Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
проект на тему
Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.
Проект объединил преподавателей колледжа и учителей школы, студентов и первоклассников, способствуя решению общих задач в рамках единого образовательного пространства.
При подготовке и проведении урока использованы современные образовательные технологии: критического мышления, интерактивные, ИКТ (скайп – сессия, работа с Google docx, интерактивная доска), метод кейса. С одной стороны использование таких технологий актуально и целесообразно, а с другой – является мастер-классом для студентов, будущих учителей начальной школы. Таким образом, интеграция просматривается по многим показателям: содержанию, методам, средствам и др. Использование Skype позволяет реализовать в образовательном процессе режим видеоконференций, вебинаров, которые дают возможность дистанционного общения, расширяя тем самым возможности образования. В данном проекте Skype-сессия позволила студентам в режиме online наблюдать урок математики в первом классе, не выходя за пределы колледжа и выполняя задания по ходу урока. Конспект урока для первоклассников был разработан в соответствии с требованиями ФГОС совместно с учителем начальных классов. Студентами и преподавателями был подготовлен флипчарт, позволивший реализовать деятельностный подход и интерактивный метод обучения.
Ещё одной удачной педагогической находкой является использование Google-документов, позволяющих работать в совместном доступе. Такой вид работы позволил студентам общими усилиями создать «портрет» современного урока математики в начальной школе. При этом каждая группа могла видеть работу другой, оценивать и комментировать. Преподаватели могли вносить свои правки, выполняя функцию помощников и консультантов.
Работа в группах, осуществляемая на уроке, также имеет ряд преимуществ. Развиваются коммуникативные навыки, формируется умение договариваться, вырабатывая общие правила для работы. Каждая группа защищала свою часть заполненного в Google кейса, демонстрируя умение работать с информацией.
В конце урока студентам был предложен разработанный конспект урока математики в первом классе с целью самоанализа и самооценки своей работы над кейсом.
Разработанный проект полностью соответствует требованиям ФГОС, имеет практическую значимость. Основные идеи могут быть использованы как учителями школы, так и преподавателями учреждений СПО. Применяемые технологии универсальны, так как могут быть использованы при работе с разновозрастным контингентом обучающихся, а также при преподавании различных дисциплин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
КОЛЛЕДЖ
Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Подготовили и реализовали преподаватели колледжа:
Нестерова Елена Николаевна,
Терентьева Галина Леонидовна
Пикалево, 2014
Конспект открытого интегрированного урока по теме
«Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Дата проведения: 29 апреля 2014 г.
Место проведения: г. Пикалево, колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ имени А. С. Пушкина»
Участники проекта:
- студенты 4 курса специальности 050709 Преподавание в начальных классах;
- Нестерова Елена Николаевна, преподаватель математики и методики преподавания начального курса математики;
- Терентьева Галина Леонидовна, преподаватель новых информационно - коммуникационных технологий в образовании;
- учащиеся 1 класса МБОУ «СОШ № 2»,
- Хаматвалиева Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Используемые технологии: критического мышления, интерактивные,
ИКТ (скайп – сессия, работа с Google docx, интерактивная доска), метод кейса.
Продолжительность: 90 мин.
Оборудование: компьютеры с установленным программным обеспечением, интерактивная доска, 2 проектора, электронный кейс, информационный кейс, аккаунты Google.
Цели:
- выявить особенности урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения;
- раскрыть возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении уроков.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- формирование навыков самостоятельности, самоорганизации и инициативности;
- повышение уровня мотивации к профессиональной деятельности;
- развитие критического мышления, творческих способностей.
- Метапредметные:
- развитие умения наблюдать, анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать;
- развитие умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- совершенствование информационной культуры;
- развитие коммуникативной компетенции.
- Предметные:
- развитие ИКТ – компетентности;
- выявление требований ФГОС к уроку математики в начальной школе;
- включение в систему знаний новых образовательных технологий.
План урока
Этап урока | Деятельность преподавателей | Деятельность студентов | Примечания |
(10 мин) | Приветствие.
Распределение студентов для заполнения таблиц.
Взаимное приветствие студентов и первоклассников | Заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ) в Google. Определение темы и цели урока. Ответы студентов | Половина студентов заполняют электронную таблицу (ЗХУ, приложение 1), половина – на карточках (проецируется на экран) Skype |
| Приглашение участников к интервью Проведение блиц – опроса:
| Интервью с учителем начальных классов Вопросы:
Отвечают на вопросы. | Skype Отключение микрофона и видеокамеры |
(2 мин) | Деление на группы и определение части общего задания.
План работы:
| Знакомятся с информационным кейсом, зачитывают план. | Информационные кейсы для каждой группы (приложение 2) |
|
После просмотра:
| Урок проводит студентка этой группы Рассказова А. М. Техническую поддержку оказывает студентка 4 нк группы Яремчук Елена Анатольевна Остальные наблюдают и делают записи. | Skype Конспект урока (приложение 3) После просмотра урока - 5 минут перерыв. |
|
Преподаватели комментируют записи студентов. | Обсуждение в группах своей части кейса. Заполнение электронного кейса в Google (приложение 4). | Аккаунты Google. Проекция на экран. Взаимное комментирование. |
|
Преподаватели комментируют, задают вопросы, обобщают.
| Представители групп защищают свою часть кейса. Остальные комментируют, задают вопросы. | Полученный кейс распечатать и раздать студентам |
Д/з. (5 мин) |
Предлагают конспект просмотренного урока для анализа и самооценки деятельности на уроке. | Заполняют графу «узнал» в таблице ЗХУ Комментируют, делают выводы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
Современный урок математики в начальной школе | |||
Применение ИКТ в образовании |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Информационный кейс
- План работы.
- Кейс – таблица.
- Задания.
- По просмотренному уроку математики в 1 классе сформулируйте цель и задачи в соответствии с современной классификацией.
- По просмотренному уроку математики в 1 классе определите тип и структуру урока, исходя из современных требований.
- По просмотренному уроку математики в 1 классе определите содержание работы по реализации деятельностного подхода. Приведите конкретные примеры из содержания урока.
- По просмотренному уроку математики в 1 классе проследите возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе. Приведите примеры.
- По просмотренному уроку математики в 1 классе выделите фрагменты, в которые включается контроль, самоконтроль, оценка, самооценка деятельности обучающихся. Как организован этап рефлексии?
- Выписки из основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС) по темам:
- формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся;
- реализация системно – деятельностного подхода;
- формирование ИКТ – компетентности учащихся;
- организация контроля и самоконтроля.
- Примерная структура современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения в начальной школе.
- Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект урока математики
Класс: 1-й (МБОУ «СОШ № 2»)
УМК: «Школа России», учебник математики Моро М.И.
Учитель: Хаматвалиева Е.С.
Методист: Нестерова Е.Н.
Преподаватель информационных дисциплин колледжа: Терентьева Г.Л.
Студент: Рассказова А.М.
Тема: Сложение с переходом через десяток вида + 7
Цель: научиться прибавлять число 7 с переходом через десяток и включить изученный материал в систему знаний
Задачи (в т.ч. формируемые УУД):
Предметные:
- актуализировать умения определять состав числа 7, выполнять предыдущие случаи табличного и внетабличного сложения;
- моделировать прибавление числа 7.
Личностные:
- воспитывать самостоятельность, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
- воспитывать интерес к математическим знаниям;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать рабочее место, свою деятельность;
- ставить, принимать учебно-познавательную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- строить рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации;
- использовать модели и алгоритмы прибавления числа 7 к числам
7, 8, 9;
- развивать логические действия анализа, сравнения, синтеза и обобщения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- высказывать все мнение, аргументировать способ действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе.
Тип урока: открытие новых знаний
Структура:
- Мотивация. Самоопределение к деятельности
- Актуализация опорных знаний
- Открытие нового знания
- Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа
- Итог урока. Рефлексия
Методы и приёмы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, интерактивные, частично поисковые, приёмы нахождения нужного способа действий, приёмы анализа и синтеза, сравнение, аналогия и обобщение.
Оборудование: учебник математики Моро М.И., тетрадь, интерактивная доска (ИД), флипчарт, ноутбук, проектор, касса, смайлики.
Ход урока
- Мотивация. Самоопределение к деятельности
Приветствие.
-Сегодня у нас необычный урок. Урок исполнения желаний!
На доске Цветик-семицветик. Чтобы исполнялись желания, нужно не волшебство, а упорный труд.
-Что нужно для того, чтобы успешно работать на уроке? (ответы детей)
-С помощью первого лепестка вспомним правила успешной работы («отрывается» лепесток, на странице флипчарта – правила успешной работы).
-Приготовьте кассы. Я читаю задачу, а вы цифрой показываете ответ (учитель выносит ответ на ИД).
1) Два мяча у Ани.
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два.
Сколько их? Сообразишь?(4)
2) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело? (7)
3) Карандаш один у Гриши.
Карандаш один у Миши.
Сколько же карандашей у обоих малышей? (2)
4) Два кубика у Маши.
Четыре у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети? (6)
5) На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
-Какое число самое большое? (учитель выделяет число 7)
-Вспомните материал, который вы изучаете и предположите, что же мы будем делать с числом 7? (формулируются тема и цель урока)
Вы правильно определили тему и цель, и я отрываю второй лепесток
«Хочу узнать что-то новое».
- Актуализация опорных знаний
Третий лепесток поможет нам подготовиться к новым знаниям, прочитайте, что на нём написано («хочу вспомнить то, что знаю»).
- -Что нам нужно помнить, чтобы прибавить число 7?(состав числа 7)
(на ИД изображение белки, двух деревьев с дуплами и семи грибов)
-Сколько у белки грибов? (7) Как белка может спрятать их в два дупла?
-Поможем белке разложить в два дупла 7 желудей.
-А теперь 7 орешков…
(по очереди выходят 3 ученика и разными способами раскладывают грибы, желуди, орешки и составляют соответствующее выражение: 6+1=7; 5+2=7; 3+4=7)
- -Что значит «сложение с переходом через десяток»? (больше десяти)
-Значит надо уметь прибавлять до десяти и к десяти (или: «что ещё нам надо повторить?»).
-Дополните до 10, ответ покажите из кассы)
9+… =10
8+… =10
7+…=10 (на ИД используется «штора»)
- Прибавьте к 10 числа на «елочке», ответ назовите по поднятой руке (учитель по очереди показывает числа, которые нужно прибавить к 10)
4-й лепесток «Я хочу отдохнуть» (физкультминутка)
- Открытие нового знания
-Что написано на следующем лепестке? (хочу иметь хорошего друга)
- А что значит «хорошего друга»? (ответы детей: «друг всегда придет на помощь», «если ошибешься, друг не засмеется», «поправит, объяснит»).
-Откроем вместе с другом новое знание.
-Откройте учебник на странице 70, найдите наверху рисунок и запись справа.
-Кто сразу может объяснить, как к 9 прибавить 7?(учащийся объясняет)
-Теперь работаем в парах. Объясните друг другу по одному примеру под рисунком (песочные часы для контроля времени).
-Кого друг научил решать новые примеры? (дети поднимают руку)
-Работа по теме урока закончена? (нет, нужно составить таблицу)
-Работаем в тетради.
(запись на доске: 9+…
8+…
7+..
(по одному ученику у доски (один пример с объяснением, другие - по времени), остальные - в тетради, записывают табличные случаи сложения).
-Оцените свое умение прибавлять 7 с помощью смайлика (на странице флипчарта изображения смайликов с критерием оценки)
IV. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
-Прочитайте надпись на следующем лепестке («хочу быть взрослым»).
-А как вы думаете, легко ли быть взрослым? Почему? (ответы детей).
-А еще взрослые умеют работать самостоятельно.
1. А сейчас я проверю, готовы ли вы стать взрослыми.
- Найдите в учебнике № 1.
-Поднимите руку первый вариант - вам первая строчка примеров; поднимите руку второй вариант – вам вторая строчка примеров. Запишите примеры с ответами в тетрадь (3-в один столбик, 2-в другой).
2. Проверка.
-С каждым верным ответом я дарю вам букву. Если вы правильно решили пример, то на доске получатся слова, из которых мы составим пословицу.
(на ИД - выражения, дети называют ответы своего варианта, учитель ставит нужное число с буквой)
9+6=15(з) 8+6=14(с)
9+3=12(н) 8+4=12(и)
9+5=14(а) 15-15=0(л)
15-0=15(н) 9-9=0 (а)
0+8=8(и)
8+5=13 (я)
-Прочитайте слова.
-Составьте пословицу. («В знаниях - сила!», появляется на ИД))
-В чем ее смысл? (ответы детей)
-Мы сегодня стали сильнее, т.к. открыли новые знания.
IV. Итог урока. Рефлексия
-Последний лепесток поможет нам подвести итог работы на уроке (учитель «отрывает» лепесток, появляются фразы)
-Закончите предложения:
На уроке я научился…
Я испытывал трудности, когда…
Мне еще нужно…
-Обозначьте настроение, с которым вы уходите с урока, смайликом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Кейс современного урока математики в начальной школе | ||
1 | Целеполагание, формирование универсальных учебных действий | |
2 | Структура урока | |
3 | Реализация деятельностного подхода | |
4 | Использование информационно-коммуникационных технологий | |
5 | Контроль, самоконтроль, оценка, самооценка, рефлексия | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...
Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС
ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образо...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"
С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...