Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
статья по теме
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентированный подход с целью повышения познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Описание материала: Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентированный подход с целью повышения познавательной активности.
Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности - одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с переходом на ФГОС, становится активно используемой категорией и в педагогике. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.
Одним из важных условий эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС является личностно-ориентированный подход.
Известные российские ученые И.С. Якиманская, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова и многие другие направляют свои усилия на создание теоретических и методологических основ личностно-ориентированного образования.
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
1. предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
2. обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
3. учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
4. подразумевает подбор средств, методов, их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
5. предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.
Учитывая запросы времени, я в своей практике считаю более приемлемой технологию развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Уже в начале урока, чтобы создать атмосферу заинтересованности каждого ученика, целеполагание провожу в форме «ступеней», которые предлагаю преодолеть ребятам в течение урока. Ученики сами определяют, что на первой, повторительной, будет проведен опрос домашнего задания; на второй, ознакомительной, сообщение новых знаний; на третьей, закрепительной, будут предложены тренировочные упражнения с целью закрепления изученного материала. Причем, к «ступеням» в течение урока мы возвращаемся неоднократно, например, по завершении каждого этапа при подведении микроитога, а также во время рефлексии, чтобы определить, на какой «ступени» возникли трудности – и туда помещаем гирьку, а где было легко, там помещаем снежинку. Вариантов обыгрывания «ступеней» очень много.
Придать уроку личностно-ориентированную направленность поможет и правильная формулировка исследовательского вопроса с помощью самих же учащихся в начале урока, ответ на который они должны будут найти к концу занятия. Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Сравнительный анализ кинофрагмента и эпизода художественного текста повести «Капитанская дочка», я предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Что воздействует сильнее: художественное слово или кинофильм?» Чтобы ответить на него, восьмиклассники должны будут сопоставить эпизод художественного произведения с кинофрагментом, на основе чего сделать выводы – и это будет целое исследование, которое поможет ответить на сформулированный в начале урока вопрос.
С целью развития творческих способностей, поддержки одаренных детей в области литературного творчества предлагаю учащимся принять активное участие в различных дистанционных Всероссийских конкурсах. Например, мои ученики участвовали во Всероссийском конкурсе сочинений «Я – житель планеты Земля», организованном Центром Развития и Мышления. В своих творческих работах обучающиеся поделились размышлениями о роли человека в решении глобальной экологической проблемы, об ответственности перед планетой, перед людьми, перед природой, частью которой мы являемся, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить мир на Земле. Лучшие сочинения были отмечены Дипломами Победителя.
Развитию интеллектуальных способностей, активизации познавательной деятельности способствует участие во Всероссийских интернет-викторинах. В одной из таких приняли участие и мои пятиклассники. Посвящена она была творчеству И.А. Крылова. Викторина включала семь разноуровневых заданий, в том числе творческое – развернутый ответ на вопрос «Герой какой басни Крылова тебе понравился? Почему?» Подобные задания не только способствуют углублению знаний учащихся по предмету, но и имеют большое воспитательное значение.
Участие в предметных олимпиадах также является залогом успешного саморазвития. Так Центром Развития и Мышления была поведена Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 5-6 классов, в которой мои ученики также приняли активное участие. Задания включали вопросы по всем разделам русского языка, а некоторые выходили за рамки школьной программы. Не обошлось и без творческого задания. Результаты нас очень порадовали: Дипломы за победу I, II и III степени.
Если сравнить показатели качества обученности моих учеников за последние два года, то просматривается положительная динамика: по русскому языку повышение на 4%, по литературе – на 16%.
Таким образом, обучение с личностно-ориентированным подходом способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, повышает у ребенка мотивацию к обучению, являясь тем самым важным условием эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
В данной презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....
Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО
Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...
Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения
В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...
ФАСИЛИТАТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ООО.
Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный ...