Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
методическая разработка
Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_urok_v_sisteme_deyatelnostnogo_podhoda.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Урок в системе деятельностного подхода».
Самородова Н.А.
Выступление на педагогическом совете «Современные образовательные технологии в коррекционном образовании в условиях внедрения ФГОС ИН»
10.2017
- Традиционный и системно-деятельностный подходы в построении урока: сравнительная характеристика.
- Основные элементы и этапы урока с позиции деятельностного подхода
- Рекомендации по проектированию уроков. Технологические карты уроков.
Актуальность.
Качество коррекционного занятия или урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития.
От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. (Чем не наша цель?)
Слайд 3. Главное отличие деятельностного урока от традиционного состоит в:
- Уровне активности учащихся
- Роли учителя на уроке
- Целях урока
- Методах, применяемых учителем
- Способах оценивания
Слайд 4. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Происходит перенос акцента с деятельности учителя на деятельность учащегося.
Слайд 5. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
- Мотивация и целеполагание.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности тогда, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, прежде всего на каждом уроке нам, учителям, необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, чтобы захотел это узнать.
У нас чаще всего мы наблюдаем формальную мотивацию. Сообщаем тему, вспомним, узнаем, будем учиться. Зачастую полное отсутствие целевых установок и формирование результатов урока, проговаривание того, что будет в итоге урока.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Слайд 8.
- Этап проверки домашнего задания, актуализации знаний, введения в тему.
У нас как правила проверка домашнего задания – это фронтальная беседа. Я даже это опросом зачастую нельзя назвать. Потому как нет четких ответов детей. В лучшем случае односложные договаривания. Что происходит в этот момент. Учитель ведет беседу с одним или двумя учениками. Остальные ищут себе занятие самостоятельно. Ведь установки на то, чтобы слушать и оценивать ответ учащегося не было. Отсюда и плохая дисциплина.
Ведь можно организовать проверку по образцу с самостоятельным оцениванием работы. Можно дать проверочную работу по домашнему заданию или др. Дайте решить подобное задание или написать правило по памяти. И тогда можно делать переход к тому, что мы уже знаем и что нам надо узнать.
- Выведение темы урока.
А) Математика. Дециметр.
Прием «найди лишнее» – (рост синички) – 1см, 12см, 1дм 2см, 8см, 10 см
Б) скороговорки.
Прием «Расшифруй». В чем принцип деятельности – можно просто дать скороговорку, а можно побудить к деятельности – надо расшифровать. В чем проблема – нужен шифр. Хорошо работает принцип переноса знаний. Даю другую шифровку – и говорю. Поставьте себе задание. И уже по прошествии месяца – сами определяют пару звуков. Отсюда возможен и выход на тему занятия. Например, часто встречающиеся звуки – б-п. Отгадайте тему урока. Парные согласные. Еще один вид задания: даю две маленьких скороговорки, выучить ту, которая соответствует теме урока. Вот и начинается мыслительный процесс, анализ, установление связей.
Прием «Подведение к выводу».
Внеклассное мероприятие. Детям предлагается (пара, тройка) расставить по степени важности таблички с названиями профессий.
В результате у всех своя последовательность. Комментируем. Называем самую важную по мнению каждого. Мнения разошлись. Объяснение почему. Но проблема – найти самую важную остается. Что делать? ЭТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. И если выход учениками самостоятельно не найден подводим к правильному ответу - «Представьте себе на минутку, если бы вдруг не стало какой-то из этих профессий в нашей жизни. Что бы произошло?» Таким образом, мы подводим к выводу, что все профессии важны, все профессии нужны.
Дидактически: постановка проблемной ситуации, включение в деятельность, определение выхода из проблемы, формулирование вывода.
Прием «Работа в парах».
В два столбика записаны слова. Что мы делаем чаще всего? Мы даем задание. А можно спросить у детей? Как вы думаете, что надо сделать? Установили закономерность, соединили стрелочками
Сложение Минус
Деление Плюс
Сумма Больше
Увеличить Меньше
Сравнить Равно
Проверка организуется у доски, на которую вынесено задание. Выходит пара детей: один соединяет слова, а другой – аргументирует. Кто какую роль будет выполнять, дети решают в процессе обсуждения. Такой вид работы создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, даже слабый ребёнок чувствует свою значимость в общем деле, а, значит, у него повышается мотивация к обучению.
- Этап первичного закрепления.
На данном этапе важно увидеть степень восприятия и понимания учащимися материала. Как это сделать?
Надо: организовать работу ребенка по выявлению места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: вернуться, найти ошибку (сравнив с образцом, алгоритмом или вы установке учителя), осознать причину ее появления – что не так сделал?
Прием «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
У математиков применяется образец развернутого алгоритма с решением.
- Этап оценивания и рефлексии.
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, как решал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность;
- Анализ урока
Необходимо обратиться к мыследеятельностной педагогике: задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.. Не создав ситуации общения – не научим говорить. Не будем стимулировать мышление – не будет развития. Давайте давать детям самостоятельность. Они способны на многое. Дети 1 и 2 групп способны на большее, чем мы им даем.
Технологическая карта учащегося. Примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»
Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....
Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...
«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...
Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...