Материалы областного Интернет- семинара "Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики"
статья по алгебре по теме
Споры о необходимости использования электронных образовательных ресурсов - пусты. На современном этапе использование ЭОР- необходимость. Только таким образом обучение станет полным и ярким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики .
Учитель математики
МОУ «Насоновская СОШ»
Валуйского района Белгородской области
Н.А.Сорокина
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Именно принцип наглядности в образовании раскрывает смысл сказанного .
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Это золотое правило дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский.
Действительно, только благодаря методически грамотному применению наглядности, уроки становятся яркими, запоминающимися, нестандартными; несут новые ощущения и знания обучающимся. Давно известно, что создание положительных эмоций у школьников – мощный инструмент их обучения и воспитания.
Поэтому, с целью создания позитивного психологического настроя на уроке, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, практически на каждом уроке математики возможно применение разнообразных видов наглядности. Наглядность можно классифицировать следующим образом: изобразительная (рисунки, фотопортреты, фотографии и т.д.) и условно-графическая (таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи, графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.), а также современные электронные образовательные ресурсы (аудио- и видеофрагменты, анимация, презентация и др.).
Рассмотрим, что представляют собой электронные образовательные ресурсы и каким образом они способствуют повышению эффективности урока.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют такие учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К ЭОР можно отнести учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Но современное общество не стоит на месте и наиболее современные и эффективные для образовательного процесса ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Рассмотрим систему основных дидактических функций ЭОР в преподавании математики:
- Выполнение упражнений, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания ( интерактивное и online тестирование)
- Интерактивная доска, использование мультимедиа – проектора на уроках математики (презентация нового материала, решение кроссворда)
- Моделирование (создание геометрических фигур, тел вращения, графиков функций и т.д.)
- Исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение ( работа с моделью графика функции, изменение свойств функции, наблюдение за графиком) .
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при актуализации ранее изученного (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
- при первичном закреплении (быстрый контроль результатов);
- при обобщении изученного материала (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
- при организации исследовательской деятельности учащихся ( презентация полученных результатов).
Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном, индивидуальном и в дистанционном режиме:
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:
- при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор приводятся различные задания;
- при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
- при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
- при работе над ошибками и т.д.
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:
- при тренировке;
- при отработке ЗУН;
- при контроле и т.д.
3. Использование компьютера в дистанционном режиме:
- в исследовательской деятельности;
- в проектной деятельности учащихся;
Из практики известно, как трудно даются уроки стереометрии с старшем звене, так как у большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь ЭОР , обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон). Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием.
Итак, современный этап развития системы образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс ЭОР. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. ЭОР находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные информационно-образовательные ресурсы как средство изучения математики
Данный урок предназначен для учителей математики 5 - 7 классов. Материал его может быть использован как на математическом кружке, так и во внеклассных мероприятиях....
Статья на тему: "ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ"
Материал доклада на Всероссийской научно-практической конференции о значимомсти внедрения электронных образовательных технологий и ресурсов, как "ускорителя" передачи профессиональных знаний, личност...
Цифровые образовательные ресурсы как средство визуализации на уроках математики
В настоящее время многие школы оснащены интерактивными досками, мобильными компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование современн...
Областная выставка "Электронные образовательные ресурсы"
ПМ.02 Продажа продовольственных товаров...
Электронные информационно-образовательные ресурсы как средство изучения математики
В данной статье говориться о важности применения ЭОР при изучении математики....
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Показать учащимся и их родителям, как можно использовать компьютер в процессе обучения, и что этот процесс не менее увлекателен, как и игровой....
СТАТЬЯ "ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик, опираясь на свои потенциальные возможности...