в конце урока - обязательное подведение итогов. | (Учитель предлагает детям взять сердечки, на которых они писали свои ожидания и опасения в начале урока). Ребята, возьмите свои сердечки и прочитайте то, что вы написали в начале нашего урока. Сравните ваши чувства, которые вы испытывали до начала урока и после окончания урока. Если вы считаете, что ваши ожидания оправдались, а опасения были напрасными, поднимите вверх раскрытую ладошку. Если вы считаете, что ваши ожидания не оправдались, и случилось то, чего вы опасались, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок. Каких ладошек у нас больше? Что это значит? (Учащиеся вместе с учителем обсуждают результаты и подводят итоги урока). Домашнее задание: спеть любимую песню ВОВ. | Личностные: умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Регулятивные, включая действия саморегуляции: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные, включая общеучебные и логические: рефлексия способов и условий действия, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Учебно-познавательная: умение анализировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность. Коммуникативная: умение вести диалог, дискуссию; умение задать вопрос.
|
Аналитическая информация | ||
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);
b. выполнения ФГОС.
| Выполнение целей и задач урока. Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное выполнение поставленных на уроке целей и задач. По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи. 1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему. 2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения. 3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока. По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся. Выполнение ФГОС. Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей:
Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся. Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, формируют гражданскую позицию и духовно- нравственные идеалы, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе. | |
Ожидаемые/полученные результаты урока. Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося. Анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества приобретены). | Предметные результаты обучения: - обучающиеся понимают значение и осознают роль музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - обучающиеся осознанно воспринимают конкретные музыкальные произведения, а именно, песни ВОВ, связанные с героическим прошлым нашего Отечества; - обучающиеся понимают средства художественной выразительности, особенности музыкального языка, владеют практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. Метапредметные результаты обучения: обучающиеся умеют анализировать собственную учебную деятельность, вносить коррективы для достижения запланированных результатов; умеют размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью; имеют стремление к самостоятельному общению с музыкой, искусством, к художественному самообразованию. Результаты воспитания и социализации: - обучающиеся осознают себя гражданами РФ, любящими свое Отечество, гордящимися героическими подвигами своих предков; - обучающиеся имеют навыки работы в парах, в группе, в коллективе. Результаты развития: -обучающиеся имеют художественные, исполнительские навыки; - обучающиеся имеют навыки оценки и самооценки своей деятельности. Образовательные: 1. Расширять кругозор в области музыкального искусства. 2.Пополнять музыкальные и художественные впечатления обучающихся с помощью прослушивания и исполнения песен ВОВ. 3.Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание, пение). Развивающие задачи: 1.Развивать у обучающихся умение войти в мир музыкальных образов композитора, умение слушать и исполнять военные песни, понимать их значение. Знать названия песен и имена их авторов. 2.Развивать духовный мир, интеллектуальную сферу и творческий потенциал обучающихся. 3.Развивать умение высказывать своё мнение и аргументировать его. Воспитательные задачи: 1.Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к песням Великой Отечественной войны, к музыке военных лет, повествующей о героическом прошлом нашей Родины. 2. Воспитывать патриотические чувства обучающихся через постижение музыкальных образов высокого духовного смысла и содержания, формировать интерес и уважение к своим истокам, к истории России. 2 фаза урока. Этап №5. Инпут (интерактивная лекция): - обучающиеся изучили с помощью составления схемы – модели наиболее известные песни Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и историю их создания, расширили свой кругозор в области музыкального искусства; - пополнили музыкальные и художественные впечатления с помощью прослушивания песен ВОВ (навык слушания музыки); - сформировали мотивационную направленность на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание, пение); - обучающиеся могут рассказать о значении и роли патриотических военных песен в жизни человека. 6. Проработка содержания темы «Спой любимую песню». -у обучающихся сформировались навыки понимания музыкальных образов композитора, умение слушать и исполнять военные песни, понимать их значение; - обучающиеся знают названия песен и имена их авторов, могут рассказать историю создания песен; - обучающиеся имеют навыки совместного творчества, выразительно исполняют песни ВОВ хором и в ансамбле; - у обучающихся сформировано эмоционально - ценностное отношение к песням Великой Отечественной войны, к музыке военных лет, повествующей о героическом прошлом нашей Родины; - у обучающихся сформировались патриотические чувства, интерес и уважение к своим истокам, к истории России через постижение музыкальных образов высокого духовного смысла и содержания. Данные задачи решаются во второй фазе урока на этапе инпут и проработка темы, однако для повышения эффективности обучения в урок включены этапы приветствие и погружение в тему, которые позволяют создать позитивную творческую обстановку на уроке и сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока. Обмен хорошим настроением, передача позитивного настроения активизировали ребят, переключили на совместную деятельность. Этап определения ожиданий и опасений учащихся снял напряжение, позволил детям рассказать о своих чувствах. Этап закрепления изученного (обсуждение д/з) дал возможность обучающимся проверить знание учебного материала, самостоятельно формулируя вопросы. Использование на уроке разминки «Электрическая цепь» обеспечило эмоциональную и физическую разгрузку, сняло напряжение, обеспечило двигательную активность детей. На этапе рефлексия был использован АМО «Что ты думаешь о...», который позволил учащимся самостоятельно оценить и подвести итог своей личной работы на уроке, сопоставить свои ожидания и опасения с результатами работы на уроке, что в свою очередь позволило учителю оценить эмоциональное состояние и возможности учащихся. Для отработки коммуникативных навыков на различных этапах урока организована работа в парах и в группах. Домашнее задание позволит обучающимся проявить свои творческие способности. | |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования: духовно-нравственного развитие, компетентностный, индивидуальный и деятельностный подход, уделено внимание и здоровьесбережению. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО, прослушивание и исполнение музыкальных произведений. Урок направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Использование АМО на уроке позволяет учащимся быстро освоить материал и практически закрепить его, развить творческие и интеллектуальные способности. Работа по закреплению и обобщению полученных ранее знаний обеспечивала деятельностный подход: исполнение обучающимися песен ВОВ проходило в форме конкурса. Учащиеся с первых минут очень активно включились в деятельность и эта активность не прерывалась в течение урока. | |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | АМО, разработанные для данного урока, активизируют мыслительную деятельность и творческий потенциал учащихся, повышают интерес к обучению, способствуют активной плодотворной работе на уроке. Применение активных методов обучения на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов: социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС. | |
Методическая ценность урока | Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока. Возможность применения данной формы проведения урока по предмету в любой параллели школьного курса музыки. | |
Дополнительная информация | ||
Указание приложений к уроку: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
К уроку также необходимо приготовить
| |
Использованная литература, источники информации. | 1. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка 5 класс»: Учебник для 5 класса/ М., - Просвещение, 2011. 2. . Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская «Уроки музыки»: Пособие для учителя 2-е изд./М., Просвещение, 2011. 3. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования/М., Просвещение, 2011. 4. О.П. Власенко «Музыка 6 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеев/ Волгоград: Учитель, 2015. |
3.2 Конспект АМО - урока музыки «О подвигах, о доблести, о славе…».
Организационная информация.
Предмет: музыка.
Класс: 5.
Продолжительность урока: 45 мин.
Методическая информация.
Тема урока: ««О подвигах, о доблести, о славе…».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: ознакомить обучающихся с песнями ВОВ, с их авторами и историей создания; помочь обучающимся глубже проникнуться атмосферой военных лет, понять значение и роль военных песен в формировании патриотических чувств русского народа; способствовать воспитанию гражданских и патриотических чувств обучающихся.
Задачи урока:
Основные учебные задачи:
1.Формировать основы музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части общей духовной культуры.
2.Способствовать изучению обучающимися песен Великой Отечественной войны 1941-1945гг., истории их создания.
Развивающие задачи:
1.Развивать у обучающихся умение войти в мир музыкальных образов композитора, умение слушать и исполнять военные песни, понимать их значение. Знать названия песен и имена их авторов.
2. Развивать духовный мир, интеллектуальную сферу и творческий потенциал обучающихся.
3.Развивать умение высказывать своё мнение и аргументировать его.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к песням Великой Отечественной войны, к музыке военных лет, повествующей о героическом прошлом нашей Родины.
2. Воспитывать патриотические чувства обучающихся через постижение музыкальных образов высокого духовного смысла и содержания, формировать интерес и уважение к своим истокам, к истории России.
Образовательные задачи:
1. Расширять кругозор в области музыкального искусства.
2.Пополнять музыкальные и художественные впечатления обучающихся с помощью прослушивания и исполнения песен ВОВ.
3.Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально - творческую деятельность (слушание, пение).
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:
после проведения урока учащиеся смогут: назвать песни ВОВ, назвать авторов песен, рассказать об истории создания песен; рассказать о значении и роли патриотических военных песен в жизни человека; дать определение понятиям «песня», «солист», «хор», «дирижер», «аккомпаниатор»; выразительно исполнять песни ВОВ хором, в ансамбле и сольно; приобретут умение совместного творчества.
Обоснование целесообразности использования технологии АМО:
технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное выполнение поставленных на уроке целей и задач.
По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи.
1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему.
2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения.
3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока.
По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся.
Ожидаемые результаты урока.
Предметные результаты обучения:
- обучающиеся понимают значение и осознают роль музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- обучающиеся осознанно воспринимают конкретные музыкальные произведения, а именно, песни ВОВ, связанные с героическим прошлым нашего Отечества;
- обучающиеся понимают средства художественной выразительности, особенности музыкального языка, владеют практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Метапредметные результаты обучения: обучающиеся умеют анализировать собственную учебную деятельность, вносить коррективы для достижения запланированных результатов; умеют размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью; имеют стремление к самостоятельному общению с музыкой, искусством, к художественному самообразованию.
Результаты воспитания и социализации:
- обучающиеся осознают себя гражданами РФ, любящими свое Отечество, гордящимися героическими подвигами своих предков;
- обучающиеся имеют навыки работы в парах, в группе, в коллективе.
Результаты развития:
-обучающиеся имеют художественные, исполнительские навыки;
- обучающиеся имеют навыки оценки и самооценки своей деятельности.
Ход урока.
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия».
Приветствие "Поздоровайся глазами".
Создание положительного настроя на работу - 1 мин.
Учитель: «Ребята, перед началом урока принято здороваться, то есть желать друг другу здоровья, добра и успехов. Сегодня мы с вами поздороваемся немного другим способом – не словами, а глазами, и пусть ваши глаза покажут, какое у вас настроение. Посмотрите, пожалуйста, на меня, а я с каждым из вас поздороваюсь глазами. А теперь поздоровайтесь глазами друг с другом и постарайтесь передать своим взглядом максимум добра и хорошего настроения». Погружение в тему урока «Собери картинку».
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока – 2 мин. Учитель: «Ребята, у меня на доске скрыта волшебная картинка, которая поможет вам узнать, о чем мы будем говорить на уроке, и определить тему нашего урока. Картинка открывается не сразу, а по частям. Для того, чтобы открыть картинку, нужно правильно ответить на вопросы.
Вопросы: 1. Что воодушевляло бойцов и помогало им мужественно сражаться в годы ВОВ? 2. (Звучит фрагмент песни ВОВ). К какому жанру относится музыкальное произведение, которое вы сейчас прослушали?
3.Что значила песня для солдата в годы ВОВ?
4.О чем рассказывают песни ВОВ?
5.О чем мы можем узнать, слушая песни ВОВ?
6. Предположите, как будет звучать тема нашего урока.
Определение ожиданий и опасений учащихся "Что у меня на сердце".
Определение эмоционального состояния детей, их ожиданий и опасений - 3 мин.
Учитель: «Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите, отчего у вас на сердце сейчас тяжело, а на другой стороне, почему у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке». (Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки).
Фаза 2. «Работа над темой».
Закрепление пройденного материала "Верите ли вы….".
Проверить знание пройденного материала, заинтересовать, активизировать мыслительную деятельность ребят – 8 мин. Учитель: «Ребята, разделитесь на пары и придумайте для своего друга вопрос по материалу пройденного урока, начинающийся словами: «Верите ли вы…». Вы можете по очереди задавать друг другу вопросы, старайтесь не повторяться, вопросы должны быть разнообразными. Победителем станет тот, кто придумает самые лучшие и оригинальные вопросы».
Варианты проведения метода: ребята встают в колонну по центру класса. С одной стороны от них на стене находится табличка «ДА», с другой «НЕТ». Ведущий читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». После того как вопрос прочитан, участники отходят к одной из табличек, в зависимости от своего мнения. По итогам каждого вопроса, те учащиеся, которые верно заняли позицию, получают по одному жетону. Перед каждым вопросом все участники вновь встают в колонну в центре класса. Побеждает тот, кто в итоге наберет наибольшее количество жетонов.
Инпут (интерактивная лекция) "Инфо – угадай-ка"
(проходит с использованием мультимедийной презентации и прослушиванием песен ВОВ).
Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся - 14 мин.
Предварительная подготовка: на доске прикреплен лист ватмана, разделенный на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Учитель: «Ребята, перед вами на плакате изображена схема, которую вы должны будете полностью заполнить. Итак, вы видите, что схема состоит из секторов – это разделы нашей темы, которая вам уже известна: «О подвигах, о доблести, о славе…», я впишу ее в центр схемы. Подумайте, пожалуйста, о чем мы будем говорить, исходя из темы нашего урока. (Ребята предлагают свои варианты). Вы правильно предположили, мы будем говорить о героизме русского народа в годы ВОВ, воспетом в песнях. В первый сектор вписываю название 1 раздела нашей темы: «Роль военных песен в годы войны». Подумайте, какие аспекты может включать этот раздел (Ответы детей). Итак:1. Песня-друг и помощник солдата. 2.Фронтовые пословицы о песнях. («Без песни на войне труднее вдвойне»). 3.Песня – агитатор (объединяла народ и поднимала его на борьбу, придавала силы, укрепляла веру в победу). 4.Песня – хроника военных лет (отражение событий, переживаний, дум и надежд людей). 5.Песня – визитная карточка полка. 2 раздел: «Жизнь песни на войне». 1.Песня укрепляла боевой дух солдат. 2.Боевая песня - оружие в бою. 3.Песни, рожденные в окопах. 3 раздел: «Жанры фронтовых песен». 1.Песни – призывы («Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.-1941г.). 2. Походно-боевые и маршевые песни («Марш артиллеристов» муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева-1943г.). 3. Песни о героях и подвигах. 4.Лирические военные песни. («В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова-1942г.) 5.Сатирические фронтовые песни (частушки). 4 раздел: «Песни из кинофильмов о войне». 1. «Марш защитников Москвы» муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова 1944г., фильм «В 6 часов вечера после войны». 2. «Смуглянка» муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова -1944г., фильм «В бой идут одни «старики». 5 раздел: «Современные песни о ВОВ». (Дети называют свои любимые песни о ВОВ, о героях, о Победе.)
После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Проработка содержания темы "Спой любимую песню".
Закрепить пройденный материал теоретически и практически -10 мин. Учитель: «Ребята, перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, каждый по одному листочку и переверните его. Вы увидите слова одной из ваших любимых песен, о которых вам нужно будет рассказать и вместе со своей командой спеть. Итак, те ребята, у кого слова песни «Священная война», садятся на первый ряд; у кого слова песни «Марш артиллеристов» - садятся на второй ряд, а у кого слова песни «День Победы» - садятся на третий ряд. Выберите, пожалуйста, капитана команды, который расскажет о вашей песне, а затем вы вместе споете ее. Победит команда, которая лучше всех расскажет о своей песне и, конечно, выразительнее всех исполнит ее». (После всех выступлений общим голосованием определяется команда – победитель.)
Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия». Эмоциональная разрядка "Электрическая цепь". Создать условия для физической, эмоциональной, психологической разрядки - 3мин.
Учитель: «Ребята, рассчитайтесь на 1-й и 2-й. Первые номера встают в колонну справа от меня, а вторые номера в колонну слева от меня. Первые номера повернитесь налево и возьмитесь за руки, а вторые номера повернитесь направо и тоже возьмитесь за руки. У нас с вами получились две электрические цепи. Все играют молча. Я по команде сжимаю ладони последних участников, которые, получив сигнал, должны крепко сжать руку соседа. Так сигнал передается по всей цепи. Задача в том, чтобы сигнал был быстрее передан в начало цепи первому участнику, который забирает предмет, лежащий на стуле перед ним. Выигрывает та команда, которая первой заберет предмет».
Рефлексия «Что ты думаешь о…». Проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся - 4 мин. Учитель: «Ребята, возьмите свои сердечки и прочитайте то, что вы написали в начале нашего урока. Сравните ваши чувства, которые вы испытывали до начала урока и после окончания урока. Если вы считаете, что ваши ожидания оправдались, а опасения были напрасными, поднимите вверх раскрытую ладошку. Если вы считаете, что ваши ожидания не оправдались, и случилось то, чего вы опасались, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок. Каких ладошек у нас больше? Что это значит? (Учащиеся вместе с учителем обсуждают результаты и подводят итоги урока).
Домашнее задание: спеть любимую песню ВОВ.
Заключение.
Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе игровую деятельность, практическую направленность используемых методов, постоянную смену различных видов деятельности, что создает высокую мотивацию и вызывает интерес. Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся.
Применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, повышают собственную значимость обучающихся, обеспечивают позитивную самооценку, формируют гражданскую позицию и духовно - нравственные идеалы, мотивируют на приобретение познавательного опыта, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС ООО.
Список литературы:
- Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки. – М., 1978.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 1983.
- Бабанский Ю. К.,"Педагогика". - Просвещение, Москва, 1983 г.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб, 1999.
- Власенко О.П. Музыка 6 класс: система уроков по учебнику
Т.И. Науменко, В.В. Алеев/ Волгоград: Учитель, 2015.
- Гавриловец К.В., Каземирская И.И. "Нравственно-эстетическое
воспитание школьников". - Минск, 1988.
- Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-
педагогическое исследование. – Владимир, 1999.
- Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни
людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире. – М., 2001.
- Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное
образование. 1998, № 9-10.
- Изучение личности школьника учителем. – М., 1991.
- Ильин В. С. "Формирование личности школьника: Целостный процесс".
Москва,1984г.
- Лазарев Т.В. Печатное методическое пособие "Образовательные
технологии новых стандартов. Часть 1 "Технология АМО".
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1987.
- Пецко Л П. Эстетическая культура и восприятие человека. – М., 1991.
- Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. – М., 1978.
- Рахимов А.З. «Роль нравственного воспитания в формировании
личности». // Классный руководитель. 2001. № 6.
- Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. –
Тбилиси, 1987.
- Стулова Г.А. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
- Терещенко А.П. Музыкальное развитие подростка // Семья и школа. – 1989. – №1.
- Федеральный образовательный стандарт основного общего
образования/М., Просвещение, 2011.
- Чепалова П.В. Музыка и ребенок // Воспитание школьника. №2-1991.
- Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1990.
- Электронная книга "Копилочка активных методов обучения".
Приложения.
Фаза 1. Погружение в тему урока «Собери картинку».
Вопросы: 1. Что воодушевляло бойцов и помогало им мужественно сражаться в годы
ВОВ? 2. (Звучит фрагмент песни ВОВ). К какому жанру относится музыкальное
произведение, которое вы сейчас прослушали?
3.Что значила песня для солдата в годы ВОВ?
4.О чем рассказывают песни ВОВ?
5.О чем мы можем узнать, слушая песни ВОВ?
6. Предположите, как будет звучать тема нашего урока.
Фаза1. Определение ожиданий и опасений учащихся
«Что у меня на сердце».
Фаза 2. Инпут (интерактивная лекция) «Инфо – угадай-ка».
Плакат – кластер
1 раздела темы: «Роль военных песен в годы войны»:
1. Песня-друг и помощник солдата. 2.Фронтовые пословицы о песнях. («Без песни на войне труднее вдвойне»). 3.Песня – агитатор (объединяла народ и поднимала его на борьбу, придавала силы, укрепляла веру в победу). 4.Песня – хроника военных лет (отражение событий, переживаний, дум и надежд людей). 5.Песня – визитная карточка полка.
2 раздел: «Жизнь песни на войне». 1.Песня укрепляла боевой дух солдат. 2.Боевая песня - оружие в бою. 3.Песни, рожденные в окопах.
3 раздел: «Жанры фронтовых песен». 1.Песни – призывы («Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.-1941г.). 2. Походно-боевые и маршевые песни («Марш артиллеристов» муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева-1943г.). 3. Песни о героях и подвигах. 4.Лирические военные песни. («В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова-1942г.) 5.Сатирические фронтовые песни (частушки).
4 раздел: «Песни из кинофильмов о войне». 1. «Марш защитников Москвы» муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова 1944г., фильм «В 6 часов вечера после войны». 2. «Смуглянка» муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова -1944г., фильм «В бой идут одни «старики».
5 раздел: «Современные песни о ВОВ». (Дети называют свои любимые песни о ВОВ, о героях, о Победе.)
Фаза 2. Проработка темы «Спой любимую песню».
Священная война
Музыка А. Александрова, слова: В. Лебедева-Кумача
1. Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
2. Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
3.Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
4. Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
6. Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев.
7. Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Припев.
Марш артиллеристов
Музыка Т. Хренникова, слова В. Гусева
1
Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Мы в смертный бой идем за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.
Припев:
Артиллеристы, точный дан приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из многих тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!
2
Узнай, родная мать, узнай, жена-подруга,
Узнай, далекий дом и вся моя семья,
Что бьет и жжёт врага стальная наша вьюга,
Что волю мы несём в родимые края.
Припев:-//-
3
Пробьёт победы час, придёт конец похода,
Но прежде чем уйти к домам своим родным,
В честь нашего вождя, в честь нашего народа
Мы радостный салют в полночный час дадим.
Припев:-//-
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова
1
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли,—
Этот день мы приближали, как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!
2
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,—
Этот день мы приближали, как могли.
Припев: -//-
3
Здравствуй, мама, возвратились мы не все,
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли,
Этот день мы приближали, как могли.
Припев: -// -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.Проект...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...
Методический семинар. Опыт педагогической деятельности Особенности преподавания предмета "Технологии" в условиях апробации внедрения ФГОС
Описание опыта работы на методическом семинаре (презентация)...
Методическая разработка на тему: "Применения в условиях ФГОС технологии проблемного обучения на уроках геометрии".
Данный материал содержит основные положения технологии проблемного обучения, цели, задачи и функции проблемного обучения, а также преимущества такого обучения перед традиционными формами урока. В каче...
Методическая разработка по теме" Разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления".
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОс нового поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличии от традиционного урока, который я...
Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"
С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...