Семинар «Время восполнения ресурсов»
учебно-методический материал

Оксана Юрьевна Бойко

 Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx53.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)  школа-интернат ст-цы Шкуринской

Семинар для педагогов

Тема: «Время восполнения ресурсов»

 ( профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

Подготовила: Бойко О.Ю.

                 

Тема: «Время восполнения ресурсов»

Цели: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и укрепления психологического здоровья педагогов

Задачи:

-обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;

-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, слайдовая презентация, цветные карандаши,  раздаточный материал  (цветочки с разным количеством лепестков), мультфильм

Семинар «Время восполнения ресурсов» ориентирован на педагогов специальной (коррекционной) школы.

Количество участников: 25-30 человек.

Данная система включает в себя несколько направлений:

- игры и упражнения;

- арт-терапевтические техники (смехотерапия, библиотерапия, изотерапия);

- релаксационные методики

Это  в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.

3.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию

Структура семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

Этап II. Упражнения:

- «Я-цветочек»;

-мультфильм «Чертенок №13»

- «Завтрак-обед-ужин»

-техника «Грифонаж»

-тест «За чашкой кофе»

-«Правила любви к себе»

Этап III. Рефлексия семинара. Притча о весне.

Ход семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

  Специалисты сферы образования в большей степени подвержены риску эмоционального выгорания в связи  с использованием в работе с людьми ресурсов своей психики.

           В практической деятельности таких специалистов возникает проблема профессиональной деформации, более известная как «Синдром эмоционального выгорания» (далее – СЭВ).

«Синдром эмоционального выгорания»:

-это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека;

-это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности;

-это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями;

-этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

В основе возникновения эмоционального выгорания лежит ряд основных причин:

1. Личностные, т.е. некая предрасположенность личности к эмоциональному выгоранию – заниженная самооценка, пессимизм, трудоголизм, перфекционизм и пр.

2. Организационные, связанные с условиями труда специалиста, ритмом работы и технологиями ее выполнения.

3. Ролевые, связаны с необоснованно предъявленными требованиями к специалисту, неопределенностью его роли и статуса в коллективе и пр.

При этом, учитывая вышесказанное важно отметить, что специалист с эмоциональным выгоранием может «передать» свое состояние коллегам и даже детям, с которыми он непосредственно работает.

Однако на эмоциональное выгорание можно посмотреть как на особый механизм психологической защиты, проявляющийся в форме некого исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. В таком случае выгорание носит конструктивный характер, поскольку позволяет педагогу контролировать свои эмоции и экономно расходовать энергию своей психики.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

-начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);

-ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией  (функция –защитная);

-проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

-окончание учебного года.

Симптомы появления СЭВ:

        1.Психофизические симптомы:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-ощущение эмоционального и физического истощения;

-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

2.Социально-психологические симптомы:

-безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

3.Поведенческие симптомы:

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Профилактика профессионального выгорания:

1.Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

2.Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

        Способы саморегуляции:

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном- отвлечение;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ;

-рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

-мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

-«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-вдыхание свежего воздуха;

-чтение стихов или молитв;

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

            Эмоциональное выгорание, как и любые другие проблемы, лучше предотвратить,  чем бороться с их последствиями.  Поскольку мы имеем дело с эмоциями, то одним из прекрасных средств профилактики эмоционального выгорания является метод арт-терапии. Но самое главное-позитивное мышление, умение находить позитивные моменты в различных ситуациях. Сегодня мы будем позитивно мыслить, релаксировать, восполнять собственные ресурсы позитивным мировосприятием, любить, холить, лелеять себя.

 Этап II. Упражнения:

 1) «Я-цветочек». Предлагаю вам  выбрать понравившийся цветочек. Посчитать количество лепестков. Назвать столько собственных позитивных качеств, сколько лепестков у цветка.

2) Мультфильм «Чертенок №13» (лента учит  отстаивать  

 собственные  ценности, даже если против тебя весь мир, любить всех окружающих, а потом уже себя,  тогда  будут любить и уважать  тебя).

 3)Техника «Завтрак-обед-ужин»(диагностика и коррекция восприятия человеком себя в окружении других людей)
    
Вступление. Участникам необходимо объединиться в группы по 3-5 человек. Определите, что будете рисовать: завтрак, обед или ужин.
    Как только группы выбрали темы для рисования, участники не имеют права обсуждать, совещаться с помощью вербальных и других средств о том, кто, что и где будет рисовать: каждому участнику необходимо представить себя в виде блюда на завтрак (обед или ужин). Время на работу – 15–20 минут.
    После завершения работы обсуждение обычно начинается с эмоционального реагирования группы в целом, а затем анализируется индивидуальная работа каждого.
    Предлагаемые вопросы:
    • Что это за блюдо? Какое оно? Давно ли было приготовлено? Как долго готовилось?
    • Как часто этот продукт должен появляться на столе?
    • Это блюдо привычно для нашей культуры или относится к экзотическим кухням?
    • Как оно оформлено при подаче?
    • Это первое, второе или третье блюдо?
    • Какие температурные и эстетические характеристики имеет блюдо?
    • В каком месте на столе оно находится?
    • Как «чувствует себя» блюдо в окружении других блюд?
    • Для кого оно было приготовлено?
    
Выводы. Техника позволяет увидеть социометрический срез группы; проследить характер отношений человека к себе и восприятие себя в группе; обращает внимание на то, какую роль в группе выбирает для себя человек

      4)Техника «Грифонаж»(нетрадиционная техника рисования)

Грифонаж в переводе с французского языка означает — маранье, каракули, от (griffonner — писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому второе название у этой техники рисования – «Каракули». 

Такая техника позволяет приобщить к творчеству не только детей, но и взрослых. Попробуйте и Вы увидеть в любом пятне, в любой линии что — то интересное и необычное. Я надеюсь, вам понравится! 

На этом занятии мы просто дадим себе волю и будем рисовать каракули.  Расслабьтесь и включите воображение!

1. «Накарябайте» что-нибудь на бумаге. Проведите карандашом длинную линию, а затем свободно покружите по бумаге, рисуя петли и изгибы

2. Не отрывайте карандаш от бумаги.  Почаще пересекайте уже нарисованные линии новыми.

3. Когда почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. Повторите на втором листе бумаги.

4. Держа рисунок перед собой, внимательно рассмотрите его, поищите на нем предметы — например, фигуры животных. Попросите помочь коллег, чтобы ничего не упустить. Лист можно переворачивать в любую сторону. Обведите контур фигуры карандашом

5. Раскрасьте фигурки цветными карандашами

6. Вырежьте фигурки

А теперь соберем воедино все фигурки и создадим коллаж на тему весны.

       Полюбуйтесь! Рисунок в технике грифонаж  «Весеннее настроение» получился необычным, красивым и оригинальным. Необычно, интересно, красиво! Желаю Вам творческих успехов! Будьте смелыми и активными. Развивайте свои творческие способности.

      -тест «За чашкой кофе»

Многие ли из нас могут, не покривив душой, ответить на вопрос: «Как вы расслабляетесь» фразой из известного анекдота: «А я не напрягаюсь»? Скорее всего — нет. Словом, ритм жизни такой, что даже  и  расслабиться  то особенно некогда.

Насколько вы напряжены? Что или кто вызывает у вас стресс? Умеете ли вы переключаться и отдыхать? На все эти вопросы может ответить наш сегодняшний тест.

Чашечка ароматного кофе не только бодрит по утрам, но и дает возможность сделать небольшую приятную паузу в череде ежедневных дел и забот. Представьте себе такую картину: уютное кафе, негромкая музыка, мягкий свет и божественный аромат свежесваренного кофе… Вы сидите за своим любимым столиком и смотрите на  молодые листочки за окном.  У вас столько дел, что голова идет кругом, но вы заслужили этот отдых. Увы, он продлится недолго – примерно столько, сколько глотков кофе поместится в вашей чашке, а потом вы опять погрузитесь в извечную суету. Но пока… Пока отодвиньте все проблемы в сторону и получайте удовольствие!

 А теперь вопросы:

- Как выглядит кофейня, в которой вы находитесь: опишите ее интерьер и атмосферу.

1. Это большой шумный зал, в котором много народу, а столики стоят довольно близко друг к другу?

2. Или же это небольшое полупустое помещение, где можно вести приватные разговоры, или просто сидеть в одиночестве, думая о чем-то своем?

3. А может, для вас вообще не имеет значения — насколько велико помещение и много ли в нем людей? Вы зашли сюда лишь для того, чтобы выпить кофе, и главное, чтобы он был вкусным.

- Вы заказали кофе и ждете, когда вам его принесут. Чем вы займетесь в ожидании заказа?

1. Будете наблюдать за другими посетителями? Оценивать их внешность, одежду, манеру говорить, попробуете угадать,  кто они и о чем думают?

2. Сделав заказ, сразу же углубитесь в мобильный телефон, книгу или начнете изучать меню?

3. Не будете делать ровным счетом ничего, а просто — сидеть и ждать свой кофе?

- Кофе принесли, вы его попробовали. Что скажете? Какой он?

1. Он просто восхитителен! Пожалуй, один лучших, что вам доводилось пить.

2. Он неплох, но до идеала не дотягивает: возможно, на ваш вкус, этот кофе слишком горячий/холодный/крепкий/слабый/горький/сладкий… В общем, он вполне приличный, но особого восторга не вызывает.

3. «Ну и гадость!» — думаете вы, и отодвигаете чашку в сторону.

Ключ к тесту:

Кофейня в этом тесте символизирует социум, а то, как вы себя в ней вели – рассказывает о том, как вы в данный момент себя в этом социуме ощущаете. Возможно, вы устали от людей, общения с ними дома или на работе, и нуждаетесь в отдыхе. А может, вы живете в полной гармонии с окружающими, и не испытываете никакого стресса. Сейчас проверим.

- Описывая интерьер и атмосферу кафе, вы описали идеальную для вас рабочую обстановку. Кто-то прекрасно себя чувствует, находясь в большом коллективе, в плотной толпе единомышленников. Таким людям нравится быть в эпицентре событий, ежедневно общаться с большим количеством народа – так они заряжаются энергией. Одиночество же их угнетает.

Другие – ценят тишину и покой. Такому человеку трудно сосредоточиться, если он постоянно находится на виду и вынужден все время с кем-то взаимодействовать. Для того чтобы восстановить силы и снять стресс, он нуждается в уединении.

Впрочем, есть и такие – увлеченные работой и закаленные жизнью люди, для которых окружающая атмосфера не имеет особого значения.

- То, как вы коротали время в ожидании заказа, указывает на главный для вас источник стресса на работе, а возможно, и в жизни в целом.

Если вы внимательно наблюдали за посетителями кофейни, вероятно, вас довольно сильно волнует то, что говорят и делают другие. Постарайтесь поменьше переживать из-за чужого мнения, расслабьтесь и будьте собой. Тогда стрессов в вашей жизни поубавится.

Углубились в свой ноутбук, телефон, журнал или стали изучать меню? Вы – активный и увлекающийся человек, но иногда у вас бывают трудности с переключением.  Будет лучше, если вы научитесь оставлять рабочие дела за дверью школы, а домашние проблемы не станете тащить на работу.

Вы просто сидели и ничего не делали? С одной стороны, вы на редкость уравновешенны: умеете отключаться от забот, быстро забываете о неприятностях, не переживаете о том, что подумают другие… Но у всех этих достоинств есть обратная сторона, и иногда вам начинает казаться, что в вашей жизни маловато ярких событий и сильных эмоций. Словом, источниками стресса для вас может быть обыкновенная скука.

- Как вам понравился кофе? Вкус и температура вашего воображаемого напитка соотносимы с уровнем стресса, который вы сами себе создаете в жизни. Чем больше вам понравился кофе, тем меньше напрасных переживаний вы привносите в свою жизнь.

Если вы сочли кофе восхитительным, вы обладаете замечательным свойством: ценить каждый прожитый день и замечать вокруг себя, в основном, хорошее. Вы не из тех людей, которые любят создавать проблемы себе и окружающим.

Если вы решили, что напиток, который вам принесли, был слишком холодным, горячим или каким-то не таким — вы всегда найдете к чему придраться, отыщете повод попереживать по пустякам.

Если принесенный кофе показался вам редкой гадостью, вас можно «поздравить»: вы – непревзойденный мастер создавать проблемы на пустом месте. Вы не только сами постоянно находитесь в состоянии стресса, но и являетесь источником стресса для других людей.

-«Правила любви к себе»

ЛЮБИ СЕБЯ СИЛЬНЕЕ

      Есть два равновеликих умения - делать комплименты и принимать их с достоинством. Как ни странно, первое встречается гораздо чаще второго. Во многих творческих людях сидит мелкий бес нелюбви к себе, который иногда также вырастает из лишней скромности или перфекционизма. Любовь к себе и способность гордиться своей работой - качества, которые далеко не всегда выдаются человеку при рождении в комплекте с руками, ногами и головой. Часто их приходится воспитывать самому.

 ПРАВИЛА ЛЮБВИ К СЕБЕ

 1. ХВАЛИТЬ СЕБЯ КАЖДЫЕ 15 МИНУТ. Встали, позавтракали, посуду помыли (или не помыли) – за все себя хвалим. Если лежим в депрессии физиономией в стенку, хвалим за то, что не встали и никому гадостей не наговорили.

 2. БАЛОВАТЬ СЕБЯ  МИНИМУМ РАЗ В ДЕНЬ. Встречей, прогулкой, конфеткой, бриллиантовым колье, новым «Мерседесом» - от возможностей и желания

3. НАГРАЖДАТЬ СЕБЯ МИНИМУМ 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ. Также – от ванны с солью, мороженого, приятной беседы до поездки на Канары.

4. НИКОГДА СЕБЯ НЕ РУГАТЬ. а) Всегда найдется тот, кто будет ругать нас лучше, чем мы сами. б) Если бы Вы раньше поступили так, как теперь считаете правильным, то на тот момент это были бы уже не Вы, а кто-то другой. Ругать себя за то, что Вы такая, какая есть – бессмысленно и непродуктивно. Просто делаем выводы и их запоминаем.

 5. ЗАБЫТЬ СЛОВО «НАДО» - ТОЛЬКО «ХОЧУ». Сравните сами: «Надо помыть посуду, или надо сделать генеральную уборку, или надо пойти на работу» и «Хочу чистую посуду, красивую квартиру, заработать денег и пообщаться с приятными людьми». То есть, если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

6. МЫ ДОЛЖНЫ ПО ЖИЗНИ ТОЛЬКО ДВУМ КАТЕГОРИЯМ ЛЮДЕЙ: СВОИМ ДЕТЯМ, ПОКА ОНИ МАЛЕНЬКИЕ (ОДЕТЬ, ОБУТЬ, НАКОРМИТЬ, НАУЧИТЬ СТОЯТЬ НА НОГАХ – НАСКОЛЬКО МОЖЕМ МЫ, И НАСКОЛЬКО ПРИНИМАЮТ ОНИ), И СВОИМ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ОНИ СТАРЫЕ (ЧТОБЫ ПО ПОМОЙКАМ НЕ ХОДИЛИ И БУТЫЛКИ НЕ СОБИРАЛИ). Строить жизнь, подчиняя им ее – нет. Всех остальных: мужей, жен, друзей, братьев, сестер и население земного шара – мы можем любить, уважать, быть им благодарны, признательны, заботиться о них, но ничего не должны (разве что, если денег в долг взяли – то вернуть, разумеется).

 7. ДАВАТЬ СЕБЕ ПРАВА, НО ПОМНИТЬ, ЧТО НАШЕ ПРАВО РАЗМАХИВАТЬ РУКАМИ КОНЧАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЧУЖОЙ НОС. То есть, мы имеем право на абсолютно любой поступок, так же как и окружающие имеют право реагировать на него тем или иным образом. И если мы решили дать себе право убить или украсть, нас не должно удивлять, что нас за это могут тоже убить или побить.

 8. ПОМОГАТЬ ЧЕЛОВЕКУ – ЭТО ДЕЛАТЬ «ВМЕСТЕ» С НИМ, А НЕ «ВМЕСТО» НЕГО. Если человек ноет, но сам ничего не делает, значит, ему просто хочется побыть несчастным, и он имеет на это право. Когда мы в данном случае хватаемся и делаем что-то вместо него, то тут играют роль следующие факторы:

 а) Наш грех гордыни - мы лучше знаем, что для него нужно.

 б) Искушение человека незаработанным, незаслуженным - халявой. Однажды моя знакомая поехала в монастырь на Ояти трудницей. Ей назначили послушание – собирать огурцы. Она набрала ведро и, пока несла его на кухню, отвлеклась, поставила его на землю и отошла. Матушка-настоятельница подозвала ее к себе и сказала: «Дочь моя. Вот ты оставила огурцы посреди дороги, кто-то может съесть огурец, а это уже будет кражей» - «Матушка, но кто же их возьмет – здесь же монастырь?» - «Не искушай людей: ВИНОВАТ НЕ ТОТ, КТО УКРАЛ, А ТОТ, КТО ИСКУШАЕТ!» Так мы искушаем людей непрошенной помощью. В результате, мы сажаем человека себе на шею, тащим, бурчим, как нам плохо. А он едет, поплевывает нам на голову и говорит, что плохо везем. Если уж захотелось что-то сделать для человека без его участия, то помним, что мы поступили так не потому, что ему было это нужно, а потому, что такова была потребность нашей души. В этом случае мы не ждем благодарности или каких-либо ответных поступков с его стороны, но мы опять же не должны делать ему добрые дела до бесконечности (см. правила 6 и 7). Также, получая по отношению к себе неожиданную и непрошенную помощь, мы можем быть благодарны человеку, но ничего ему не должны.

9. «ЭТО НЕ МОЯ ПРОБЛЕМА» Советую выучить эту «кощунственную», на первый взгляд, фразу, и прежде чем брать на себя чужую проблему, подумать, насколько вы согласны, чтоб она стала вашей, и хотите ли вы нести ответственность за ее последствия и ее разрешение.

10. ОБИДА – СЛОВО ДЛЯ НЕУДАЧНИКОВ. Когда нам обидно, мы сидим, мотаем слезы на кулак и ничего не делаем – неконструктивно. Нам может быть горько, больно, неприятно, противно, но ни в коем случае не обидно. Только тогда мы можем что-то изменить.

11. ТРУДНО ОБИДЕТЬ И УНИЗИТЬ ТОГО, КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ОБИЖЕННЫМ И УНИЖЕННЫМ. Это мы считаем, что человек хочет нас обидеть или унизить. У него на самом деле могут быть плохое самочувствие (так печеночники почти все крикливы и гневливы), он мог не так выразить свою мысль – да мало ли факторов, по которым он поступает тем или иным образом. Пока мы не решили, что он говорит или делает что-то, направленное специально против нас, нас это не задевает. А если уж надумали, что именно унижение нас, любимых, - его цель, то стоит отнестись к этому, как к - «собака лает – караван идет».

12. ТРУДНО ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ ТОГО, КТО СЕБЯ НЕ ЛЮБИТ И НЕ УВАЖАЕТ. По-моему, здесь все ясно. Если мы не соблюдаем свои интересы, то никто не обязан их соблюдать за нас. Простите за грубость, но если вы прогнулись, то не удивляйтесь, что вас кто-то имеет. Ноги труднее вытереть о столб, нежели о тряпочку. Может, стоит выпрямиться, чтоб кому-то было не так удобно их о нас вытирать?

13. ЖИТЬ В ЦЕНТРЕ СВОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ. У всех – свои вселенные. Они могут пересекаться, где-то накладываться друг на друга, но хозяином в своей вселенной должны быть только мы. А не папы-мамы-дети-друзья – у них свои вселенные, отличные от наших, в которых мы не имеем права хозяйничать. В своей вселенной только мы принимаем решение, мы его выполняем и имеем полное право отказаться от навязанных нам или потерявших актуальность решений. Мы же и только мы, как хозяева, несем ответственность за свой выбор не перед людьми и даже не перед небесами, а перед самими собой.

Люби себя сильнее!!!

Этап III. Рефлексия семинара. Притча о весне.

На улице сидел слепой человек. У его ног лежала шляпа для милостыни, а рядом была табличка с надписью: «Я слепой человек, помогите, пожалуйста».

Мимо него проходило много людей, но мало кто останавливался, чтобы бросить ему хоть пару монет.

И вот к нему подошел один мужчина. Он положил в шляпу деньги, потом взял табличку и что-то не ней дописал.

После этого каждый, кто проходил мимо слепого человека, не мог остаться равнодушным. Кто-то бросал монеты, кто-то просто останавливался, чтобы сказать пару добрых слов.

Слепой был очень удивлён таким переменам.

И вот настал вечер, и мимо него снова проходил тот самый мужчина, который был утром. Слепой узнал его по шагам.

- Что ты написал мне на табличке? – крикнул ему слепой.

- Правду! – ответил мужчина. – Просто другими словами.

Он улыбнулся и ушёл.

Надпись на табличке была такой: «Сейчас на улице весна, а я не могу её видеть». Желаю вам видеть весну, видеть хорошее, позитивное в окружающем.

      Желаю вам здоровья, успехов, стремления не поддаваться профессиональным рискам и эмоциональному выгоранию. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку, позитивно смотрите на мир, своевременно восполняйте  свои ресурсы. Любите себя!

Спасибо за внимание. Благодарю всех за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы областного Интернет- семинара "Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики"

Споры о необходимости использования электронных образовательных ресурсов - пусты. На современном этапе использование ЭОР- необходимость. Только таким образом обучение станет полным и ярким....

Семинар «Сайт как ресурс развития педагога»

Цель семинара: Рассмотреть вопрос создания собственного сайта педагога как ресурса развития педагога, что   открывает для педагогической деятельности  новую среду и новые возможности.За...

Методический семинар «Использование интернет – ресурсов на уроках математики»

Методический семинар«Использование интернет – ресурсов на уроках математики»...

Методический семинар «Использование интернет – ресурсов на уроках математики» (БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)

Методический семинар «Использование интернет – ресурсов на уроках математики» (БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)...

ДОКЛАД НА СЕМИНАР « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

       Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владе...